Записки детского стоматолога #1

Вечер добрый, дорогие друзья. Первый пост вызвал серьезный интерес, к которому я, честно говоря, был не готов. Я был приятно удивлен не только огромным количеством вопросов по поводу советов и рекомендаций, но и воспоминаниями многих из вас из детства на тему первого посещения стоматолога. Красной линией через большинство ваших историй проходил тот факт, что вам страшно было до потери пульса. И этот страх, даже ужас, который вы испытывали в тот момент, вы все хорошенько запомнили. И это замечательно! Память об этом понадобится нам для того, чтобы понимать, каким серьезным испытанием для вашего ребенка (возможно, будущего) станет или уже становится посещение врача стоматолога. Начну я с небольшой истории. В первом посте одной из первых просьб был комментарий от @Pinneapple c вопросом о «не прокатило».

На прием записались мама с девочкой 12 лет. Дети такого возраста в 90 процентах случаев уже абсолютно серьезны, контактны и понимают, за каким рожном родители их притащили к врачу. Лечение таких детей обычно проходит легко, весело и непринужденно. Лиза с тенью легкого волнения на лице относительно спокойно села в кресло, после чего мы с ней мило пообщались обо всякой всячине. Я оценил состояние полости рта девочки и сообщил маме диагноз с планом лечения. Мама теребила в руках плюшевую игрушку, смотрела на меня стеклянными глазами и на все мои реплики отвечала судорожными кивками головы. На тот момент я не придал состоянию матери значения, и если бы я знал, что начнется дальше, сказался бы больным и в панике сбежал бы с приема. Хотя нет, не сбежал бы, я ж китайский пионер. Итак, анестезия сделана, полость зуба раскрыта, я готовлю инструмент для обработки каналов зуба. В этот самый момент к дочери подходит мама, заглядывает в рот, смотрит на отпрепарированный зуб, и в тот же момент раскрывает врата ада.

Господи, доченька, тебе же так больно!- вскрикивает мама, заламывая руки и начиная рыдать.

Нет, что вы, Лизе абсолютно не... - пытаюсь сказать я, но мое возражение тут же тонет в начинающихся рыданиях дочери.

Происходящее дальше напоминает очень нехорошую драму. Мама рыдает, обнимая дочь, дочь рыдает вместе с матерью. Я сижу и судорожно думаю, что происходит. Может ли девочке быть больно? Исключено, зуб обезболен со всех сторон и в довершении успешно для подстраховки сделана внутрипульпарная (прямо в сам нерв) анестезия. Попробовать выпроводить маму из кабинета? Она меня не слышит, она бьется в истерике, все сильнее загоняя в истерику еще и дочь. Сообщить, что бы собирали вещи и приходили на седацию либо наркоз? Не вариант, пациенты приехали из другой области на несколько дней по рекомендации. Ситуация осложняется тем, что пациенты являются какими-то знакомыми кого-то из сотрудников клиники. С содроганием я понимаю, что лечить мне девочку теперь придется в таких вот условиях.

Наконец, кое-как выпроводив маму и дав время девочке успокоиться, я продолжил лечение. Лиза сидела спокойно, эпизодически слегка всхлипывая, я в это время начал чистить каналы. Один был успешно пройден, и тут в кабинет тихонько возвращается мама. Стоматологи поймут, что работа в каналах требует значительной концентрации, и потому момент, в который мама Лизы заглянула через мое плечо в рот девочке, мною был успешно пропущен. Расплата была моментальной.

-Лизонька, у тебя же ТАМ в зубе иголка торчит, это ведь жутко больно!- раздался крик бдительной родительницы.

В голове Лизы появляется осознание, что ей действительно жутко больно,она дергается с кресла в попытке, как я понимаю, сбежать. В моей голове роятся нецензурные слова, а в моей руке обломок инструмента. Глядя на всю эту картину, раздумываю о том, чтоб присоединиться к общей атмосфере и горько заплакать, ведь впереди меня ожидало не только лечение оставшихся двух каналов, но и извлечение обломка инструмента.

Описывать дальше фееричное действо я не вижу смысла — все продолжалось в том самом духе. Родительницу выводили из кабинета под различными уважительными поводами, я делал свое черное дело по спасению зуба от удаления. Отломок инструмента я достал, благо он переломился не глубоко в канале, каналы были вычищены и запломбированы, коронка зуба была отреставрирована. Лечение я начал в 9 утра. Благодарно рыдающую (да, набор эмоций тут не самый богатый) мать с пациенткой из клиники я проводил в 8 вечера. 11 часов на лечение 1 зуба. Неплохо.

Итак, какой же вывод можно из всего перечисленного сделать? Друзья, успешность лечения ребенка на 60% зависит от врача и на 40% от ребенка. А вот расположение к лечению ребенка на 50% зависит от вас, дорогие родители. Если быть кратким, то для повышения успешности лечения вашего ребенка от вас требуется следующее:

1. Отправляйте ребенка на лечение с тем родителем, кто более спокоен. Дети очень сильно чувствуют эмоции — родителей в первую очередь. Если родитель боится предстоящих процедур, то и ребенок будет бояться. Нужно понять, что базовый набор эмоций и отношения к окружению ребенок берет именно от вас! Возможно, вам стоит перед походом к стоматологу познакомиться с ним без ребенка, чтобы не опасаться самому.

2. Если ваш страх стоматолога не получается победить — ни в коем случае ни словом, ни делом не показывайте это ребенку. Зачастую с этой задачей лучше справляются папы, так как они контролируют эмоции качественнее, чем мамы (простите, милые девушки, но ваша доминанта материнства неистребима и вы за ребенка готовы оборвать руки и выпустить внутренности самому замечательному доктору, либо в ужасе сбежать в процессе надевания доктором перчаток).

3. Разговаривайте с ребенком. Рассказывайте ему, если вдруг у вас самих заболел зуб. Описывайте то, что теперь вы пойдете к доктору и доктор сделает так, чтобы зуб у вас больше не болел. Дети внимательно следят за вашими действиями и реакциями. В ситуации, когда зубик заболит уже у ребенка, он сам к вам подойдет и попросит сходить к чудо-доктору, который зубик полечит. Всегда помните, что лечение зуба который только заболел значительно проще и быстрее чем зуб, который болит уже долгое время, а ребенок вам об этом не рассказывает, потому что для него зубная боль что-то новое и не вызывает у него мыслей, что тут надо обратиться к родителям за помощью.

4. Разговаривайте о враче так, будто это ваш хороший друг. «Ходите» к нему сами, приносите всякие мелкие сюрпризики и обещайте ребенку обязательно взять его когда нибудь с собой.

5. Помните всегда, что ваш пример — самый лучший стимул для ребенка. С доктором общайтесь спокойно, без излишней помпы либо фамильярности (если врач вам представился просто по имени, то так его и называйте. Дети боятся официальности)

6. Не вмешивайтесь без необходимости в общение ребенка с врачом. Не перебивайте, если врач общается с ребенком. Если врачу нужно что-то спросить у вас, он обязательно спросит. Помните, главный тут — ребенок и его новый друг, его врач. Не нужно одергивать ребенка, если он разговаривает с врачом на ТЫ. Дети неформальны, им зачастую непонятны вот эти вот формальности ты-вы и обращение по имени-отчеству. Да и вообще, разве друзья обращаются друг к другу на Вы?

P.S. Дорогие друзья, все ваши вопросы я фиксирую у себя и буду стараться максимально учитывать их для следующих постов, однако в данный момент объем их таков, что не на все я могу оперативно и достаточно развернуто отвечать. У меня зреет мысль о создании какого-то расширенного формата для нашего с вами общения по поводу всего того, что касается заболеваний полости рта, гигиены и профилактики в дополнении к пикабу. Если у вас есть какие-то идеи либо предложения — с удовольствием их выслушаю и попробую реализовать. На этом заканчиваю и прощаюсь с вами, ваш DrAndriyanov.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Стоматологов боюсь ужасно... Вроде, собранная, спокойная, в экстремальных ситуациях и стрессовых ситуациях контроля над собой не теряю, в отчаяние не впадаю. Но кресло стоматолога просто лишает воли - ноги ватные, руки кисельные, взгляд рыдающего щенка спаниеля и полуобморочное состояние креветки в агонии. Самое ужасное - это то, что мозг сам, "по старой памяти" "конструирует" болевые ощущения даже через наркоз.
Ну, и, отдельное спасибо маме, которая даже сейчас умеет докопаться до "живого" своими "ой, КАК ТЕБЕ БОЛЬНО БЫЛО! Там же... (идёт пересказ процедуры несведущим в стоматологии обывателем)".
Вместе с тем, что было раньше и что сейчас - это небо и земля. Всему виной абстрактное восприятие и дурные воспоминания.
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Именно! И вот моя задача как раз сделать так, чтобы во взрослом возрасте люди не воспринимали поход к врачу как кару небесную.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Вы большой молодец, что имеете такое стремление. Таким образом, Вы избавляете своих маленьких пациентов от больших проблем в будущем! И я сейчас не совсем о кариесах и пульпитах.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку