Записки об Ассириологии или цилиндрические печати Месопотамии
Привет, после значительной паузы возвращаюсь к Древнему Ближнему Востоку и его истории.
Для тех, кто читает впервые, начало вот тут, а я продолжу: некоторое время я размышляла, что бы рассказать такое, о чем широкому читателю или зрителю мало известно про Месопотамию, но для специалистов является одним из основополагающих элементов их работы. И мне пришло в голову: Расскажу-ка я о цилиндрических печатях (cylinder seals), важной категории археологических объектов в этом регионе.
Источник: Pergamonmuseum, Berlin
Печать приблизительно 7 века до н.э. Вавилон.
Они (печати) представляли из себя цилиндры, как можно понять по названию, которые прокатывались по мягкой глине, оставляя рисунок на поверхности. Печати же в нашем обычном понимании (как штамп) встречались редко и в основном на периферийных территориях.
Длина цилиндра в среднем составляла от 2 до 4 см.
В середине у цилиндров было отверстие (на картинке выше это видно) и носили их часто на шнурке на шее, либо сбоку на поясе. Более дорогие печати могли иметь металлические колпачки, в том числе из золота.
Источник: sespoa.huma-num.fr
На поверхности были вырезаны различные изображения, а также иногда клинописные знаки: личное имя обладателя, профессия, имена богов и тому подобное. Материал, из которого производили печати, в большинстве камень мягких пород.
Слева изображен король/царь в триумфальной позе (victorious king - это специальный термин описывающий эту позу, которая с аккадских временем постоянно встречается как в глиптике, так и на рельефах). Он сжимает в правой поднятой на уровне груди руке булаву (mace англ./Keule нем.) Перед царем, подняв руки в молитвенном жесте, стоит богиня.
Из забавного: внизу между ними странным богомолом изображена обезьянка ;)
Специалисты спорят о "дате" их возникновения, но одно не вызывает сомнений во второй половине 4 тыс. на территории шумеров печати уже использовались.
Они бывали нескольких видов: личные, печати целых учреждений, а также печати богов.
Главная функция у печатей была самая что ни на есть логичная: они служили как подписью одного человека, так и печатью целого учреждения. Если сейчас бухгалтер штампует платежки, то раньше печатью прокатывали например по глиняной табличке с количеством зерна, которое поступило в храм, чем самым заверяя "приемку товара".
Была у печатей и охранная функция: дверь помещения, в котором хранилось добро привязывали к стене штуром, на шнур накладывали сырую глину и по глине проводили печатью, "опечатывали". Засыхая она плотно фиксировала шнур. Пока цела печать, запасы в комнате тоже целы.
Это картинка реконструкция по иранским печатям (в данном случае это печать-штемпель, но функция та же). В углу под номером три можно увидеть горку старых уже использованных и сломанных печатей.
Из книги "Metallene Compartimentsiegel aus Ost-Iran, Zentralasien und Nord-China" von Susanne Baghestani
Источник: Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie, Siegelpraxis B. Archäologisch · Sealing practice B. Archaeological, Otto A.
Профессор нам рассказывала, что до сих пор встречаются женщины в Сирии (она вела раскопки много лет еще до войны именно там), которые носят на шее разнообразные древние печати. И они к сожалению не дают их даже посмотреть постороннему, поскольку считают что это принесет несчастье. А для специалиста это ценный материал.
Насколько я слышала, при сдаче бакалавриата студентам могут дать несколько фотографий печатей с просьбой рассказать к какому периоду или региону принадлежит та или иная печать, а также попросить провести короткий иконографический анализ. Что в принципе указывает на то, что разбираться в этом теме как для ближневосточного археолога, так и для ассириолога важно.
Печать найденная при раскопках может датировать весь слой или подтвердить предполагаемую датировку, а значит и остальные предметы найденные рядом с этой печатью. Также печати в полном смысле этого слова можно назвать искусством и резьбой по камню, поскольку изящно оформить тонкие детали на маленьком кусочке камня задача не самая простая.
Источник, первое тысячелетие до н.э.
Здесь изображена сцена охоты. Две фигуры. Первая фигура слева, с луком и двумя колчанами за плечами: гибридное существо. Голова мужчины, хвост и лапы птицы. Перед ним крылатое существо с головой льва и лапами птицы. Очень популярная тема в этот период.
Литература на английском и немецком языках (на русском я не нашла ничего):
Вообще Доменик Коллон общепризнанный эксперт в области цилиндрических печатей и кроме этой книги у нее есть и другие посвященные печатям, а также каталоги Британского музея составленные под ее руководством.
- Vorderasiatische Rollsiegel. Ein Beitrag zur Geschichte der Steinschneidekunst von Anton Moortgat.
Википедию также никто не отменял для общего знакомства с материалом, правда на английском и русском там кот наплакал, но на немецком очень подробная статья, а внизу очень хороший и добротный список литературы.
Всем добра и не болеть!
Источник: Die Glyptik vom Tell Halaf von Elsen-Novak G.
Лига историков
13.5K поста50.1K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения