Зарабатывай головой, а не руками. Или почему я ушел с завода.

В студенческие годы, как это обычно бывает, нужны были деньги. Решил пойти на завод. ЗП по отзывам знакомых была достойной, а от работы я никогда не бегал. На заводах доселе не был, "отечественное производство" увидал в первый раз. Увидал и понял, что когда говорили, что в России нет производства, лукавили не очень сильно.
Завод выпускал запчасти для Камазов и УАЗов. Меня приняли токарем 5го разряда и поставили на черновую шлифовку камазовского распред.вала. Т.е. ко мне вал попадал прямо из печи: свежий и горячий. В общей сложности в моем ведении было 8 станков на 4 операции: шлифовка больших кулаков и головы, шлифовка малой головы, вырезка паза фрезой и шлифовка малых кулачков. Дада, Карл, 8 станков выставленных на 50 метровом отрезке по которому я перемещался 9 часов в день с 15минутным перерывом на обед. Почему 15минутным? Потому что иначе сделать норму было нереально. В начале рабочего дня, нужно придти за полчаса минимум и проверить уровень эмульсии в станках (эдакий антифриз), в случае недостатка - натаскать в ведрах. Потом срещиваешь пальцы и запускаешь их по очереди. Как обычно, Первый, Самый Большой и Самый Старый не заводится с первого раза: аварийный Стоп, снова Пуск, снова Стоп, попробовать крутнуть камни и Пуск...завелся. Если печка с ночи накидала балванок, повезло, успели остыть, в перчатках-то работать нельзя, а голыми руками браться за горячий метал, пусть даже руки будут в эмульсии...
Вскакиваешь на помост перед Первым станком, и поехали...
Ручным (!) управлением шлифуешь первый вал, тут же спускаешься с помоста ко Второму станку, снова ручное упраление, затем сразу на Фрезу. Слава богу, Фреза - автомат, резать будет 50 секунд. Назад к Первому, еще 2 вала, на Второй, сменить Фрезу, еще Второй, снова Первый, 1 вал, Фреза, Второй, Первый... Накопив 5 валов, прошедших фрезу, на тележке откатываешь их к 5 оставшимся станкам, по одному валу в каждый. В них деталь крутиться еще около 5 минут. За это время нужно вернуться к первым трем станкам и подготовить еще 5 валов. Не забывай отмечать сколько ты сделал валов на Первом станке. Через каждые 20 нужно доливать ведро эмульсии. Обязательно сломается один из пяти станков на четвертой фазе. Хорошо, если один, хорошо, если один раз. Хорошо не бывает никогда. Два станка встают сразу: на первом повисла автоматика, нужно перезапускать сначала: потеряно 5 минут. На втором галимый камень, гробит детали, нужно искать местного Кулибина, пусть чинит, или меняет, или хер его знает что делает, но тебе некогда, нужно перезарядить Фрезу. Не дай бог встанет печка. Когда она запуститься снова, ты получишь расколенные болванки. Помните ведь, что перчатки запрещены? Будешь жечь ладони и материться. А как иначе, ты ведь хочешь денег?
Норма на смену: 180шт. Через 3 недели я научился их делать стабильно, что бы не случалось с моими станками. Зачем-то дали помощника, я на Первом, он на остальных. Итог, я сделал за смену 288шт, он 79 и это еще печка стояла. В жопу помощника.
В цепи операций меньше всего времени требуется на Первый станок. Но чтобы тратить на нем меньше всего времени, сперва нужно научиться. 1889 год выпуска, автоматика на нем давно не работает, давление шлифовальных камней (к слову, их 4) ты задаешь сам ручкой. По правилам все нужно делать очень плавно, но тогда, на один вал можно потратить минуту. У тебя нет столько времени. Поэтому ты с каждым разом все сильней выкручиваешь ручку, увеличивая давление, но уменьшая время воздействия, и наконец находишь критическую точку, при которой вал готов за 7 секунд. Выкроить еще секунду - слишком велик риск сломатть вал. Но даже в этой критической точке может быть опасно.
Защитного экрана на Первом нет. Треск раздался, когда я снова уже на автомате выкрутил ручку. Вдруг, адская боль в ноге, не могу стоять. Аварийный Стоп. Оседаю на пол, нога не шевелиться, камрман джинс разодран. От гребанного шлифовального камня откололся кусок размером почти с шайбу и втемяшился мне в ногу. В кармане был мобильник. Телефон вдребезги, но благодаря его героической смерти, на ноге всего лишь гематома с блюдце. Все зажило, конечно, но больше я на завод не возвращался.