939

Женские прически XIX века

Женская мода в XIX веке менялась практически каждое десятилетие. С мужской все скучнее. Начинается десятилетие с эпохи ампира. После Великой Французской революции происходит всеобщее упрощение моды в качестве протеста против дворянской аристократической культуры рококо. Большинство причесок были с античной претензией: "а-ля грек", "а-ля Тит", "узел Психеи" и так далее.

Появилась даже совершенно невозможная вещь: женские короткие стрижки. В период Директории (1795—1799) в Париже появилась так называемая "причёска жертвы" (à la sacrifié) как подражание приговорённым к казни на гильотине. Очень популярной была прическа а-ля Тит: мелко завитые кудряшки, как у мраморного бюста императора Тита.

(Тут могла быть та милая картинка с сисечками, но не будет, потому что хочу срубить рейтинга).


После двух десятилетий ампирных мод, когда популярностью пользовались прически на античный манер, в том числе короткие женские стрижки, в 1830-е годы мода снова усложняется. Волосы завивают локонами у висков, а на затылке собирают в причудливые пучки. Одна из самых популярных причесок 1830-х называлась «узел Аполлона» — волосы заплетались в косички и укладывались на макушке высокую «корзинку», для устойчивости использовался проволочный каркас.

По-моему, мода 1830-х просто ненадолго заболела, это был переход от ампира к романтизму. Прически 30-х выглядят сложными и нелепыми, как огромные рукава буфы платьев.

Так что спасибо королеве Виктории за то, что для своей коронации в 1837 году она выбрала сравнительно скромную прическу - "а-ля Клотильда". Две косички обвиваются вокруг ушей, оставляя их открытыми, сверху волосы гладко зачесаны.

Это любимая прическа королевы Виктории становится очень популярной в конце 30-х - начале 40-х.

В эпоху романтизма (середина XIX века) в моде преобладали прямые проборы, завитые локоны на висках, объёмные пучки на затылке и аккуратно уложенные косы. В отличие от популярных причесок предшествующего десятилетия, с 1840-х объемные пучки из кос или локонов располагаются не вертикально на макушке, а сзади на затылке, оставляя открытой шею.

Волосы, как правило, обрамляют щеки и прикрывают уши, иногда локоны спускаются до плеч, по моде середины века, обнаженных. В моде маленькие налобные украшения - фероньерки.

Фишка 1850-60-х - гладко прилизанные, блестящие темные волосы. К слову, почти на всем протяжении истории, в Европе ценились светлые золотистые волосы. Но в викторианскую эпоху золотистые волнистые или кудрявые волосы вдруг становятся чем-то демоническим, как и рыжие. Их постоянно рисуют прерафаэлиты (с явной фрейдистской символикой) и описывают авторы мрачных готических рассказов.

Викторианская же мораль диктует идеал женщины "домашнего ангела". Помогает в этом Виктория и культ ее личности. А у нее как раз гладкие темные волосы. В эту эпоху даже исчезают драгоценные головные украшения. Можно украсить прическу ниткой жемчуга или живыми цветами.

В 1870-е фасон женского платья меняется, юбки становятся уже, а плечи и шея в дневное время полностью скрываются под тканью, декольте и короткие рукава допускаются лишь в вечерних нарядах. Этот период в моде характеризуется стилем неорококо и подражанием моде XVIII века.

Прически 1870-х — 1880-х годов замысловатые и высокие, зачастую для их создания требовались накладные локоны. Спереди и над висками волосы зачесывали высоко вверх для придания объема, на макушке укладывали в петли или косы, а сзади волосы обычно укладывались в сеточку или спадали длинными завитыми локонами на шею и спину. Модной тенденцией 1880-х были кудрявые челки.

рически 1890-х годов, как правило, были более компактными — локоны больше не выпускались свободно, а укладывались в сложный пучок на затылке, который лишь слегка выступал над головой при взгляде спереди. На рубеже веков влияние на моду оказывал идеал красоты, созданный американским иллюстратором Чарльзом Гибсоном и получивший собирательное наименование «девушки Гибсона» — в моду вошла прическа «а-ля Помпадур». 
Волосы стали носить более свободными и волнистыми, а челки постепенно исчезли из высокой моды. К концу десятилетия многие носили волосы собранными в большой пучок на макушке. Этот стиль также доминировал на протяжении всего первого десятилетия XX века.

ПС. Подписывайтесь, будут еще посты по историческим ништячкам)

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно про прерафаэлитов и фрейдистскую символику, можно чуток подробнее? Всегда интересовало это странное отношение к рыжеволосым..

раскрыть ветку (9)
17
Автор поста оценил этот комментарий

Анализируя женские образы с картин прерафаэлитов, некоторые исследователи делают вывод о фрейдистской связи распущенных женских волос, особенно волнистых, извивающихся, напоминающих змей, и мужского страха перед женской сексуальностью. По мнению Фрейда, в мифе о Медузе Горгоне змеи-волосы означают женский половой орган, а вызываемый ими ужас — интерпретация подсознательного страха кастрации.


Таким образом, распущенные женские волосы олицетворяли в викторианском представлении женскую непокорность и порочность, в то время как гладкие, аккуратно уложенные волосы были символом целомудренности и послушания, «домашнего ангела», каким хотело видеть женщину патриархальное викторианское общество.


На картинах прерафаэлитов чаще всего можно видеть женщин с прекрасными золотистыми или рыжими волосами — это было одно из главных требований, предъявляемых художниками при поиске натурщиц. Часто моделей приходилось искать в публичных домах, так как приличные девушки не соглашались позировать в столь непристойном виде.

раскрыть ветку (8)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно, я понимаю про волнистые, но почему именно рыжие волосы? Волнистые - ясно, но рыжие почему..

раскрыть ветку (7)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Редкий цвет волос, характерный для некоторых отдельных народов (шотландцы, евреи, финно-угры). Как следствие, негативный символизм имеет у ближайших соседей упомянутых народов. Например, обилие шутеек про рыжих в русском фольклоре идет как раз от финно-угроских народов, которые комические персонажи со времен Киевской Руси (чудь, меря). Из всех народов Европы выше всего доля рыжих у удмуртов. У англичан поди идет от шотландцев и впитывания остаточного кельтского фольклора со всеми этими демонами, ведьмами, эльфами и так далее. Что из прерафаэлитов активно перло в виде Артурианы.  

5
Автор поста оценил этот комментарий
У рыжих нет души. Смотрите документальные фильмы, а не только лазайте по Пикабе.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А цена за рыжую краску для волос -душа)
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Давно интересно: если девушка красится в рыжий - она что, лишается души?) А если потом отращивает свой цвет - душа возвращается?))
А если потом еще раз красится...?)
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
нет, "умерла так умерла". Никаких возвратов.
1
Автор поста оценил этот комментарий

с сиим спектром документалистики ознакомлена от и до, так што не надо мне тут

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
А я што? Я ништо. Другие вон што и ништо, а я чуть што так сразу вон што.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку