636

Записки об Ассириологии или цилиндрические печати Месопотамии

Привет, после значительной паузы возвращаюсь к Древнему Ближнему Востоку и его истории.


Для тех, кто читает впервые, начало вот тут, а я  продолжу:  некоторое время я размышляла, что бы рассказать такое, о чем широкому читателю или зрителю мало известно про Месопотамию, но для специалистов является одним из основополагающих элементов их работы. И мне пришло в голову: Расскажу-ка я о цилиндрических печатях (cylinder seals), важной категории археологических объектов в этом регионе.

Источник: Pergamonmuseum, Berlin

Печать приблизительно 7 века до н.э. Вавилон.


Они (печати) представляли из себя цилиндры, как можно понять по названию, которые прокатывались по мягкой глине, оставляя рисунок на поверхности.  Печати же в нашем обычном понимании (как штамп) встречались редко и в основном на периферийных территориях.

Длина цилиндра в среднем составляла от 2 до 4 см.


В середине у цилиндров было отверстие (на картинке выше это видно) и носили их часто на шнурке на шее, либо сбоку на поясе. Более дорогие печати могли иметь металлические колпачки, в том числе из золота.

Источник: sespoa.huma-num.fr


На поверхности были вырезаны различные изображения, а также иногда клинописные знаки: личное имя обладателя, профессия, имена богов и тому подобное. Материал, из которого производили печати, в большинстве камень мягких пород.

Линк на  источник


Эта печать датирована  2000-1600 до н.э. А значит это времена первой династии Вавилона, самым известным представителем которой является Хаммурапи. Клинопись содержит имена двух божеств. Это бог солнца Шамаш и его супруга Айа.

Слева изображен король/царь в триумфальной позе (victorious king - это специальный термин описывающий эту позу, которая с аккадских временем постоянно встречается как в глиптике, так и на рельефах). Он сжимает в правой поднятой на уровне груди руке булаву (mace англ./Keule нем.) Перед царем, подняв руки в молитвенном жесте, стоит богиня.

Из забавного: внизу между ними странным богомолом изображена обезьянка ;)


Специалисты спорят о "дате" их возникновения, но одно не вызывает сомнений во второй половине 4 тыс. на территории шумеров печати уже использовались.


Они бывали нескольких видов: личные, печати целых учреждений, а также печати богов.

Главная функция  у печатей была самая что ни на есть логичная: они служили как подписью одного человека, так и печатью целого учреждения. Если сейчас бухгалтер штампует платежки, то раньше печатью прокатывали например по глиняной табличке с количеством зерна, которое поступило в храм, чем самым заверяя "приемку товара".


Была у печатей и охранная функция: дверь помещения, в котором хранилось добро привязывали к стене штуром, на шнур накладывали сырую глину и по глине проводили печатью,  "опечатывали". Засыхая она плотно фиксировала шнур. Пока цела печать, запасы в комнате тоже целы.

Это картинка реконструкция по иранским печатям (в данном случае это печать-штемпель,  но функция та же). В углу под номером три можно увидеть горку старых уже использованных и сломанных печатей.

Из книги "Metallene Compartimentsiegel aus Ost-Iran, Zentralasien und Nord-China" von Susanne Baghestani


Так же запечатывали и сами товары при транспортировке: ящики, сосуды, мешки. Даже скот  могли "опечатать". Встречаются и такие свидетельства: остатки глиняных "этикеток", на одной стороне которых печать, а на другой следы шкуры животного. 

Источник: Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie, Siegelpraxis B. Archäologisch · Sealing practice B. Archaeological, Otto A.


Еще одна функция печатей "нотариальная". При заключении сделки у писца свои подписи/печати под текстом оставляли как сами участники сделки, так и свидетели, тем самым как заверяя ее законность, так и являясь гарантом ее исполнения.


Профессор нам рассказывала, что до сих пор встречаются женщины в Сирии (она вела раскопки много лет еще до войны именно там), которые носят на шее разнообразные древние печати. И они к сожалению не дают их даже посмотреть постороннему, поскольку считают что это принесет несчастье. А для специалиста это ценный материал.


В целом печати и их глиняные отпечатки (которых сохранилось значительно больше)  важный источник информации для археологов, поскольку изображения на них (темы, способ нанесения, сюжеты, стиль) менялись как с течением времени, так и с регионом. Специалисты, смогут отличить например печать из времен Урука (4-3 тыс. до н.э.) от сирийской печати позднего бронзового века (вторая половина второго тыс до н.э.).

