Защитники шведского нейтралитета, построенные по итальянским чертежам. Крейсеры типа Tre Kronor

В первой половине XX века мир содрогнулся от двух кровопролитных войн. Самые тяжёлые бои шли на территории Европы. Но Швеция старалась сохранять нейтралитет, не вмешиваясь в конфликт центральных государств. Тем не менее это не означало, что страна полностью откажется от наличия вооружённых сил. Географическое положение, в первую очередь, подразумевало наличие флота. И с этим у Швеции было не всё так гладко.


Долгое время командование рассчитывало строить лишь броненосцы береговой обороны. Но глядя на печальный опыт соседних Норвегии и Финляндии, шведы приняли иное решение. Флоту требовался небольшой быстроходный корабль с артиллерией среднего калибра. Иными словами, это должен был быть лёгкий крейсер.

Защитники шведского нейтралитета, построенные по итальянским чертежам. Крейсеры типа Tre Kronor Корабль, Швеция, Крейсер, Флот, Длиннопост

Лёгкий крейсер Tre Kronor


Первоначально предполагалось купить корабль у США или Италии. Но договориться с американцами не удалось, а итальянцы продали только проектную документацию. Впрочем, этого было достаточно, и работы над новым крейсером начались. Было заказано два корабля с именами Tre Kronor (рус. «Три Короны») и Gota Lejon (рус. «Готский лев»).

Защитники шведского нейтралитета, построенные по итальянским чертежам. Крейсеры типа Tre Kronor Корабль, Швеция, Крейсер, Флот, Длиннопост

Лёгкий крейсер Gota Lejon


В феврале 1943 года оба крейсера были заложены и спустя полтора года спущены на воду. Но из-за забастовок рабочих на верфи сдать корабли удалось только в 1947 году.


Полное водоизмещение крейсера — 9200 тонн, при длине корпуса 174 м. Бронирование напоминало итальянские корабли: за 20 мм обшивкой располагался 70-80 мм пояс. К нему примыкали 2 палубы по 30 мм каждая, а жизненно важные части дополнительно были прикрыты плитами до 50 мм. Силовую установку представляли 2 мощных турбозубчатых агрегата и 4 котла, что позволяло крейсерам набирать максимальную скорость в 33 узла, что было на 1 узел больше, чем по проекту. Запасов топлива хватало на 4300 миль экономичным ходом. Экипаж корабля — 783 человека.


Основным вооружением были 152-мм орудия фирмы «Бофорс», расположенные в трёх башнях — 1 трёхорудийная на носу и 2 двухорудийных в кормовой части. Угол возвышения стволов до 70 градусов позволял вести огонь не только по надводным целям, но и по авиации. Отличительной чертой данных артустановок была их уникальная система перезарядки. Перед тем как выстрелить, снаряд соединялся с гильзой с помощью гидравлического прибойника. И после, уже как унитарный, перемещался в казённую часть. Эта система позволяла расположить погреба со снарядами и заряды к ним отдельно. При этом скорострельность орудий не падала и достигала до 15 выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы — 22 км по надводным целям и 15 км по воздушным.


В качестве дополнительного вооружения на корабле имелись два 533-мм торпедных аппарата. Малокалиберную зенитную артиллерию представляли десять спаренных 40-мм пушек и семь 20-мм автоматов, также фирмы «Бофорс».


После вступления в строй оба крейсера стали выполнять обычные для мирного времени задачи. Тем более Швеция не собиралась вступать в войну с кем-либо. Уже в 1958 году, подсчитав расходы на эксплуатацию этих двух лёгких крейсеров, правительство решило вывести их в резерв. На этом моменте история для Tre Kronor закончилась. В 1963 году его списали в утиль, при этом корпус до 1993 года использовали в качестве понтона для моста.

Защитники шведского нейтралитета, построенные по итальянским чертежам. Крейсеры типа Tre Kronor Корабль, Швеция, Крейсер, Флот, Длиннопост

Лёгкий крейсер Tre Kronor


Жизнь второго корабля оказалась более яркой. В 1953 году Gota Lejon представлял Швецию на Большом морском параде в Спитхеде по случаю коронации Елизаветы II. Возвращаясь из Великобритании, шведский корабль состязался в скорости с советским лёгким крейсером «Свердлов» проекта 68-бис. Gota Lejon обогнал соперника, несмотря на то, что его проектная скорость была чуть меньше.


Как и головной корабль серии, Gota Lejon был выведен в резерв в 1958 году. В 1963-1964 гг он ненадолго вернулся в строй для прохождения учений. Корабль так бы и разобрали, но его приобретением заинтересовалась Республика Чили.

Защитники шведского нейтралитета, построенные по итальянским чертежам. Крейсеры типа Tre Kronor Корабль, Швеция, Крейсер, Флот, Длиннопост

Лёгкий крейсер ВМС Чили Almirante Latorre, бывший шведский Gota Lejon


В 1971 году корабль вступил в состав Чилийских ВМС под именем Almirante Latorre. В новых условиях крейсер прослужил примерно 13 лет. За это время он не раз участвовал в ежегодных учениях флота. В 1985 году уже устаревший корабль был выведен из состава ВМС и отправлен на слом в Тайвань.


На момент вступления в строй эти лёгкие крейсеры являлись довольно сильными в сравнении с одноклассниками из других стран. Они обладали отличными артиллерийскими системами, хорошими скоростными качествами. Главным недостатком кораблей была дороговизна обслуживания. Созданные в период войны, они служили в мирное время и никогда не участвовали в боевых действиях. Но это не помешало крейсерам типа Tre Kronor занять своё место в истории шведского кораблестроения.

Защитники шведского нейтралитета, построенные по итальянским чертежам. Крейсеры типа Tre Kronor Корабль, Швеция, Крейсер, Флот, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.