Записки бумагомараки №3

Приветствую смотрящих с юмором на законодательные рамки страны проживания!)

Разочарованные отсутствием эротики в прошлом посте с клубничкой, вам тоже привет! Без вас было бы скучнее, мои мозолистые друзья)


Сегодняшняя тема беседы:


НДС и с чем его едят.



Начнем с основ, что из себя представляет налог на добавленную стоимость.

Для простоты допустим, что уже 1 января 2019 г. и наше любимое государство повысило НДС до 20%. А 20% - это у нас 1/5 в дробном отражении, т.е. одна пятая пирога, разрезанного на 5 кусков)

Остальные налоги, на время рассмотрения НДС, мы в стране отключаем, для чистоты эксперимента)


НДС - это налог, который оплачивают (не путать с "платят в бюджет") все юр. лица и ИП (извращенцы) на общей системе налогообложения + конечный покупатель, который покупает продукт, произведённый линейкой юр. лиц на НДС. Этим конечным покупателем может быть как другое юр. лицо, находящееся на иной системе налогообложения, кроме общей, так и физ. лица.

Записки бумагомараки №3 Бумагомарание, Бухгалтерия, Юмор, Грусть, Бизнес, Длиннопост, НДС

Следующие пол поста я буду объяснять, что за ересь я написал выше)))


Допустим, наш любимый бизнесмен Сергей открыл бизнес по производству мебели. Компания его на НДС, потому как он собирается продавать мебель в крупные магазины, которые работают только с компаниями на НДС (пасхалка, после прочтения поста пишем свой вариант в комменты, почему ТЦ только с НДС хотят работать).

Серёга покупает доски (да, только доски. нет, не хочу фурнитуру и лакокрасочные. вот такой он молодец, создаёт методом дендро-копроального конструирования) и продаёт готовую мебель, как в крупные мебельные торговые центры, так и физ. лицам при помощи сайта.

Вопрос: как Серёге заработать и не пойти по миру?


Серёга покупает доски на единицу мебели за 1.000 рублей, в т.ч. НДС, а продаёт готовую единицу мебели за 2.000 рублей в т.ч. НДС.


Отступление первое.

НДС бывает в сумме и бывает сверху. Не то сверху, о котором можно было подумать) Если написано "в том числе НДС", то налог учтен в финальной сумме. Т.е. уже в 2.000 НДС сидит, платить ровно 2.000 рублей. Если же упоминаний "в т.ч. НДС" нет, а сумма лота (в нашем случае единицы мебели) 2.000, то НДС будет плюсом сверху добавлена к 2.000 рублей. Поэтому Сергею надо внимательно смотреть, что написано в назначении платежа в банковских платежках.


С 2.000 пришедших денег платится 20% НДС, который составляет 333.33 рублей. Остальные 1.666.66 рублей остаются Серёге и тратятся на зарплаты,  церковные десятины, налоги, аренду и прочие затраты.


Самые внимательные (у кого калькулятор рядом) скажут, что 20% от 2.000 - это никак не 333.33, а 400 рубликов, чёт ты нам врешь, парень...


Не, тут всё правильно, считается следующим образом: 2.000/120*20. Зачем всё так усложнять? Так получилось) Мы задали изначальную стоимость товара и хотим узнать, сколько в нём засел НДС.

Если же у нас 2.000 - это себестоимость товара + наша наценка и нам надо сверху на него НДС добавить, то считаем так: 2.000/100*120. Получаем финальную стоимость единицы товара в 2.400, в т.ч. НДС  400 рублей. И Серёга идёт менять все прайсы на сайте)


Отступление второе.

Есть входящий НДС и исходящий НДС. Входящий получаем от тех, кому платим деньги за сырьё, исходящий отражается в наших документах на продажу/услугу.


1.666 - это не финал. Допустим компания, продающая доски, тоже на общей системе налогообложения и работает с НДС. Берём доски за 1.000 и пилим мебель считаем входящий НДС по той же формуле: 1.000/120*20. Получаем 166.66 рубликов входящего НДС.


А теперь берём исходящий 333.33 и вычитаем из него входящий 166.66, получаем 166.67 рублей. Вот эту последнюю сумму и надо уплатить Серёге в бюджет в виде НДС.


Так мало, спросите вы? с 2.000 - это уже не 20%, а 8,3%! Я буду богат!

Записки бумагомараки №3 Бумагомарание, Бухгалтерия, Юмор, Грусть, Бизнес, Длиннопост, НДС

Погодите, не всё так радужно, даже с остальными выключенными налогами.


Самое важное, что надо запомнить, без бумажки - ты какашка. Т.е. принять входящий НДС к вычету можно только имея на руках счет-фактуру от контрагента. Оригинал. Подписанный. На бумаге или пришедший по электронному документообороту.

Без данной бумажки принимать НДС к вычету нельзя. Даже если НДС выделен в чеке, бланке строгой отчетности, товарной накладной, акте и тд. Без счета фактуры - НДС нет. Совсем нет.

Исключения(а куда без них?): документы за проезд и проживание с выделенным НДС. Исключения закончены.


Если у вас идут длительные поставки, в одном квартале деньги перевели на закуп, в следующем вам поставку товара/материала сделали, а входящий НДС очень-очень нужен, чтобы уменьшить сумму этой страшной аббревиатуры, то трясем контрагента, чтобы он выдал вам "авансовый счет-фактуру".

Это такой же с/ф, только выданный не при поставке оплаченного товара/услуги, а в течение пяти дней с момента оплаты, на всю сумму оплаты (п.3, ст.168, НК РФ).

Таким образом можно уменьшить НДС за счет полученных авансовых с/ф не дожидаясь поставки товара/исполнения услуги.


Если ваш бух не знает, что это, рекомендую его поменять, либо отправить на бухгалтерские курсы)



Перейдём к вопросу, который волнует нас больше всего, как законно не платить НДС)

Записки бумагомараки №3 Бумагомарание, Бухгалтерия, Юмор, Грусть, Бизнес, Длиннопост, НДС

Никак...(

Не подумайте, я не о том, чтобы строго соблюдать законодательство и быть "ответственным" гражданином, пописывая доносы на соседа и тп.)

Законно не платить его и не отсвечивать не выйдет. Даже незаконно не платить и не привлекать внимание не выйдет.


НДС - он как "горячая картошка". Его перекидывают друг дружке, а у кого она осталась в конце, тот бОльшую сумму и платит. Тот самый финальный потребитель. Организация без НДС или физ. лицо, которому не принять к вычету входящий НДС и который обязан с единицы мебели платить все 333.33 или 400 рублей.


В процессе перекидывания, каждый из цепочки производства вычитает входящий НДС из исходящего и уплачивает его в бюджет.

Каждый из цепочки за каждую операцию ежеквартально отчитывается. У всех юр. лиц на НДС в ежеквартальной декларации есть книга покупок и книга продаж, в одной идут все покупки, в другой все продажи.

В каждой строке в книгах вписан контрагент с ИНН, дата сделки, сумма сделки, сумма НДС, номер счета-фактуры.

Отчет сдаётся вашей компанией и компанией каждого вашего контрагента на НДС.


С 1 января 2015 отчетность по НДС сдаётся только электронно (п.5,ст.174,НК РФ). Для сдачи потребуется выпустить ключ ЭЦП, при помощи которого подписывать и сдавать отчетность электронно. Стоит это, в зависимости от оператора и региона,  от 500 рублей до 25.000 в год.

Записки бумагомараки №3 Бумагомарание, Бухгалтерия, Юмор, Грусть, Бизнес, Длиннопост, НДС

Да-да, чтобы сдать отчетность по НДС надо еще заплатить денег)

Сдать на бумаге этот отчет нельзя. 10 дней после крайнего срока сдачи и нет отчета - блокировка счёта до момента подачи декларации.

