2

Этичность как профдеформация

Этичность как профдеформация

В детстве меня поражала гордая романтика тайны исповеди и медицинской тайны. Возвышенная допущенность к секретам многих людей ассоциировалось с благородством и высокой моралью. Фрагмент из "Жука в муравейнике" Стругацких, где эпизодический персонаж, врач, описывал клинические случаи, не называя пациентов по имени ("Пациент А, пациент Б"), порождал во мне чувство почтения к профессиональной нравственности, явно демонстрируя мне, что к морали человека предъявляются профессиональные требования.


Когда я учился на психолога, я об этом не задумывался, потому что необходимость обучения была обусловлена тем, что я внезапно начал вести развивающие занятия (подробнее об этом я написал в главе "Как я стал психологом" книги "О психологах психологам и непсихологам"). И когда начал консультировать, то требование хранить тайну исповеди свалилось на меня неожиданно. Понятно, что моя клиентура попервоначалу была близка к моему кругу общения, и было сложно, присутствуя при обсуждении кого-либо из общих знакомых, отфильтровывать из того, что я могу сказать то, что я знаю как психолог, и что не факт, что следует знать всем остальным.


Для качественной фильтрации нужны критерии. Сначала я пытался соображать, насколько прилично (этично) будет о чем-то объявить. Ведь и вправду, разговаривая со мной, клиент рассказывает не только секреты, но и то, что он уже рассказывал другим. Но это критерий ненадежный: мало ли что я могу счесть нормальным, а для клиента это личная тайна. Причем не обязательно по личным, эмоциональным причинам, а вполне возможно, что по чисто ситуационным. И даже более того: и я, и клиент могут считать что-то нормальным, естественным и даже одобряемым, а вот кто-то еще может быть этим шокирован. Но клиент мог это учесть и поберечь человека, а я могу бы не догадаться.


Может, разок-другой облажаться было бы и не страшно, но ведь каждый такой косяк мог бы привести к конфликтам, ссорам, возмущениям, даже скандалам, и постепенно мой круг общения стал бы шататься.


В общем, так себе критерий.


Поэтому довольно быстро это правило деактуализировалось, и появилось другое: молчать о том, что было сказано в рамках общения клиента с психологом. Это, возможно, было бы более корректно, но, во-первых, люди частенько видели во мне в первую очередь именно психолога, а вы же знаете, как зыбки и расплывчаты у россиян границы между личным и профессиональным... "О, Никита, тот софт, что ты мне поставил, что-то глючит...", "Марина, твои пломбы просто замечательны, мне надо будет опять к тебе прийти, у меня, кажется, новая дырочка, вот тут, ыыыыыы..." Ну, знаете же. Так что отделить одно от другого иногда оказывалось непросто. Во-вторых, как я уже сказал, с психологом делятся не только секретами, и как-то глупо стоически избегать обсуждения того, что все и так знают. В-третьих же, память у меня не очень хорошая, и вспоминать, что, когда и в каком контексте и даже кем было сказано, для меня мучительно.


И даже более того: насколько с моей стороны будет хорошо озвучить относительно отсутствующего человека то, что мне понятно, как психологу, но непонятно вам, и при этом может быть неприятно тому, о ком идет речь? Может, это как раз его секрет, а то, что я, в силу своей специальности в него незаметно проник, не сделает это обнародование более для него комфортным?


Поэтому, желая участвовать в общем разговоре, я постоянно терзался мыслями, стоит ли говорить то или это в этой компании. А пока я вспоминал, тема уже менялась. Эти терзания, как понятно любому психологу, привели к тому, что, с учетом моего в принципе изначально невеликого интереса к сплетням, я вообще перестал в них участвовать.


И сразу стало легко и спокойно.


Вот вы тут спорите, почему Коля поступил так, а не иначе. А я знаю точно. А вам не скажу. На всякий случай. Если Коле будет удобно — он сам скажет. А я буду ухмыляться и болтать ногой. И не надо мне копаться в памяти, сказал ли мне Коля об этом как психологу, или как приятелю, или вообще ничего не говорил, а я сам, умница такая, догадался, и был ли вообще Коля у меня в клиентах...


А вот последний момент существенен. Был ли Коля у меня клиентом или нет, если он мне что-то рассказал о себе, то я на всякий случай дальше это передавать не буду. По привычке. Даже если вы мне сами об этом скажете, то я не стану комментировать, потому что мало ли что именно и с какими акцентами он рассказал вам, и насколько его рассказ вам отличается от его рассказа мне. Моя тогдашняя жена даже как-то сказала: "Сплетничать с тобой неинтересно. Обычно как: расскажешь что-нибудь, а тебе реакцию, и что-нибудь в ответ расскажут. А ты просто угукнешь и все. Разговор сразу заканчивается".