Насколько я слышала, при сдаче бакалавриата студентам могут дать несколько фотографий печатей с просьбой рассказать к какому периоду или региону принадлежит та или иная печать, а также попросить провести короткий иконографический анализ. Что в принципе указывает на то, что разбираться в этом теме как для ближневосточного археолога, так и для ассириолога важно.


Печать найденная при раскопках может датировать весь слой или подтвердить предполагаемую датировку, а значит и остальные предметы найденные рядом с этой печатью. Также печати в полном смысле этого слова можно назвать искусством и резьбой по камню, поскольку изящно оформить тонкие детали на маленьком кусочке камня задача не самая простая.

Источник, первое тысячелетие до н.э.


Здесь изображена сцена охоты. Две фигуры. Первая фигура слева, с луком и двумя колчанами за плечами: гибридное существо. Голова мужчины, хвост и лапы птицы. Перед ним крылатое существо с головой льва и лапами птицы. Очень популярная тема в этот период.



Литература на английском и немецком языках (на русском я не нашла ничего):


- First Impressions: Cylinder Seals in the Ancient Near East by Dominique Collon

Вообще Доменик Коллон  общепризнанный эксперт в области цилиндрических печатей и кроме этой книги у нее есть и другие посвященные печатям, а также каталоги Британского музея составленные под ее руководством.


- Vorderasiatische Rollsiegel. Ein Beitrag zur Geschichte der Steinschneidekunst von Anton Moortgat.


Википедию также никто не отменял для общего знакомства с материалом, правда на английском и русском там кот наплакал, но на немецком очень подробная статья, а внизу очень хороший и добротный список литературы.



Всем добра и не болеть!

Источник: Die Glyptik vom Tell Halaf von Elsen-Novak G.

Лига историков

19.4K постов55K подписчика

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
32
Автор поста оценил этот комментарий

Какая оказывается древняя традиция у опечатывания помещений.

Круто выглядит, захотелось себе такую же печать!

ИП Иванов

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (17)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Центральная фигура это явно Genius, божество низшего ранга. Хотя и одежда меня смущает. Но у них часто защитные и лечебные функции... Так что охранное предприятие или косметическая клиника могут взять на вооружение :)

раскрыть ветку (13)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, что это не гений, а Нинурта. Он очень похож на изображение Нинурта, с барельефа "Нинурта и Анзу", те же четыре крыла, та же борода, головной убор, похожая одежда.


Богом-героем был сын Энлиля Нинурта, появившийся в четырёх шумерских текстах и одном аккадском. Нинурта побеждает монстра из вулкана и его каменных союзников. Затем бог решает судьбы камней: «благословенные» будут полезны людям сами по себе, «проклятые» будут расколоты или стёрты в порошок.

Нинурта стремился получить силы старших богов. Он выследил и убил гигантскую птицу Анзу, похитившую силы его отца Энлиля. В аккадской версии герой не сразу согласился вернуть отцу его силы. Но в итоге уступил, за что потом удостоился похвалы от богов. В шумерской поэме «Нинурта и черепаха» герой после победы над Анзу хочет оставить полученные силы себе. Чтобы усмирить его, Энки создаёт гигантскую черепаху. Когда Нинурта схвачен чудовищем, бог мудрости укоряет его за самоуверенность.

В написанной в 12-м веке до н. э. вавилонской поэме о боге Мардуке «Энума Элиш» сюжет с Нинуртой был переосмыслен. Эа (Энки) призвал своего сына Мардука для борьбы с Тиамат. Перед битвой боги отдали свои силы Мардуку, который оставил их себе и после победы сделал центром мира Вавилон. Историю о соперничестве между сыном и отцом сменила новелла о том, как бог мудрости сделал сына верховным богом.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (5)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ваше сообщение потребовало небольшого исследования. :)


Первый момент, самый простой. То что на печати выше изображен именно Genius сходятся и специалисты. Есть огромный труд Der Alte Orient (Propylen Kunstgeschichte) von Winfried Orthmann Это настольная библия ближневосточных исскуствоведов. В ней приводится печать и подробное описание (под номером 275 h). В книге приведенной мной в списке литературы от Антона Моортгата эта печать идет под номером 735 и описание достаточно лаконично: Четырехкрылый Гениус схватил двумя руками львов за задние лапы Это корявый перевод фразы: Vierflügeliger Genius hat mit beiden Händen je einen Löwen an Hinterbein gepackt.

