Занимательное Христианство. Выпуск 2

Многие люди, не знакомые с основами Христианства, считают, что Христиане поступают не всегда адекватно. Особенно трудно понять: эта неадекватность обусловлена личными проблемами человека, или же это фича религиозной общины? Попробуем разобраться.


В этой статье я рассмотрю некоторые претензии к Христианам и мифы о Христианах, которые бытуют в среде людей неверующих, либо, иноверцев.


Прежде чем разбирать претензии, стоит рассказать о том, на чём основана Христианская вера вообще.


Для исторических церквей (который вышли из Кафолической - единой - Церкви) наибольшим приоритетом является т.н. Предание. Предание - это что-то вроде истории Церкви. Весьма условно можно охарактеризовать его, как список постановлений первых веков, постановлений Соборов, а также, как собрание литературы Отцов Церкви - апологетов от первых веков, и до наших дней. Предание пытается скомпилировать Евангелие, апостольские послания, житийную литературу и осмыслить весь этот материал. Евангелием здесь называется "Благая Весть", т.е. биография Иисуса Христа. Также, важной частью Предания являются чины богослужения и молитвы.


У католиков есть ещё одно дополнение к Преданию - по их мнению, Папа Римский имеет безоговорочный авторитет в вопросах веры и морали. Т.е. если он говорит, что это хорошо, а это - плохо, то так оно и есть. По мнению католиков, Папой управляет Бог, и сказать ерунду относительно веры он не может.


Далее, что католики, что представители православия (исторические церкви), опираются на Библию. Библия - это собрание книг. Современный канон Библии (список книг, считающихся священными) был составлен не ранее IV века. При этом, для разных Церквей канон отличается, но сходится в наиболее популярных книгах и письменах. Канон Библии - это список тех книг, которые Христиане считают "богодухновенными", т.е. написанными под контролем Святого Духа, либо продиктованные Им.


Протестанты полагаются на 95 тезисов Мартина Лютера и на 5 основных тезисов Реформации:

Занимательное Христианство. Выпуск 2 Религия, Религиоведене, Моё, Текст, Длиннотекст, Длиннопост, История религий, Христианство

1. Solo Scriptura - кроме Библии не нужны никакие Предания. В Библии достаточно информации для того, чтобы правильно трактовать каждый отдельно взятый стих.

2. Спасение (души) достигается только верой (в Иисуса Христа). Sola fide.

3. Sola gratia. Только благодатью. Означает, что никто из людей прощения не заслуживает, все, как один, разбойники и не надо пытаться надавить на Бога своими добрыми делами - не поможет. Бог поможет только тем, кто верит в Него, и то - помиловав по доброте.

4. Solus Christus. Только Христос является посредником между Богом и человеком, так что Папы Римские - не нужны.

5. Soli Deo gloria. Только Богу - слава! Означает полный отказ от восторженного отношения к чему или кому-либо, кроме Бога.


Обратите внимание, что эти тезисы уже противоречат некоторым представлениям о Христианстве. Например, о том, что надо просто делать добрые поступки.


Кстати, эти тезисы имеют Библейские корни. Так что, взяты они не с потолка. Однако, в исторических Церквях, каждый тезис может испытывать критику.


1. Исторические Церкви считают, что именно под их руководством были собраны основные каноны Библии, и поэтому, надо ориентироваться на опыт тех людей, которые каноны собирали, а не только на конечный продукт их деятельности.

2 и 3. В Исторических Церквях бытует мнение, что человек может спастись не только верой, но и делами. Например, если ему не проповедовали, либо проповедник был плохим, гораздо важнее, что человек осознал суть Христианского поведения и морали. Исключения есть.

4. Исторические Церкви опираются на то, что в Библии описано создание Церкви с назначением руководства. Это руководство - епископы и архиепископы, получили от Христа право быть управленцами. Следовательно, если человек не верит Церкви, он не верит Христу, который эту Церковь создал.

5. Здесь критики самой идеи нет. Критике подвергается только понимание данного тезиса самими протестантами, которые заходят слишком далеко, пытаясь доказать, что даже своим родителям грешно поклониться.


Переходим к самим претензиям:


Претензия 1: Не обязательно кричать на каждом углу о своей вере!


Мы выяснили, что Библия является вполне авторитетным источником для всех Христиан (почти всех). И вот что сказано в Библии:


Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих.

(Иезекииль 3:18)


Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

(От Матфея 28:19)


Соответственно, проповедь у Христиан является неотъемлемой частью веры.


У протестантов форма проповеди, как-правило, определена ясно: они сразу начинают разговор с вопросов веры и рассказывают о Библии и своём обращении в Христианство. Не все общины так делают, но в большинстве, разговор о том, как человек любит Бога, является повседневной данностью.


У исторических Церквей форма проповеди не всегда связана с диалогами и монологами о Боге. св. Паисий Святогорец (живший, кстати, в конце XX века), говорил:


Присутствие христианина есть уже исповедание веры.

Эту простую фразу можно использовать в диалоге с православными (только не со староверами), указывая источник. Нет, если православный открыто пропагандирует Христианство, это не является нарушением с его стороны каких-то православных норм. Однако, это свидетельствует либо о его неофитстве, либо о его фанатизме. В таких случаях, стоит обратить внимание на то, что он за человек. Я помню одного православного, который в сети крыл матом "сектантов", а у него на странице в соцсети красовалась подборка эротических фотографий моделей +size.


У Свидетелей Иеговы (СИ) другая проблема: они обязаны проповедовать. Это их единственный "путь ко спасению". СИ делят район своего присутствия на части и к каждой группе своих проповедников привязывают такой участок. Это может быть квартал, улица, дом. Группа СИ сбрасывается и заказывает печатную продукцию для раздатки. Да, это их личные расходы. Они покупают у своей же организации литературу и идут раздавать. Они могут ходить по квартирам, или ловить прохожих на улицах, либо просто стоять с щитами, увешенными раздаткой. В случае, когда происходит личный контакт, каждую неделю СИ собираются и "прорабатывают отказы". Т.е. вы открыли дверь, на пороге стояли СИ, спросили о вашей вере, вы попросили их пойти на три буквы и дверь захлопнули. Эта история будет озвучена на еженедельном собрании, и люди будут думать, как можно привлечь ваше внимание. Например, сказать вам с порога, какой вы хороший человек. Если это не поможет, в третий раз они скажут: "значит, вы хотите гореть в аду"?! Будут использованы самые разные методы, с учётом вашей внешности, одежды, интонации голоса и т.д. Задача СИ - притащить вас в свою общину. Они верят, что только их община спасётся. Остальные будут жестоко убиты Христом и Его ангелами. Поэтому, они, "жалея" вас, покупают литературу и идут рассказывать вам о том, какая страшная гибель вас ждёт за пределами их секты.


Насколько я слышал, СИ получают баллы за активную проповедь. Чем больше домов и квартир обошли, тем больше баллов, тем проще "спастись". Община СИ подразумевает иерархию. 144 000 человек, занимавшие или занимающие высокие посты в структурах, будут править со Христом. Остальные будут жить под их началом. Только кто-то будет жить чуть лучше, а кто-то - чуть хуже. Разумеется, СИ не упоминают об этой иерархии во время проповеди.


Претензия 2. зачем вообще нужны эти церкви?! Главное - верить в душе!


Начнём с того, что книга Деяний описывает создание Церкви:


Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

(Деяния 2:47)


Потом следует длинное повествование о том, как апостолы собирались на церковные сходки, чтобы решать важные проблемы, как назначали диаконов, как не могли решать важные вопросы без собрания. Разумеется, в Библии присутствуют и другие стихи, которые предписывают верующим уважать служителей Церкви. Например:


Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

(1-е Тимофею 5:17)


В протестантизме считается, что пресвитеры первых веков ушли от истинной веры, и потому им не надо оказывать честь. Правда, этого условия в Библии нигде не описано. Тогда протестанты говорят о том, что Церковь - Эклезия - это просто собрание верующих. Они оперируют стихом:


ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

(От Матфея 18:20)


Исторические церкви отвечают другим стихом:


Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

(От Матфея 18:15-17)


Т.е. здесь считается, что двое или трое - просто свидетели, как того предписывает ещё иудейский Закон (Бог - судья, принимает решение при наличии 2 или 3 свидетелей), а Церковь - это совсем иное - иерархическая структура.