Меня, впрочем, такое положение дел вполне устраивает. Как я уже сказал, удовольствия в сплетнях я не нахожу. Может быть как раз потому, что в результате своей профессиональной деятельности знаю чужих секретов гораздо больше, чем мне интересно.


Есть в таком поведении и утилитарная польза. Как вы понимаете, трепливый психолог ("трындючий ящик") вряд ли будет пользоваться популярностью у клиентов, желающих обсудить что-то глубоко личное и сокровенное. То есть практически у всех. А как человек может определить, насколько бережно вы отнесетесь к его тайнам? А очень просто: так же, как вы отнесетесь к тайнам других. Если вы направо и налево рассказываете про Колю, Васю и Таню, то, скорее всего, и про Катю тоже будете трепаться во все стороны. А если человек видит, что вы сплетен и вообще обсуждения отсутствующих людей избегаете, то даже если вдумчивый анализ вашего поведения и не имел места, то подсознательное ожидание вашей деликатности и конфиденциальности все равно случится.


Есть и коллизии. Как-то в профессиональном сообществе возник вопрос: а должен ли психолог поделиться с судом "тайной исповеди", если такая нужда возникнет? Как поступать, если вы, находясь в профессиональной роли, узнали о совершенном клиентом преступлении? Или о его преступных намерениях? Ведь есть же закон о недонесении в отношении тяжких преступлений? И есть что-то про отказ от дачи показаний в суде?


Мнения были разные. Я подумал, и понял, что, поступив по закону, "как положено", я чувствовал бы себя неуютно. Да что там, погано. А я не хочу чувствовать себя погано, даже если по закону. Да и репутация моя обошлась мне довольно дорого, и жертвовать ей ради удобства выполнения следствием и судом своих функций как-то жирно будет. Нет, я не одобряю преступных намерений, но мало ли чего я не одобряю... Это наше с клиентом личное дело. И даже просто мое. Клиенту до моего одобрения или неодобрения дела нет, он за другим пришел. И именно над этим другим мы будем работать. А полиция с судом пусть работают над тем, над чем им положено. Я же от них не требую участия в моей работе?


Я отдаю себе отчет, что моя позиция может быть раскритикована и осуждена. Но любая позиция по этому вопросу оказывается в чем-то ущербна. Поэтому я просто принял такой порядок для себя лично, и понимаю людей, которые считают иначе и поведут себя по-другому. На то они и другие. Скажем: мне удобнее жить так. А если кто-то испытывает по этому поводу недовольство, пусть это будет его проблемой.


Правда, есть и исключения. Скажем, я веду человека с психиатрическим диагнозом. Я в данном случае не про сумасшедшую старушку, а, например, про человека с депрессией. В некоторых случаях взаимодействие специалистов — психолога и психиатра, психолога и невролога, психолога и эндокринолога, психолога и гинеколога — не просто желательны, а прямо-таки необходимы. Да и проконсультироваться со старшим товарищем бывает невредно. К сожалению, чем дольше я живу, тем меньше старших товарищей остается. Но пока хватает.


В этом случае можно вступить в так называемую "профессиональную сплетню". Обсудить, что кому человек сказал, что из этого следует, что мы думаем по этому поводу, и даже (страшно сказать) как мы лично к этому относимся. Другое дело, что такое обсуждение возможно только когда обсуждение направлено на принесение пользы обсуждаемому, и когда все участники обременены "тайной исповеди", то есть информация не станет циркулировать. Но даже и в этом случае, если необходимости в конкретизации нет, оглашаются только те личные данные, что необходимы для обсуждения. Если можно не тыкать в человека пальцем, то и незачем.


Кстати, для справки. Тайна исповеди — не обязанность, а право священника не разглашать содержание исповеди. К врачам и психологам в этом смысле требования строже.


Кстати, о личных данных. Иногда в беседе случается нужда упомянуть человека в том или ином контексте. Так вот, если я описал какой-то случай без указания имени, то уже не могу себе позволить обозначить этого человека узнаваемым образом. Равно как и наоборот: если я назвал кого-то по имени, то описывать его как "случай" уже не могу. Даже если прикинуться, будто это разные люди. Какие-то проскользнувшие детали все равно могут позволить внимательному человеку сделать выводы. Даже если слушатель и предмет речи между собой незнакомы. Мало ли, познакомятся, или найдут общие контакты.


