Это страшное слово – подросток

Работая в образовательной организации, все чаще слышу от родителей следующий запрос: « Он (она) отбился от рук, грубит мне, ничего не хочет делать, плохо учится и вообще стал неуправляемым» - ребенку 16 лет.

В такие моменты, я искренне сочувствую родителям, которые делятся со мной своими переживаниями, ведь они действительно ошарашены и дезадаптированны в этой ситуации. Они четко видят две плоскости: «был хорошим» и «стал плохим» и используют те рычаги давление и методы «воспитания», которые действовали тогда, когда он был «хорошим» (обычно до 12 лет).

После разговора с родителем, обычно я вызываю в кабинет того самого страшного, злого подростка, который доводит родителей до истерики.

Он заходит, застенчиво улыбается, а порой демонстративно показывает свою незаинтересованность, иногда сходу грубит и кривляется. Но одно их объединяет, каждый из них сам до конца не понимает, кто он.

Подростковый возраст – это возраст поиска своей идентичности. Это ещё один серьёзный шаг к автономности, а она требует того, что бы бросить вызов не только несчастному родителю, но и принятым нормам в обществе. Основная психологическая задача этого периода – это создать единый образ себя, какой я сын, какой спортсмен, какой друг, какой ученик и т.д. и т.п.

Но вместе с желанием автономности, остается сильная потребность в чувстве безопасности, а кто, если не родитель, может в полной мере эту безопасность дать?

Вот здесь как раз таки мы и приходим к теме неподготовленности многих родителей, к взрослению своего чада. Ведь крики, оры и всевозможные санкции к подростку, не приведет вас к взаимопониманию и не улучшит ситуацию. Так что же собственно делать?

Для начала понять, что в этом возрасте необходимо для подростка:

1) Поиск себя (Кто Я? Какой Я?), тут нужно с пониманием отнестись к экспериментам во внешности, в стиле одежды и прочим внешним трансформациям. Это не значит, что вам должно все это нравиться! Оставайтесь всегда в первую очередь РОДИТЕЛЕМ, не другом, не подругой, а РОДИТЕЛЕМ. И тут под «пониманием», я имею ввиду, осознание того, что он или она от фиолетовых волос, не стал плохим, дурным и сумасшедшим, а просто пытается найти себя, создать тот образ себя, который будет приносить удовлетворение и уверенность в себе и вы можете ему помочь, советом, мнением, поддержкой;

2) Конфликт между стремлением к свободе и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, то есть, он очень хочет автономности, быть самостоятельным, но в то же время все это делать «под вашим крылом», так как вместе со свободой приходит ответственность, а это страшно. Здесь родитель может помочь своему ребенку тем, что будет давать возможность проявлять свою самостоятельность, и при этом не лишать его своей любви. Тут нужно понять, что порой любить подростка несмотря не на что, очень сложно, но как бы он не показывал, свою черствость – это им нужно как никогда.

3) Стремление быть похожим на других подростков своей возрастной группы. Здесь было бы хорошо знать круг общения своего ребенка и не открещиваться от посиделок за чаем, например у вас дома. Так подросток сможет звать своих друзей домой, а вы сможете в это время понять кто они ( не забывайте про поговорку «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»), это вам поможет понять лучше и своего ребенка.

Это небольшой набросок рекомендаций, которые возможно Вам помогут.

Самое главное, это:

1)оставайтесь родителем, для своего ребенка,при любых обстоятельствах, а так же учите и показывайте на своем примере "кто такой взрослый";

2) развивайте понимающие и доверительные отношения с раннего детства;

3) разговаривайте не только о своем и о себе, но и на темы, которые интересны подростку, давайте ему выговариваться (этот пункт будет работать, если он вам доверяет, поэтому смотри пункт 2);

4) Осознайте, что изменения неизбежны на жизненному пути вашего ребенка


Автор: Амиров Азат

Оригинал: https://vk.com/@644887574-eto-strashnoe-slovo-podrostok

Психология | Psychology

23.3K постов60.3K подписчика

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.