Теоретически есть возможность сдавать через сайт ФНС, но всё равно необходимо где-то выпустить ключ ЭЦП на организацию и выглядеть это будет, как проделать дырки в полу автомобиля и просунуть в них ноги. Теоретически ехать переступая можно, было бы достаточно желания, времени и извращенности психики)))


Далее идёт сверка в автоматическом режиме, если есть расхождение в суммах, датах, номерах с/ф - обоим контрагентам, в декларациях которых они найдены, направляется требование о даче пояснений, бухгалтера ищут, кто сделал опечатку или забыл что-то внести. Вносит, отправляется корректировка/ответ на требование, все счастливы.


Соответственно, если контрагент вам пришлёт с/ф в виде не подписанного скана, или просто экселевский файл, и вы по своей доверчивости внесёте его в свои расходы, а потом вам придёт требование, что контрагент не включил данный документ в свою книгу продаж, вам нечем будет ответить на требование (прислать в ФНС скан документа без подписи - признать его отсутствие в оригинале, а так нельзя), значит придётся данный документ удалять из своей книги покупок и увеличивать тем самым сумму НДС, который нужно доплатить в бюджет.


Именно из-за ввода электронной отчетности по НДС его стало практически не реально срезать и закрылись все компании, которые занимались "оптимизацией НДС", а по сути регистрировали компании однодневки, которые по бумагам проводили операции продажи или оказания услуг с НДС, а потом пропадали с огромными долгами перед бюджетом. Спроса с них никакого, так как были зарегистрированны на массовых адресах, на массовых руководителей, которые чаще всего и не знали, что и кто на них зарегистрирован, живя в своих деревнях и сёлах, получая 5.000 в месяц, за то, чтобы съездить на дорогой машине в налоговую для регистрации очередного ООО.


Теперь так не получится. Теперь если контрагент не отобразит в своей отчетности, что сделка с вами была, то вычет вы не имеете права принимать.


То же про саму уплату налога. Если крайнее юр. лицо в цепочке сдало отчетность, но не оплатило НДС, и не отвечает на требования, и не могут списать с его р/с деньги - начинают дёргать предпоследнего в цепочке, апеллирую к мошенничеству в целях занижения НДС.


Есть прецеденты, когда находили компании через 9 колен. 9 фирм в цепочке. Чтобы слить НДС с первой, потребовалось еще семь посреднических и последняя, девятая, которая не оплатила налог. В итоге вышли на первую и выставили требование на уплату всего налога + штраф + пени.


Это, конечно, было по заказу, но случай показательный. Захотят - найдут.


Отследить могут даже по айпи. Да, я серьёзно, к каждому отчету прикрепляются данные об отправителе, в том числе с какого айпи он отправлен.


Если в вас всё же вселится этот парень))

Записки бумагомараки №3 Бумагомарание, Бухгалтерия, Юмор, Грусть, Бизнес, Длиннопост, НДС

И вы решитесь пойти на уменьшение НДС через черные конторы, которые еще чудом выжили, или вам предложат "обналичить деньги под процент", то делайте это через услуги.

Если делать это через товар, то:

1. Надо найти, куда его реализовать.

2. Реализовать хоть с минимальной наценкой, чтобы не привлекать внимание ФНС "работой в убыток".

3. Это повысит общий налог. Так как с товара с наценкой налог будет больше, чем с товара без наценки.

4. Если брать товар для офиса, то его надо правильно принимать и амортизировать, если его стоимость свыше 100.000 рублей. Что тоже редко возможно, зная суммы, которые чаще необходимо закрывать в НДС.


С услугами проще, принял актом, получил с/ф, всё.

Главное при запросе из ФНС подтвердить факт оказания услуги. Тут уже зависит от самой услуги и насколько фантазии хватит) Фото, видео, интервью с ремонтниками, акты доставки, свидетели и тд.


Также нельзя забывать, что организации обязаны проявлять "должную осмотрительность" в выборе контрагентов. И часто ФНС стала запрашивать у контрагентов должников "ушедших в подполье" критерии, по которым они выбирали именно этого контрагента, подозревая их в отмывании денег. Начиная от того, как вышли на данного поставщика, заканчивая средне рыночной ценой, которая не должна сильно отличаться от заявленной в ваших взаимоотношениях.

На основе этого могут быть выдвинуты обвинения в отмывании денег, а далее штрафы, пени, доначисления...


И конечно моё "любимое", субсидиарка. Субсидиарная ответственность. Та самая штука, из-за которой все стоящие, знающие законодательство, бухи ушли с официальных мест работы и стали ИП))

С 1 сентября 2017 больше нет уставного капитала. Вернее он есть, но лимитов в минус не имеет.

Если компания банкротится и не может покрыть свои долги перед кредиторами и бюджетом - ответственность за это несёт руководитель, учредитель и главный бухгалтер, как лица приведшие к банкротству.

Как успели догадаться самые прозорливые, отвечают перед кредиторами и бюджетом они своим имуществом)

Сейчас мало какой бухгалтер с багажом знаний захочет быть официально устроенным в компании, зная какие махинации, иногда, проводит руководитель для получения дохода)

Поэтому 7 раз подумайте, а надо оно вам, связываться с черными обнальщиками?

Записки бумагомараки №3 Бумагомарание, Бухгалтерия, Юмор, Грусть, Бизнес, Длиннопост, НДС

Есть способы дешевле, безопасней и надёжней) Всего лишь надо подумать)

Тому же Сергею, из примера, продавать физ. лицам с компании на НДС не выгодно.

Для этих целей лучше завести второе юр. лицо или ИП, закупать доски у поставщика без НДС (что тоже выйдет дешевле), и реализовывать физ. лицам и юр. лицам без НДС с этого, второго, юр. лица. А с первого юр. лица, которое на НДС, закупать доски у контрагента с НДС, и продавать мебель в крупные торговые центры.

В итоге второе юр. лицо не платит НДС, закупает доски дешевле, соответственно может продать мебель дешевле, или же оставить ту же стоимость и получить бОльшую маржу.



А что же делать, если у тебя слишком много входящего НДС, а исходящего в этом квартале мало, и общий становится отрицательным?


Тут 2 пути:

1. Возмещение НДС. Это когда государство, в лице налоговой службы, переводит на твой р/с деньги. Круто, да?)

2. Перенести полученные с/ф на следующий период.


Вроде, что тут думать, возмещаем!

Но нет. ФНС за каждый рубль удавится. Мурыжить будет от 3 месяцев и более.

Запросит копии всех документов за квартал, если найдёт расхождение в адресах, реквизитах, подписантах и тд - не примет этот документ.

Запрашивать кучу документов, не связанных с возвратом.

Писать огромное количество запросов на пояснение по взаимодействию и выбору контрагентов.

И многое другое, на что хватит фантазии у отдельно взятых инспекторов.

Не соблюдение сроков, прописанных в НК на рассмотрение и ответ на заявление о возврате.

Целью будет не дать вам вернуть ни копейки. И тут все средства хороши.

Вплоть до того, что отстаивать своё право на возмещение средств придётся в суде.


Уверен, что найдётся человек, который скажет, что ему вернуть было как два пальца.

Я лично делю таких людей на 2 категории:

1. Фартовые. Это когда инспекторам дали премию, маленькая сумма к возврату, конец года, план выполнен, в отдел камералок принесли вкусные печеньки и вот именно в этот момент подать заявление на возврат. Запросят документы за квартал, месяц будут симулировать работу и дадут отмашку на возврат.

2. Пантовые. Ни разу не занимались возвратом денег из бюджета, прочитали статью, что это вроде просто, и думают, что это может сделать каждый. А когда приходит их звёздный час, обделываются.


Как могли заметить, ко вторым отдельные счеты. Очень тяжело приходить в компанию, которую вела бестолочь, в момент, когда их трясет налоговая на предмет отсутствующих корректных документов, из-за возврата НДС, который эта бестолочь инициировала.

Особенно, когда в бухгалтерии компании бардак.



Ладно, мои маленькие любители бизнеса, надеюсь было интересно, следующий пост будет во второй половине августа, так как отчетный период закончился и еду греть косточки)

Записки бумагомараки №3 Бумагомарание, Бухгалтерия, Юмор, Грусть, Бизнес, Длиннопост, НДС

Будут вопросы - спрашивайте, отвечу.

Наберётся много однотипных вопросов - накидаю пост)


Всем лета!)