Юридические истории #301: Быть юристом

Давненько я собирался написать этот пост - когда в комментариях кто-то из подписчиков написал, что племянник хочет пойти по его стопам и спросил - а каково это - бать юристом? Подписчик дал ссылку на мой блог, чтобы у племянника было представление. Не скрою - было приятно.


Да, я много писал про начхательство госорганов, про то, что зачастую клиент сам себе враг. Сегодня я напишу то, что раньше не писал, чтобы у молодежи было представление о работе, хотя где-то и повторюсь.



Во-первых, это постоянная работа с бумагой. Это не стопки, а кипы листов. С бумагой, которая, в общем-то, никому не нужна. Например - сделать для сторон копию какой-нибудь экспертизы в 150 листов, которую никто так подробно читать не будет, или выписку ЕГРЮЛ какой-нибудь организации, у которой несколько десятков филиалов, сменилась куча директоров, и которая, в принципе, тоже никому особо не нужна. Помню, прикладывал выписку Аэрофлота - там, ЕМНИП, было 300 страниц. Хорошо еще, судья адекватный попался - распечатал по 4 страницы на лист. Расходы на канцелярию, только в этом году, превысили 30 000 р.


И здесь крайне раздражает отношение судов к банкам. Те направили ответчику одно исковое - и все. Ни расчета, ни договора - ничего. Как у них исковые принимают? Что они там в описи указывают?



Во-вторых, это куча откровенно неадекватных клиентов. Сегодня была дамочка, которую устал из офиса выгонять, уже подумывал о том, что нужно сделать в полу секретный люк в бассейн с аллигаторами. Рассказал знакомому адвокату - так она и у них была, там все в порядке - стоит на учете в дурке. Есть еще особо хитрые (вернее, они так считают), которые пытаются срубить бабла с государства. Только не напрямую - сперва хотят получить решение суда, в котором действие/бездействие госоргана будет признано незаконным, а уже потом - вторым иском, рубануть бабла. Типа судья-то не догадается, каковы истинные мотивы! Даже я догадался. А у судьи, поверьте мне, практики побольше, чем у меня. И судья такого повидал, что написать поболее Донцовой может.


Есть и такие, что приходят с нормальными, в принципе, делами, но сроки исковой давности вышли при Петре Алексеевиче, а само юр. лицо ликвидировано при Александре III. Суммы хорошие - спрашивается, о чем раньше думал? И начинают нудеть - возьмитесь за дело, победите - получите процент. Объясняешь - вообще нет смысла браться. Обижаются "ну все понятно, вы тоже из тех, кому только аванс хапнуть и больше не работать". И таких больше, чем кажется на первый взгляд! 1 раз в месяц стабильно приходят.



В-третьих, это психологическая поддержка клиента. Да, бывают споры на суммы не принципиальные, но для кого-то важны даже 10 000 р. И я никогда не отказывал в бесплатной помощи в разумных пределах, если видел, что у человека в жизни реальная жопа, и оплатить он просто не в состоянии. А бывает, что предмет спора - квартира, или зарплата за полгода, на протяжении которых человек подножным кормом питался. Представляете, какой накал нервов у доверителя? Звонит, беспокоится. А что можно ответить? В самом, казалось бы, элементарном деле, может произойти что-то непредсказуемое. И сказать "да, 100% победим", когда сам понимаешь, что 100% не бывает никогда - невозможно. Хотя бывают случаи, когда победа неминуема - вопрос суммы, какую удовлетворит суд.


Но бывает, что точно знаешь, что прав. Вот позиция Верховного Суда по этому делу, вот 1,5 года назад, вот 1 год назад, вот 0,5 года назад, а вот - вчера. Один хрен - отказать. Потому что гладиолус.


Так что предсказать исход дела с вероятностью 100% невозможно.


Порой над делом приходится крепко подумать. И это не так, что сидишь, как лорд Байрон, и усиленно думаешь. Вовсе нет. В пробке, в очереди, стоишь, и гоняешь в голове мысль. Решение может прийти не сразу. Может пройти неделя-другая, пока снизойдет озарение "а если!.." При первой возможности бросаешься к компьютеру, листаешь статьи... и вот оно - решение! Но все это время, пока ищешь решение, клиент звонит, интересуется. "Как там?" Да никак!