Собственно, почему я вставил в заглавие слово "профдеформация".


Описанное поведение, начавшись с формирования, закончилось привычкой, ставшей принципом. Нарушение этого принципа было бы для меня эмоционально некомфортно, то есть оное поведение подпадает под определение стереотипа, шаблона, негибкого поведенческого паттерна. С чем я вообще-то обычно борюсь, и в других и в себе.


Но в данном случае этот негибкий принцип вполне себе одобряем, конструктивен и позитивен, и я вполне осознанно оставляю его в покое. В любом случае важно то, что этот принцип управляет мной, я следую ему неосознанно, не замечая, воспринимая естественным и единственно удобным, и происходит это в результате моей профессиональной деятельности.


Так что такое высокое и благородное свойство, которым я хотел бы гордиться, когда им еще не обладал, вполне можно назвать профдеформацией. Такой вот занимательный парадокс.


Обычно свои тексты я завершаю какими-нибудь глубокомысленными выводами, но здесь имеет место просто изложение-рассуждение, в том числе с целью привести в порядок собственные мысли по поводу. Могу лишь заметить, что, выходит, профдеформация — не всегда плохо, но это триюзм.


Источник

Психология | Psychology

28.1K поста61.5K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

После прочтения романа Овод в юном возрасте мне стало понятно, что говорить правду нельзя никому. И уж точно ее нельзя говорить священникам, адвокатам и психологам

раскрыть ветку (17)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Есть еще более радикальный и менее утомительный подход: если не хочешь, чтобы о каких-то твоих поступках знали другие - не совершай таких поступков.

раскрыть ветку (16)
0
Автор поста оценил этот комментарий

У каждого есть такие поступки.

Любого человека, ничего ему не объясняя, можно посадить в тюрьму лет на десять, и где-то в глубине души он будет знать, за что. Кто сказал - не помню

раскрыть ветку (15)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Знаю людей, в отношении которых это неверно.
Так что решать вам все равно придется самому за себя, без оглядки на генерализацию "все такие".

раскрыть ветку (14)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Возможно эти люди просто не говорят всей правды. Плохой поступок имеется ввиду не только нарушение УК, заповедей или морального кодекса строителя коммунизма, есть куча личных этических  установок, нарушение которых обществом не осуждается, а иногда и одобряется, но лично для человека это преступление, грех или ведёт к угрызениям совести

раскрыть ветку (13)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Мой отец, ныне покойный, за все время, что я его помню, а это больше сорока лет, бОльшая часть его жизни, ни разу не сделал никому пакости, ничего не украл, ни разу не выматерился, ни разу не отозвался о ком-то более дурно, чем "неприятный человек", никого не обманул… Я знаю, что у него было, за что себя упрекнуть (хотя мне это казалось мелкими глупостями),  но скрывать ему было нечего. За такой срок у меня появилось бы хотя бы подозрение. И я практически уверен, что и до моего рождения он вел себя так же.

Просто давайте примем,: что такое возможно, хотя бы в принципе. и, следовательно, возможно для вас. И если вы этого не хотите, то наверняка не потому, что "люди плохие". Да, есть люди плохие, есть хорошие, ваш выбор - к кому примкнуть. И если вы решили быть плохим, то то, что есть и другие плохие, а то и похуже - не причина и не оправдание.

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий

Я так понял ваша профдеформация в том, что вы пытаетесь обвинить незнакомого вам человека в чем-то абстрактном. Какие хорошие-плохие? Кто об этом судит? Единых общечеловеческих этических норм просто нет, все зависит от общества, места и времени.

В отношении отца вы однозначно пристрастны, кто знает все полностью, кроме него?

раскрыть ветку (11)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Общих норм нет, но основа достаточно общая. Если вы будете поступать в соответствии с тем, что ВЫ считаете добрым и разумным, этого будет вполне достаточно.

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

Однако это может быть незаконно или неэтично в конкретном месте и в конкретное время

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Законы писаны для людей, не понимающих, что стоит делать, а чего не надо. Я же ясно написал: если мне придется по закону свидетельствовать против своего клиента, я этот закон нарушу.

раскрыть ветку (8)
0
Автор поста оценил этот комментарий

То есть, если он на сеансе признается, что совершил серию убийств, то вы сохраните эту тайну и , впоследствии, на суде тоже свидетельствовать откажетесь, я правильно понял? И спать будете спокойно?

Впрочем, слово "клиент" о многом говорит

раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Да ну что Вы. Если надавят, как следует, то не нарушите. Не зарекайтесь.
раскрыть ветку (1)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку