Серия О художниках и картинах

Загубленный талант

Загубленный талант Музей, Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост

«Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии» (1840-е)

Г. В. Сорока был талантливым и подающим большие надежды художником. Однако его жизнь – не история успеха, а пример того, к чему приводила социальная несправедливость и помещичий произвол.

Григорий Васильевич Сорока родился в 1823 году в селе Покровское Тверской губернии. Настоящая фамилия художника – Васильев. Сорока – прозвище, которое ему дали в детстве за бойкий нрав. О самом детстве его практически ничего не известно. Вероятно, оно было таким же, как и у большинства детей крепостных крестьян. Известно только, что учился грамоте Сорока у Василия Матвеевича Владимирова, которому подарил альбом с рисунками, на которых он изобразил местных крестьян. Сейчас этот альбом, как и большинство работ автора, находится в Государственном Русском музее. Главную роль в образовании Сороки сыграл другой человек. В начале 1840-х рисунки талантливого крепостного увидел знаменитый живописец А. Г. Венецианов, который был соседом и приятелем Милюкова, владевшего Покровским со всеми его жителями. В своем имении Сафонково Венецианов открыл знаменитую школу, куда брал талантливых мальчиков на полное содержание и давал им художественное образование. Затем самых талантливых живописец отправлял в Академию Художеств.

Загубленный талант Музей, Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост

«Вид на палисадник в усадьбе Н. П. Милюкова» Государствееная Третьяковская галерея

«Вид на палисадник в усадьбе Н. П. Милюкова» – предположительно, одна из самых ранних работ художника.

Сорока стал одним из любимцев знаменитого педагога. Милюков с радостью отправил талантливого юношу в знаменитую Венециановскую школу, но не из любви к искусству, а просто из тщеславного желания иметь собственного крепостного художника. Когда Венецианов предложил отправить ученика в Академию, помещик категорически отказался, дать вольную тем более. В то время посещать занятия в Академии в качестве вольнослушателя мог любой желающий, в том числе крепостной, а стать учеников мог только свободный человек. В этом плане судьба Сороки перекликается с историей другого крепостного художника – В. А. Тропинина, также имевшего немало проблем из-за помещика, которому принадлежал. Но если Тропинину довелось посещать Академию хотя бы в качестве вольнослушателя, Сороку в столицу так и не отпустили.

Загубленный талант Музей, Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост

«Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии» (1840-е) Государственный Русский музей

Еще в 1842 году Венецианов с раздражением писал соседу: «Не предсказывал ли я вам, или, лучше сказать, опасениями моими не остерегал ли я вас от того, что случилось с вашим Григорьем. Он не виноват, а вы виноваты, - вы дали ему направление, а потом остановили, вы ему дали почувствовать удовольствие внутреннее, тронули его душу из склепа положительного и остановили. Ежели я его возьму, то же будет, даже не то же, а хуже тогда, когда у него останется перспектива теперешняя». Вместо этого Милюков сделал Сороку садовником в своем имении Островки и в виде милости разрешал ему писать картины. В 1847 году Венецианов умер, и надежда обрести свободу окончательно угасла.

Загубленный талант Музей, Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост

Крестьянский мальчик, (1840-е) Государственный Русский музей

Есть романтическая версию о том, что у художника был роман с дочерью Милюкова Лидией, и бдительный отец боялся, что та выскочит замуж, едва возлюбленный получит вольную. Однако никаких подтверждений этому нет, а в условиях морали того времени это было крайне маловероятно. К тому же решить такую проблему можно было разными способами. В 28 лет, достаточно поздно по крестьянским меркам, художник женился на девушке из числа дворни, предположительно, по принуждению хозяина, и был отправлен жить в деревню. Вскоре и сама Лидия вышла замуж. Ходила даже легенда, что та после смерти художника покончила жизнь самоубийством, но это не так. Сам Сорока в 1850-60-е годы на жизнь зарабатывал написанием икон и иногда частными уроками рисования. Художник начал спиваться. В 1861 году крестьяне, наконец, обрели свободу, но насладиться ей в полной мере он уже не смог. К тому же Милюков передавал крестьянам землю на грабительских условиях. Это закономерно вызвало крестьянские волнения. Как один из немногих грамотных людей своей общины, художник от ее имени писал жалобы на произвол помещика. Справедливости ему добиться так и не удалось. Не добившись результата в родной Тверской губернии, он направил письмо в столицу, которое перенаправили во всю ту же Тверскую губернию, по сути тем же лицам, на кого и жаловались. В 1864 году «за сделанные грубости и ложные слухи в волости» его приговорили к трехдневному аресту и телесному наказанию. Когда художника освободили, он повесился. Ему было всего 40 лет.

Другие работы автора

Загубленный талант Музей, Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост

«Гумно» (1843) Государственный Русский музей

Считается, что ученическая работа «Гумно» навеяна одной из ранних работ самого Венецианова.

***************************************

Загубленный талант Музей, Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост

«Отражение в зеркале» (около 1850) Государственный Русский музей

***************************************

Загубленный талант Музей, Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост

Портрет А. Г. Венецианова (между 1842 и 1847 годами) Государственная Третьяковская галерея. По другим данным, портрет написан Ф. М. Славянским

***************************************

Загубленный талант Музей, Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост

«Вид в Спасском» (вторая половина 1840-х)

**************************************************

Загубленный талант Музей, Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост

«Портрет Лидии Милюковой» (1840-е)

*********************************************

Загубленный талант Музей, Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост

«Дом в усадьбе Островки» (1844) Государственный Русский музей

*****************************************

Загубленный талант Музей, Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост

«Кабинет в усадьбе Островки» (1844)

*******************************************

Загубленный талант Музей, Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост

Автопортрет