Откровенно раздражают те, кто звонят только выпимши.



В-четвертых, это сроки. Правосудие - дело небыстрое. Только какое-нибудь заявление в госорган рассматривается 30 дней. И там заявление рассмотрят хорошо если на 29-й день. Обычно тянут до последнего. Получить решение суда - в среднем от полугода до года. А перед этим - претензионный порядок. А после - подать исполнительный лист приставам. А между этим, если мировушка увидит возможность спихнуть дело в районник - обязательно сделает это, как и районник. Порой, читаешь определение и не понимаешь, как мировушка будет рассматривать, если вообще не ее подсудность... но ладно, хрен с ним - есть определение, спор о подсудности недопустим.


Многие, наверное, читая мои посты, думают - дело-то тьфу себе, 3 экрана текста. За этими 3 экранами текста стоит 6-12 месяцев работы, сотни прочитанных страниц и десятки исписанных. Уже говорил как-то раньше, что порой, чтобы написать 1 страницу заявления/жалобы, приходится перечитать десяток законов.


Я сам считаю, что в налоговых делах я полный профан (считал, пока не пообщался с начальником районной ИФНС), потому в них не лезу. Относительно недавно обратился предприниматель, с которого налоговая решила довзыскать налогов. Занимался делом мой компаньон - он в этой сфере силен. И поначалу казалось, что без суда не обойтись... я не знаю, сколько он перечитал писем МинФина, разъяснений и т.д., но когда отправил заявление, и налоговая, без суда, в наше нелегкое время, когда в бюджете не особо хорошо, списала даже те долги, которые в принципе не должна была списывать - тут даже я обалдел.



В-пятых, это практика, которая постоянно меняется. Дело, у которого были хорошие шансы в прошлом году, в этом может стать безнадежным. И наоборот. Например, пару лет назад по неосновательному обогащению дела штамповали пачками, с конца прошлого года уже весьма проблематично. Неустойка по алиментам - тоже внезапно перестали удовлетворять, мол "а смысл, если он нигде не работает, и платить все равно не будет?" В прошлом году приставов собрали в областном управлении и дали указание обратить на дела, где объект ипотеки передали взыскателю и кончать их по п12 ч5 ст43. Мы тогда опечалились - дела хорошие были. Справедливости ради отмечу, что старые дела так никто не поднял и не кончил, кончали только новые. В этом - ситуация прямо противоположная. Хрен кончат без решения суда. Ипотечные квартиры в прошлом году хрен поделишь после развода, сейчас нормально делят.


Если бы мне в прошлом году сказали, что банки начнут толпой выходить по банкротству должников-физиков - я бы хрен поверил. А в этом нормально выходят.


И получается, что говоришь клиенту одно, он возвращается через год "я сделал все так, как вы сказали, и встрял!" И ответить-то нечего! Потому что практика изменилась противоположно.


То есть невозможно поработать в какой-то категории дел, перейти в другую, а даже через год плюнуть и вернуться обратно. Придется наверстывать очень многое. Юриста делает не столько знание законов, сколько умение их правильно применить в нужный момент.



Откровенно бесит работа почты. Нет, по городу письма идут быстро - бывает, за сутки доходят. Дольше 4 дней в последнее время не помню. Но извещения в ящик кидают уже тогда, когда письмо обратно отправили.



Многие удивляются - зачем занимаешься элементарными делами? Найми помощника, спихни на него отмену судебных приказов и прочую простоту. А смысл? Это полгода за ним каждую бумажку перечитывать, чтобы убедиться, что человек адекватный. Мне проще самому написать, чем чужое править.



Хотя, в целом, конечно, работа интересная. Тут нужно найти некий баланс между внутренним "Инь" и "Янь", чтобы отрешиться от безнадежных дел, как бы не хотелось выразить сочувствие клиенту, но найти энергию для решаемых проблем. И не опустить руки, когда на очередную жалобу приходит ответ "мы не хотим работать, потому что полнолуние", а закатать рукава и ответить "А мы вашу молодку бородатым дядькой-с!" Не хотите по-хорошему - убираем вазелин.