Обе книги у меня есть ( с наступлением локдауна пришлось сильно расширять свою личную библиотеку) При желании я могу отсканировать. Я стараюсь проверять свои утверждения )

т.е. если к приведенным вами изображении Нинурты есть вопросы, то тут высшего божества просто не может быть из.за особенностей иконографии.


Касательно Нинурты. есть замечательная книга "Die Reliefprogramme religiös-mythologischen Charakters in neuassyrischen Palästen" von Kolbe там рассматриваются разные виды Гениев, в том числе преследующих "дракона". Я их запомнила, когда просматривала книгу.


К сожалению у меня отсканирована только часть, которая мне нужна была для доклада, поэтому я не могу сейчас прочитать что конкретно он писал про этих существ, хотя постараюсь взять в ближайшие дни. Меня эта тема заинтересовала.

Зато залезла в Реальлексикон (ссылка на него у меня тоже приведена) и там это изображение ставится под сомнение на основе того, что никогда не изображался Нинурта с крыльями. Вообще с крыльями изображалась из божеств (настоящих, высокого ранга) только Иштар.


поэтому как я понимаю сейчас существуют два противоположных лагеря: те, кто считает, что это Нинурта на основе того, что изображение найдено в его храме и отвечает мифу и те кто считает, что это гениус на основе иконографии. При случае я узнаю мнение моих преподавателей. и поищу еще информацию, поскольку этот вопрос действительно занимательный. Спасибо.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ого, я конечно не хотел отнимать много времени, но очень круто, что вы так ответственно подходите к проверке материала!


Как вы думаете, серафимы, херувимы, начала, господства, престолы, силы, власти, ангелы и архангелы являются двоюродными и троюродными братьями этих шумерских гениев?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Мне самой интересно поискать. т.к. я была уверена, что знаю ответ

Но оказалось, что нет))



Как вы думаете, серафимы, херувимы, начала, господства, престолы, силы, власти, ангелы и архангелы являются двоюродными и троюродными братьями этих шумерских гениев?

меня где.то уже спрашивали на библейскую тематику. Я в ней не разбираюсь от слова совсем. ) Поэтому могу только молчать.


Попыток сравнить одно с другим или вывести одно из другого у серьезных ученых я не встречала. Хотя это не означает, что этого не существует. Просто мой опыт еще не очень большой.


Зато я помню какой отповедь получила однажды одна студентка использовав имя "Лолита" для одного из известных изображений Иштар. С того момента я избегаю всяких спекулятивных обозначений, которые звучат интересно, но не имеют под собой твердых доказательств.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за ответ, обозначение границы своей компетенции, выдает ответственного специалиста.

1
Автор поста оценил этот комментарий

При этом Анзу часто изображается вместе с двумя львами.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно, что на иврите солнце - "шемеш", как вавилонской бог солнца.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так Папа Римский говорит, что Авраам родился в шумерском Уре.

https://russian.rt.com/inotv/2021-03-07/El-Peridico-Papa-Rim...

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Так это в Библии было написано. Во всяком случае в русском переводе.

1
Автор поста оценил этот комментарий

А у них они именно "гениями" назывались, или это просто термин для божков?

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Genius это современный собирательный термин. Для подобных существ, которые были особенно распространены в ново-ассирийский период. До конца не ясна и их позиция в божественной иерархии, хотя понятно, что это не боги высшего порядка.


В позапрошлом посте, еще в декабре я упоминала про один из видов genius'a ... его имя известно apkallū , что переводится с аккадского как "мудрец".


Добавлено: вот https://en.m.wikipedia.org/wiki/Winged_genie сейчас нашла на английском. Википедии в этом плане можно верить. Статьи этого направления насколько я знаю так или иначе иногда проверяют специалисты на предмет мракобесия. :)

0
Автор поста оценил этот комментарий

Genius и джины как-то ведь взаимосвязаны?

0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Это победитель половцев и печенегов.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Это у вас в руках подрядчики, которые продрочили все сроки начала работ?

2
Автор поста оценил этот комментарий
Так, ИП Иванов, вы неполатили налогов на период с 1826 по 1818 года до н.э., в размере 300 сиклей.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я Могущественный Бык, рождающийся в Ефрате, я Вскормлен от обеих Владычиц, Возносящих в царском сане, я Подобен Ануннакам в небесах, я Сильнейший из сильных, Священный явлением, я Господин Двух Земель, я Неизменный, я Сын Энлиля, наипрекраснейший, я Нинурта, Бог и Герой, я Карающий и Взимающий дань.

За свою дерзость смертный, из твоей кожи Ашшур изготовит барабан и ты будешь вечность благодарить и славить Меня.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку