Записки об Ассириологии или цилиндрические печати Месопотамии

Привет, после значительной паузы возвращаюсь к Древнему Ближнему Востоку и его истории.


Для тех, кто читает впервые, начало вот тут, а я  продолжу:  некоторое время я размышляла, что бы рассказать такое, о чем широкому читателю или зрителю мало известно про Месопотамию, но для специалистов является одним из основополагающих элементов их работы. И мне пришло в голову: Расскажу-ка я о цилиндрических печатях (cylinder seals), важной категории археологических объектов в этом регионе.

Записки об Ассириологии или цилиндрические печати Месопотамии Месопотамия, История, Древний мир, Древняя история, Шумеры, Наука, Длиннопост

Источник: Pergamonmuseum, Berlin

Печать приблизительно 7 века до н.э. Вавилон.


Они (печати) представляли из себя цилиндры, как можно понять по названию, которые прокатывались по мягкой глине, оставляя рисунок на поверхности.  Печати же в нашем обычном понимании (как штамп) встречались редко и в основном на периферийных территориях.

Длина цилиндра в среднем составляла от 2 до 4 см.


В середине у цилиндров было отверстие (на картинке выше это видно) и носили их часто на шнурке на шее, либо сбоку на поясе. Более дорогие печати могли иметь металлические колпачки, в том числе из золота.

Записки об Ассириологии или цилиндрические печати Месопотамии Месопотамия, История, Древний мир, Древняя история, Шумеры, Наука, Длиннопост

Источник: sespoa.huma-num.fr


На поверхности были вырезаны различные изображения, а также иногда клинописные знаки: личное имя обладателя, профессия, имена богов и тому подобное. Материал, из которого производили печати, в большинстве камень мягких пород.

Записки об Ассириологии или цилиндрические печати Месопотамии Месопотамия, История, Древний мир, Древняя история, Шумеры, Наука, Длиннопост

Линк на  источник


Эта печать датирована  2000-1600 до н.э. А значит это времена первой династии Вавилона, самым известным представителем которой является Хаммурапи. Клинопись содержит имена двух божеств. Это бог солнца Шамаш и его супруга Айа.

Слева изображен король/царь в триумфальной позе (victorious king - это специальный термин описывающий эту позу, которая с аккадских временем постоянно встречается как в глиптике, так и на рельефах). Он сжимает в правой поднятой на уровне груди руке булаву (mace англ./Keule нем.) Перед царем, подняв руки в молитвенном жесте, стоит богиня.

Из забавного: внизу между ними странным богомолом изображена обезьянка ;)


Специалисты спорят о "дате" их возникновения, но одно не вызывает сомнений во второй половине 4 тыс. на территории шумеров печати уже использовались.


Они бывали нескольких видов: личные, печати целых учреждений, а также печати богов.

Главная функция  у печатей была самая что ни на есть логичная: они служили как подписью одного человека, так и печатью целого учреждения. Если сейчас бухгалтер штампует платежки, то раньше печатью прокатывали например по глиняной табличке с количеством зерна, которое поступило в храм, чем самым заверяя "приемку товара".


Была у печатей и охранная функция: дверь помещения, в котором хранилось добро привязывали к стене штуром, на шнур накладывали сырую глину и по глине проводили печатью,  "опечатывали". Засыхая она плотно фиксировала шнур. Пока цела печать, запасы в комнате тоже целы.

Записки об Ассириологии или цилиндрические печати Месопотамии Месопотамия, История, Древний мир, Древняя история, Шумеры, Наука, Длиннопост

Это картинка реконструкция по иранским печатям (в данном случае это печать-штемпель,  но функция та же). В углу под номером три можно увидеть горку старых уже использованных и сломанных печатей.

Из книги "Metallene Compartimentsiegel aus Ost-Iran, Zentralasien und Nord-China" von Susanne Baghestani


Так же запечатывали и сами товары при транспортировке: ящики, сосуды, мешки. Даже скот  могли "опечатать". Встречаются и такие свидетельства: остатки глиняных "этикеток", на одной стороне которых печать, а на другой следы шкуры животного. 
Записки об Ассириологии или цилиндрические печати Месопотамии Месопотамия, История, Древний мир, Древняя история, Шумеры, Наука, Длиннопост

Источник: Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie, Siegelpraxis B. Archäologisch · Sealing practice B. Archaeological, Otto A.


Еще одна функция печатей "нотариальная". При заключении сделки у писца свои подписи/печати под текстом оставляли как сами участники сделки, так и свидетели, тем самым как заверяя ее законность, так и являясь гарантом ее исполнения.


Профессор нам рассказывала, что до сих пор встречаются женщины в Сирии (она вела раскопки много лет еще до войны именно там), которые носят на шее разнообразные древние печати. И они к сожалению не дают их даже посмотреть постороннему, поскольку считают что это принесет несчастье. А для специалиста это ценный материал.


В целом печати и их глиняные отпечатки (которых сохранилось значительно больше)  важный источник информации для археологов, поскольку изображения на них (темы, способ нанесения, сюжеты, стиль) менялись как с течением времени, так и с регионом. Специалисты, смогут отличить например печать из времен Урука (4-3 тыс. до н.э.) от сирийской печати позднего бронзового века (вторая половина второго тыс до н.э.).

Насколько я слышала, при сдаче бакалавриата студентам могут дать несколько фотографий печатей с просьбой рассказать к какому периоду или региону принадлежит та или иная печать, а также попросить провести короткий иконографический анализ. Что в принципе указывает на то, что разбираться в этом теме как для ближневосточного археолога, так и для ассириолога важно.


Печать найденная при раскопках может датировать весь слой или подтвердить предполагаемую датировку, а значит и остальные предметы найденные рядом с этой печатью. Также печати в полном смысле этого слова можно назвать искусством и резьбой по камню, поскольку изящно оформить тонкие детали на маленьком кусочке камня задача не самая простая.

Записки об Ассириологии или цилиндрические печати Месопотамии Месопотамия, История, Древний мир, Древняя история, Шумеры, Наука, Длиннопост

Источник, первое тысячелетие до н.э.


Здесь изображена сцена охоты. Две фигуры. Первая фигура слева, с луком и двумя колчанами за плечами: гибридное существо. Голова мужчины, хвост и лапы птицы. Перед ним крылатое существо с головой льва и лапами птицы. Очень популярная тема в этот период.



Литература на английском и немецком языках (на русском я не нашла ничего):


- First Impressions: Cylinder Seals in the Ancient Near East by Dominique Collon

Вообще Доменик Коллон  общепризнанный эксперт в области цилиндрических печатей и кроме этой книги у нее есть и другие посвященные печатям, а также каталоги Британского музея составленные под ее руководством.


- Vorderasiatische Rollsiegel. Ein Beitrag zur Geschichte der Steinschneidekunst von Anton Moortgat.


Википедию также никто не отменял для общего знакомства с материалом, правда на английском и русском там кот наплакал, но на немецком очень подробная статья, а внизу очень хороший и добротный список литературы.



Всем добра и не болеть!

Записки об Ассириологии или цилиндрические печати Месопотамии Месопотамия, История, Древний мир, Древняя история, Шумеры, Наука, Длиннопост

Источник: Die Glyptik vom Tell Halaf von Elsen-Novak G.

Лига историков

13.5K поста50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
30
Автор поста оценил этот комментарий

Какая оказывается древняя традиция у опечатывания помещений.

Круто выглядит, захотелось себе такую же печать!

ИП Иванов

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (17)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Центральная фигура это явно Genius, божество низшего ранга. Хотя и одежда меня смущает. Но у них часто защитные и лечебные функции... Так что охранное предприятие или косметическая клиника могут взять на вооружение :)

раскрыть ветку (13)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, что это не гений, а Нинурта. Он очень похож на изображение Нинурта, с барельефа "Нинурта и Анзу", те же четыре крыла, та же борода, головной убор, похожая одежда.


Богом-героем был сын Энлиля Нинурта, появившийся в четырёх шумерских текстах и одном аккадском. Нинурта побеждает монстра из вулкана и его каменных союзников. Затем бог решает судьбы камней: «благословенные» будут полезны людям сами по себе, «проклятые» будут расколоты или стёрты в порошок.

Нинурта стремился получить силы старших богов. Он выследил и убил гигантскую птицу Анзу, похитившую силы его отца Энлиля. В аккадской версии герой не сразу согласился вернуть отцу его силы. Но в итоге уступил, за что потом удостоился похвалы от богов. В шумерской поэме «Нинурта и черепаха» герой после победы над Анзу хочет оставить полученные силы себе. Чтобы усмирить его, Энки создаёт гигантскую черепаху. Когда Нинурта схвачен чудовищем, бог мудрости укоряет его за самоуверенность.

В написанной в 12-м веке до н. э. вавилонской поэме о боге Мардуке «Энума Элиш» сюжет с Нинуртой был переосмыслен. Эа (Энки) призвал своего сына Мардука для борьбы с Тиамат. Перед битвой боги отдали свои силы Мардуку, который оставил их себе и после победы сделал центром мира Вавилон. Историю о соперничестве между сыном и отцом сменила новелла о том, как бог мудрости сделал сына верховным богом.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ваше сообщение потребовало небольшого исследования. :)


Первый момент, самый простой. То что на печати выше изображен именно Genius сходятся и специалисты. Есть огромный труд Der Alte Orient (Propylen Kunstgeschichte) von Winfried Orthmann Это настольная библия ближневосточных исскуствоведов. В ней приводится печать и подробное описание (под номером 275 h). В книге приведенной мной в списке литературы от Антона Моортгата эта печать идет под номером 735 и описание достаточно лаконично: Четырехкрылый Гениус схватил двумя руками львов за задние лапы Это корявый перевод фразы: Vierflügeliger Genius hat mit beiden Händen je einen Löwen an Hinterbein gepackt.