Ещё, стоит отметить, что вера, которую человек придумывает сам для себя - это шиза. У организованной религии, как-правило, существует своя догматика и основные представления о личности богов или Бога прописаны. Даже протестанты, которые, как-правило, отрицают наличие Предания, руководствуются догматическими нормами. Взгляните сами:


http://baptist.org.ru/faith/verouchenie - вероучение ЕХБ (баптизм)

http://www.cef.ru/documents/docitem/article/1378304 - вероучение ХВЕ (пятидесятники)


Т.е. вопрос разграничения веры и религии, на практике, упирается в вопрос веры в придуманное лично тобой божество, либо веры в божество, которое описано другими людьми, плюс, ими же объяснены основные спорные вопросы.


Заблуждение 1. Все христиане верят в бессмертную душу.


Не все. СИ и АСД (Адвентисты Седьмого Дня) не верят вообще в то, что у человека есть некая разумная невидимая субстанция, именуемая душой. Посмотрите, откуда вообще берётся идея о том, что Христиане верят в душу:


И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

(Бытие 2:7)


Этот стих можно прочитать несколькими способами:

1. Самый популярный способ: "Бог вдохнул в человека душу, и он ожил". Проблема этого варианта заключается в том, что если мы заменим в оригинале "дыхание жизни" на "разумную душу", получится тавтология. Вдохнул в него душу, и стал человек душой.

2. Поэтому, существует другой вариант прочтения: "создал человека сразу с душой и оживил". Этот вариант встречается в исторических церквях.

3. "Создал человека, оживил, и сам человек, обретя сознание и жизнь, стал именоваться живой душой". Вот этим вариантом пользуются СИ и АСД.


СИ и АСД верят, что смерть человека - это окончательное явление. Т.е. человек умирает и попадает в небытие. До момента Второго Пришествия, когда Иисус Христос воскресит мёртвых и будет судить. В результате этого суда:

1. У СИ - на Земле будет построен рай. Как уже говорилось, 144 000 начальников станут господствовать в этом раю, оставшиеся живые будут им подчиняться. Грешники (которые не открыли проповедникам дверь, либо вышли из общины) будут убиты Господом. Совсем убиты. Прям-таки насмерть.

2. У АСД - рай будет в Небесном Иерусалиме. Спасённые будут вынуждены постоянно вкушать от Древа Вечной Жизни, чтобы не помереть в раю. Другие люди не будут иметь доступа к Древу, и потому умрут или будут убиты. Особенно, это касается тех, кто не соблюдал субботу.


Заблуждение 2. Христиане верят в привидений.


Ну, так прямо это убеждение не высказывается, но подразумевается.


На самом-деле, большинство Христианских деноминаций в призраков не верит.


В православных церквях догматика определяет, что после смерти человек попадает либо в рай, либо в ад (дожидаться суда). Т.е. бессмертная душа сама определяет свою участь после гибели тела. Если душа была близка к Богу, она фиксируется в этом состоянии. Если далека от Бога, её забирают демоны. До суда, из ада выбраться невозможно. Вообще никак. Остаться на земле - закончить свои дела - тоже невозможно.


У католиков есть такое понятие, как Чистилище. Т.е. души, которые недостаточно трудились в жизни, но, в целом, имели шанс на признание благочестивой жизни, попадают в особое место в аду, где "очищаются" огнём и, после нескольких лет очистки, попадают в рай.


Для православных и католиков характерно, что живые могут увидеть мёртвых (в их посмертной участи), скажем, во сне. Но мёртвый человек не может прямо явиться к живым.


Другое дело - святые. Святыми в католицизме и православии считаются люди, которые приблизились к Богу. Буквально! Умерли, и их души теперь в раю. Отсюда, кстати, стоит сделать вывод, что канонизация живого человека - бессмысленное предприятие. Канонизация - это зафиксированное мнение Церкви относительно посмертной участи человека. Т.е. Церковь проверяет, что человек жил по её законам, проверяет показания людей, которые утверждают, что им являлся святой после смерти.


Вообще, тут стоит сказать о том, что Христианское мировоззрение серьёзно отличается от языческого. Языческая форма смерти - это подземное царство. Человек после смерти попадает туда. Этот факт расценивается, как смерть души. В загробном мире душа не живёт, а существует. Т.е. для мира живых она - мертва. В Христианстве есть две формы существования души: в аду, где она мертва, как в загробном мире, и в раю, где она жива. Т.е. явление святого после смерти отличается от явления призрака. Призрак - мёртвая, обречённая душа. Святой - вечно живая душа, приходящая для помощи, предупреждения, обладающая всеми свойствами личности.


Но, вернёмся к католикам. Если вы читали статью внимательно, то должны помнить, что в мировоззрении католиков, Папа Римский является таким же авторитетом, как Библия. Что Папа скажет, так оно и будет. Тут же на небесах его мнение будет принято.


По легенде, монах Иоганн Тецель прибыл в Германию и ходил по улицам, продавая Индульгенцию. Индульгенция обещала, что Папа Римский отпускает грехи человека, которые тот "выжигал" в чистилище. Тецель говорил:

Как только монета падает в ящик для пожертвований, так сразу душа вашего родственника выпрыгивает из кипящего котла в аду
Занимательное Христианство. Выпуск 2 Религия, Религиоведене, Моё, Текст, Длиннотекст, Длиннопост, История религий, Христианство

Именно эти слова, по легенде, вызвали лютое бурление ненависти в сердце Мартина Лютера, и он начал борьбу с Римом.


Маленький человек, бывший монах, легко нашёл сторонников. Сегодня Протестанты очень трепетно относятся к вопросу посмертной участи. Они говорят, что грешник "засыпает" смертным сном. Некоторые общины говорят то же самое и о душах праведников. Но тут есть подвох: если протестанты признают возможность души соединиться с Богом после смерти, они должны признать институт святых. Вот и получается, что у многих протестантов существуют истории от переживших клиническую смерть собратьев, где утверждаются, что они были в раю и видели Бога и / или мёртвых родственников. Но официально это признать общины не могут. Скорее-всего, эта крайность возникла у них именно из-за ненависти к индульгенции, как к зафиксированному праву Папы Римского.


СИ и АСД таких историй не имеют вовсе. Правда, АСД пользуются пророческой литературой Елены Уайт, которая утверждает, что была в раю, и там Бог показал ей сюжеты Апокалипсиса. Но это совсем не то.


Итак, вернёмся к вопросу душ умерших. Почти все Христиане сходятся в том, что призраки - это видения, создаваемые демонами для того, чтобы обмануть верующих. Т.е. в Христианском мировоззрении, демоны прикидываются умершим человеком, чтобы дать человеку информацию, которой он не должен был знать, либо же просто заставить его поверить в языческий загробный мир с возможностью существования призраков.


В Библии призрак упоминается лишь однажды. Речь идёт о 1-й книге Царств 28 главе. Царь Саул (первый царь Иудеи) приходит к Аэндорской Волшебнице, чтобы вызвать дух пророка Самуила из ада.

Занимательное Христианство. Выпуск 2 Религия, Религиоведене, Моё, Текст, Длиннотекст, Длиннопост, История религий, Христианство

Здесь стоит обратить внимание вот на что:

1. В исторических церквях считается, что души мёртвых до Распятия находились в аду. Все души. Лишь Мессия вывел души из ада, и с тех пор появляется институт святых, а Христианство прочно укрепляет идею того, что "смерти нет", поскольку появляется возможность оставаться вечно живым (не считая тела).

2. Разумеется, данная точка зрения не поддерживается в протестантизме никак. Ведь схождение Христа в Ад описано в Библии намёками, и само событие принимается церквями на основании неканонических текстов (апокрифов). Протестанты не признают апокрифы.

3. В Иудее существовал Закон Моисея. Саул должен был казнить всех колдунов и волшебников. Но он оставил одну ведьму - на всякий случай.

4. Харизматы обращают внимание на то, что дух Самуила вышел снизу - вверх. Если помните прошлую статью, то должны догадаться: они намекают на то, что это был не дух Самуила, а демон в его обличье.


Разумеется, исторические церкви, в большинстве своём, говорят, что это был подлинный дух Самуила, который был вызван не по воле волшебницы, а по воле Бога, чтобы сообщить раскольному царю, что за все его промахи его ждёт смерть... и всех его детей - тоже.


Протестанты склоняются к тому, что ведьма призвала беса.


Итак, почти во всех Христианских общинах верят, что призрак - это инфернальная иллюзия. Исторические церкви верят в то, что душа человека после смерти пребывает в аду или раю. Из ада душа не может выбраться никак. В раю душа считается "живой", сохраняет сознание и может являться живым, но не как страшный дух, а как живой человек, творящий чудеса (институт святых). Протестанты (за исключением СИ и АСД) верят в то, что смерть - это сон. Душа человека, также, спит. Хотя, встречаются рассказы протестантов, переживших клиническую смерть, утверждавших, что были в раю. СИ и АСД не верят в существование души, следовательно, отрицают возможность существования привидений вовсе.


Небольшое дополнение 1:

Интересно, что в Исламе тему призраков соотносят с джиннами. В мусульманском мире существуют шайтаны - враги Аллаха, аналоги православных бесов и католических демонов. Ещё у мусульман есть джинны - существа, живущие в параллельном измерении. Среди них есть злые сатанисты и правоверные мусульмане. В принципе, обе категории могут испугать людей, но первая категория пугает намеренно.

Занимательное Христианство. Выпуск 2 Религия, Религиоведене, Моё, Текст, Длиннотекст, Длиннопост, История религий, Христианство

Небольшое дополнение 2:


Ещё одна легенда, связанная с Иоганном Тецелем, гласит, что в одном городе к нему подошёл вельможа и попросил продать индульгенцию на грех, который он ещё не совершил, но собирается совершить в скором времени.


Тецель сказал, что это возможно. Только пусть заплатит вперёд. Мужчина заплатил.


Когда Тецель закончил продажу и покинул город, за воротами его догнал и избил этот вельможа. Оказалось, что именно на этот грех он и купил себе индульгенцию.


Разумеется, эта легенда может быть "вбросом" лютеран.


Небольшое дополнение 2:


Ещё один вброс от протестантов (на этот раз, явный и стопроцентный) - Папесса Иоанна.


Если вы помните, в прошлой статье я говорил о том, что исторические Церкви имеют списки рукоположений, которые подтверждают происхождение власти этой Церкви - от апостолов, а что ещё важнее - непрерывность этой власти. В списках католиков есть т.н. антипапы - люди, которые носили титул незаконно. Но даже это не послужило поводом к сомнениям в законности власти Ватикана.


Тогда появилась история про девушку, которая переоделась мужчиной и, после долгого монашества, получила титул Римского Папы под именем Иоанн VIII. Во время одной из процессий у "Папы Римского" начались роды, и доподлинно не известно, умерла ли эта женщина при родах, либо была растерзана толпой. С тех пор, по легенде, будущий Папа должен был садиться на специальный стул с прорезью, а монах, находящийся под стулом, либо, чистой рукой, обязан был проверять, что у Папы всё на месте.

Занимательное Христианство. Выпуск 2 Религия, Религиоведене, Моё, Текст, Длиннотекст, Длиннопост, История религий, Христианство

Разумеется, это была лишь сказка. По одной из версий - протестантская. По другой, придуманная в насмешку над периодом "Порнократии" (можете сами найти и почитать об этом) - периодом истории католичества, при котором Папу и его окружение назначали исключительно из фаворитов богатых и влиятельных женщин.