Жуткие традиции празднования самой длинной ночи в году
Приветствую всех любителей истории и историй, путешествий во времени и пространстве и просто заглянувших на огонек!
Сегодня в самый короткий день в году, а вернее в его самую длинную ночь, наши предки праздновали день солнцеворота и затем идущую за ним Коляду.
Самый короткий день подразумевает самую долгую ночь и массу страхов и легенд древних, связанных с этим днём. Фото из сети
Самый короткий день подразумевает самую долгую ночь и массу страхов и легенд древних, связанных с этим днём. Фото из сети
Название Солнцеворот происходит от устаревшего глагола "воротиться" (совр. "вернуться"), от этого корня и название вращающегося устройства — "ворот"),(вращение по солнцу ред.) и означает возвращение обновленного солнца в наш мир, его переход с зимы на лето.
Именно в этот день древнейшие люди праздновали начало нового года, приуроченного всеми датами к движению солнца в течение года.
1) Ночь зимнего солнцестояния (самая долгая ночь, начало астрономической зимы) – 2-я Ночь-Солнцеворота. Наутро после этой ночи рождается зимнее Солнце-младенец Коляда и, по мере роста малых детских сил, с каждым днем все выше поднимается на небе;
2) День весеннего равноденствия (начало астрономической весны) – праздник наступления долгожданной Весны Комоедица. Набравшее силу весеннее Солнце-юноша Ярило топит снега, прогоняет надоевшую Зиму и дарует Природе наступление Весны.
Более подробно об этом можно прочитать здесь
https://dzen.ru/a/Y_75xI3GGiqtLqh0?share_to=link
3) День летнего солнцестояния (самый долгий день в году, начало астрономического лета) – летний праздник Купайла. Могучее летнее Солнце-муж Купайла вступает в свои права;
4) День осеннего равноденствия (начало астрономической осени) – осенний праздник Вересень (или Таусень). Былое летнее солнце-Купайла обращается в постепенно теряющее силы мудрое осеннее Солнце-старика Световита.
Этот солнечный цикл, четыре славянские ипостаси Солнца – Коляда–Ярило–Купайла–Световит, повторяется из года в год, и от него, как и от ежедневной смены дня и ночи, зависит вся жизнь людей, зверей, птиц, растений и всей земной Природы.
Самую длинную ночь в году наши предки считали ночью древнего языческого божества - Карачуна - аналога Морены в мужском обличии и злого предшественника всеми любимого Деда Мороза, подробную статью о котором можно прочесть в статье по ссылке 👇
https://dzen.ru/media/id/6208667bd0d8d570a85a5a29/zlobnyi-de...
День накануне Солнцеворота так же у древних славян назывался КОРОЧУНОМ, самым коротким днём в году. Это имя так же связывали с властителем Подземного царства — Нави (загробного мира), мороза и тьмы.
Как и Морену Карачуна не чествовали и не восхваляли, а задабривали подношениями, призванными смягчить крутой нрав Грозного бога и даровать мягкую и короткую зиму. Самым невинным обрядом был обряд кормления мороза.
Обряд кликанья (кормления) мороза представлял собой вынос ритуальной пищи (как правило поминальной, что связано с культом предков и самой жуткой традицией, связанной с Карачуном, о которой речь пойдёт ниже) в определенное время и место, а также произношение специальной приговорной формулы. Исполнителем обряда, как правило, выступал старший в доме либо по возрасту - мужчина или женщина, либо по статусу - хозяин или хозяйка.
Пища, которой угощали мороз, являлась обязательным блюдом соответствующих праздничных трапез. У русских было наиболее распространено кормление мороза овсяным киселем. В западнорусских местностях - Смоленская, Псковская губ. - мороз зазывали, как и у белорусов, на кутью. В качестве угощения могли использовать и блины: в Псковской губ. Готовили овсяные блины, наряду с кутьей, и звали Деда-Мороза:
«Дед-Мороз, Дед-Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй»
Или
«Мороз, Мороз, приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес!».
Одной из самых архаичных и жестоких форм кормления мороза, которого в незапамятные времена прочитали грозным и могущественным богом, был обряд человеческого жертвоприношения, который мы можем отследить в дошедшей до нас древней фольклорной сказке Морозко, в которой в смягченой форме описан суть ритуала: молодую невинную девушку в разгар зимы везут на санях в лес и оставляют замерзать под деревом.
В архаичном праславянском обществе молодых девушек девственниц отправляли каждую зиму в лес, как жертвоприношение Богу зимы, где им было суждено замерзнуть насмерть. Как считали многие исследователи этим волшебным днём, а вернее ночью, как раз была ночь зимнего солнцеворота: самая длинная, тяжелая, когда все духи и боги сходили на землю, чтобы пообщаться с человеком. Однако, нужно понимать, что отношение к смерти в язычестве было совсем иное, нежели сегодня, и в роли жертвы могучему божеству почиталась за благо: ведь если Мороз Карачун принял эту жертву, то в этот год он будет благосклонным и добрым. Для девушки было почетно отправится на смерть во благо общины и к этому она готовилась заранее, исполненная чувством собственной значимости, ведь именно от неё зависело, по мнению наших предков, процветание целого ряда семейств.
Для девушки быть принесенной в жертву божеству Зимы была особая честь, к нему готовились и не боялась. Фото из сети
Для девушки быть принесенной в жертву божеству Зимы была особая честь, к нему готовились и не боялась. Фото из сети
Некоторые исследователи так же уверяют, что Карачун по древнеславянским традициям воровал непослушных детей, не чтящих традиции и отряды предков, и складывал их в мешок (в видимо в форме глубокий заморозки и в мешке у него были по сути детские трупы). Сбором темной подати, по народным поверьям, он так же занимался в течение самой длинной ночи в году. В некоторых источниках рассказывается, что именно из этого языческого поверья и появился мешок у современного Дедушки Мороза, но, к счастью, уже с подарками. В этой традиции ярче всего проявляется темная сторона божества зимы Карачуна - Морозко - бога смерти и загробного мира. Ведь в старину зимой чаще всего умирали маленькие дети и ослабленные старики.
После совершения всех жертвоприношений, считалось, что нужно было помочь народиться молодому солнцу Коляде (коло в древности колесо, круг, круговорот). Главным атрибутом празднества был костер, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше. Ритуальный новогодний пирог – каравай – так же круглый и по форме тоже напоминал солнце.
21 декабря в день Зимнего Солнцестояния или Солнцеворота нашими предками праздновалась победа Света над тьмой. Солнце возрождалось к новой жизни! Именно с этого момента длительность светового дня начнет постепенно увеличиваться.
Это явление отразилось в народном фольклоре в пословице:
"Солнце - НА лето, зима - НА мороз"!.
Или «День на прибыль, зима на мороз!»
В ночь с 21 на 22 декабря наши предки жгли ритуальные костры. Фото из сети
В ночь с 21 на 22 декабря наши предки жгли ритуальные костры. Фото из сети
Смена с умирания на возрождение Солнечного божества сопровождалось шумными гуляниями на протяжении нескольких дней, с массой языческих обрядов и примет, частично сохранившихся до наших дней, но это уже совсем другая история 🥰
Всем добра и до новых встреч! Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Всегда ваша Морозова❤️🩹
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Паблико Отмороженные истории | Паблико
Моя группа В Контакте
https://vk.com/morozova_ja
Фольклор и традиции
59 постов194 подписчика
Правила сообщества
Живите дружно и мирно. Не устраивать срась на национальном признаке. Будьте толерантны и дружелюбны. Всем мира и добра!