Обе книги у меня есть ( с наступлением локдауна пришлось сильно расширять свою личную библиотеку) При желании я могу отсканировать. Я стараюсь проверять свои утверждения )

т.е. если к приведенным вами изображении Нинурты есть вопросы, то тут высшего божества просто не может быть из.за особенностей иконографии.


Касательно Нинурты. есть замечательная книга "Die Reliefprogramme religiös-mythologischen Charakters in neuassyrischen Palästen" von Kolbe там рассматриваются разные виды Гениев, в том числе преследующих "дракона". Я их запомнила, когда просматривала книгу.


К сожалению у меня отсканирована только часть, которая мне нужна была для доклада, поэтому я не могу сейчас прочитать что конкретно он писал про этих существ, хотя постараюсь взять в ближайшие дни. Меня эта тема заинтересовала.

Зато залезла в Реальлексикон (ссылка на него у меня тоже приведена) и там это изображение ставится под сомнение на основе того, что никогда не изображался Нинурта с крыльями. Вообще с крыльями изображалась из божеств (настоящих, высокого ранга) только Иштар.


поэтому как я понимаю сейчас существуют два противоположных лагеря: те, кто считает, что это Нинурта на основе того, что изображение найдено в его храме и отвечает мифу и те кто считает, что это гениус на основе иконографии. При случае я узнаю мнение моих преподавателей. и поищу еще информацию, поскольку этот вопрос действительно занимательный. Спасибо.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ого, я конечно не хотел отнимать много времени, но очень круто, что вы так ответственно подходите к проверке материала!


Как вы думаете, серафимы, херувимы, начала, господства, престолы, силы, власти, ангелы и архангелы являются двоюродными и троюродными братьями этих шумерских гениев?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Мне самой интересно поискать. т.к. я была уверена, что знаю ответ

Но оказалось, что нет))



Как вы думаете, серафимы, херувимы, начала, господства, престолы, силы, власти, ангелы и архангелы являются двоюродными и троюродными братьями этих шумерских гениев?

меня где.то уже спрашивали на библейскую тематику. Я в ней не разбираюсь от слова совсем. ) Поэтому могу только молчать.


Попыток сравнить одно с другим или вывести одно из другого у серьезных ученых я не встречала. Хотя это не означает, что этого не существует. Просто мой опыт еще не очень большой.


Зато я помню какой отповедь получила однажды одна студентка использовав имя "Лолита" для одного из известных изображений Иштар. С того момента я избегаю всяких спекулятивных обозначений, которые звучат интересно, но не имеют под собой твердых доказательств.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за ответ, обозначение границы своей компетенции, выдает ответственного специалиста.

1
Автор поста оценил этот комментарий

При этом Анзу часто изображается вместе с двумя львами.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно, что на иврите солнце - "шемеш", как вавилонской бог солнца.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так Папа Римский говорит, что Авраам родился в шумерском Уре.

https://russian.rt.com/inotv/2021-03-07/El-Peridico-Papa-Rim...

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Так это в Библии было написано. Во всяком случае в русском переводе.

1
Автор поста оценил этот комментарий

А у них они именно "гениями" назывались, или это просто термин для божков?

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Genius это современный собирательный термин. Для подобных существ, которые были особенно распространены в ново-ассирийский период. До конца не ясна и их позиция в божественной иерархии, хотя понятно, что это не боги высшего порядка.


В позапрошлом посте, еще в декабре я упоминала про один из видов genius'a ... его имя известно apkallū , что переводится с аккадского как "мудрец".


Добавлено: вот https://en.m.wikipedia.org/wiki/Winged_genie сейчас нашла на английском. Википедии в этом плане можно верить. Статьи этого направления насколько я знаю так или иначе иногда проверяют специалисты на предмет мракобесия. :)

Автор поста оценил этот комментарий

Genius и джины как-то ведь взаимосвязаны?

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Это победитель половцев и печенегов.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Это у вас в руках подрядчики, которые продрочили все сроки начала работ?

2
Автор поста оценил этот комментарий
Так, ИП Иванов, вы неполатили налогов на период с 1826 по 1818 года до н.э., в размере 300 сиклей.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я Могущественный Бык, рождающийся в Ефрате, я Вскормлен от обеих Владычиц, Возносящих в царском сане, я Подобен Ануннакам в небесах, я Сильнейший из сильных, Священный явлением, я Господин Двух Земель, я Неизменный, я Сын Энлиля, наипрекраснейший, я Нинурта, Бог и Герой, я Карающий и Взимающий дань.

За свою дерзость смертный, из твоей кожи Ашшур изготовит барабан и ты будешь вечность благодарить и славить Меня.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку