Замена элемента питания транспондера для платных дорог
Наступает лето, дачники выезжают на платные дороги и тут некоторых ждёт засада: за зиму сдох элемент питания в транспондере. Даже самый стойкий живёт от силы 5 лет. Оставлять коробочку на ремонт в сервисном центре, платить за диагностику и батарейку и ехать за ней ещё раз на какой-нибудь далёкий километр платной дороги через пару недель - не наш метод, поэтому меняем сами. Этот ремонт доступен любому, знающему с какой стороны держать паяльник.
Пациент - Q-Free OBU610. Это самый "правильный" транспондер, с ним возни меньше всего.
Вскрываем по периметру: достаточно поддеть чем-нибудь острым и разъединить половинки пластиковой карточкой. Места расположения защёлок видны на фото.
Элемент питания впаян. Конкретно здесь - Panasonic BR2477A/GAL с тремя ножками вниз. Хороший долгоиграющий элемент на 1.0 А/ч. Бывают аналогичные элементы SONY.
Откусываем две "плюсовые" ножки, выпаиваем минусовую, выпаиваем остатки, чистим отверстия, запаиваем новый элемент. С поиском новой батарейки проблем больше всего, размер не самый ходовой. Если сразу не найдёте - полным аналогом торгует Терраэлектроника. В Чипе и Дипе можно взять размер 2450 половинной ёмкости с аналогичными ножками, но протянет он года два вместо пяти. Как вариант - оторвать точечную сварку и заколхозить круглую батарейку без выводов, но к надёжности контактов при тряске будут большие вопросы.
Так же можно подпаять "постель" для ходового элемента CR2032 (новую или со старой компьютерной материнской платы). Тогда замена в будущем будет элементарной, но такого элемента хватает от силы на год. Будьте внимательны, дорожка на плате подведена только к одному плюсовому контакту. Постель нужно брать самую плоскую, чтобы потом защёлкнулся корпус.
Для удобства можно просверлить в крышке пару отверстий напротив выводов, сквозь которые можно будет контролировать напряжение тестером. При комнатной температуре 2.85 В - повод искать батарейку, 2.75 и ниже - однозначно менять.
Внимание! Данный метод не подходит к другому популярному транспондеру Kapsch TRP-4010.
Там установлен элемент питания 2032 с двумя жесткими ножками вбок. Выпаивание приведёт к "окирпичиванию устройства" - ключи хранятся в энергозависимой памяти. Поэтому сначала подпаиваем к плате любой 3 В элемент питания через резистор 100 Ом, меняем батарейку и только потом убираем внешнее питание.
Сегодняшний пациент - транспондер Kapsch ts3203. Как и любой другой Kapsch имеет гнусную особенность - энергозависимую память, в которой хранит ключи. Из-за этого он может окирпичиться при замене батарейки.
Срок службы такого транспондера определяется в основном саморазрядом батарейки и составляет 5-7 лет.
В Автодоре считается одноразовым, но можно это дело поправить и продлить ему жизнь.
Замену приходится делать "на открытом сердце", предельно аккуратно, под напряжением.
Внешний вид боевой:
Года через 4-5 после покупки можно вскрыть транспондер и аккуратно просверлить корпус над контактами литиевой батарейки, как здесь, чтобы было удобно проверять напряжение тестером. Критическое значение 2.75...2.85 В при комнатной температуре, до него лучше не доводить.
Вскрываем по периметру, защёлки видны на фото:
Батарейка здесь - CR2032 с тремя жесткими выводами вниз. Хорошая Варта сегодня стоит 290 рублей в Чипе и Дипе, ну или любое китайское барахло в пределах сотни (категорически не рекомендуется).
Находим контакты для плюса и минуса внешнего питания
И аккуратно подпаиваемся, куда удобней
Подаём напряжение чуть выше, чем у новой батарейки (3.3 В), желательно через токоограничивающий резистор, скажем, 100 Ом.
Выпаиваем "минус" (одиночный контакт), затем оба "плюса", чистим отверстия. Внешнее питание подаётся всё время!
Запаиваем новую батарейку, затем отпаиваем провода. Проверяем напряжение. Живее всех живых. Защёлкиваем корпус обратно.
Если ухитрились нигде не коротнуть - считайте, что сэкономили много денег (а новый транспондер сейчас стоит от 4 до 12 тысяч в зависимости от жадности продавца). У другого популярного транспондера Kapsch TRP4010 принцип ремонта тот же самый, только там используется батарейка CR2032 с двумя контактами вбок.
Оба к покупке не рекомендуются, как и все их "Премиум" версии.
Если найдёте, берите лучше "стандартные" Q-Free, которые не окирпичиваются. Они и дешевле (правда, и работают от одной батарейки меньше). Замена описана в исходном посте. Всем удачи на дорогах!
Ништяк, ща попробуем, спс!
Как интересно сделано - батарейка и ионистор на 4 фарады.
А что в Автодоре надо платить за замену транспондера?