Эссе-разбор Sayonara, Eri | Look Back. Часть 2

Первая часть

Эссе-разбор Sayonara, Eri | Look Back. Часть 2 Рецензия, Спойлер, Обзор, Эссе, Манга, Разбор, Длиннопост, Картинка с текстом, Аниме

Фудзино Аюму – четвероклассница, которая рисует ёнкомы (Означает буквально «четыре кадра», и представляет собой формат манги, состоящий - кто бы мог подумать - из четырёх кадров.) для школьной газеты, что закономерно делает её несколько популярной, и даёт серьёзные причины для раздутого самомнения. Стоит заметить, что при том, что она регулярно рисует (Как мы узнаем далее, она точно рисовала в газету уже в третьем классе, и продолжила в четвёртом, - что уже немало.), даже для четвероклассницы – результат не то, чтобы хороший.

Эссе-разбор Sayonara, Eri | Look Back. Часть 2 Рецензия, Спойлер, Обзор, Эссе, Манга, Разбор, Длиннопост, Картинка с текстом, Аниме
Эссе-разбор Sayonara, Eri | Look Back. Часть 2 Рецензия, Спойлер, Обзор, Эссе, Манга, Разбор, Длиннопост, Картинка с текстом, Аниме

После учитель просит её уступить одну из колонок для Кёмото — ученицы, которая не посещает школу, как позже выяснится – из-за агорафобии, но тоже хочет нарисовать мангу для школьной газеты. Фудзино соглашается, отпустив едкий комментарий о том, что рисовать – это сложно, и человек, который не может прийти в школу, скорее всего, не справится.

Но следующий же выпуск показывает, кто здесь умеет рисовать. И действительно: если вы посмотрите на приведённые ниже изображения работ Кёмото, то не составит труда понять, что рисует она на голову выше (Собственно, тут как раз видно, что у человека есть или талант, или много практики, а скорее всего, - и то, и то.)

Эссе-разбор Sayonara, Eri | Look Back. Часть 2 Рецензия, Спойлер, Обзор, Эссе, Манга, Разбор, Длиннопост, Картинка с текстом, Аниме

Те, кто ещё вчера нахваливали работы Фудзино, сегодня уже говорят, что на фоне работ Кёмото рисунки первой – обычные. Взбешённая этим Фудзино приходит к разумному выводу, что у Кёмото просто больше практики, и воспринимает произошедшее как вызов. Она начинает читать литературу по изобразительному искусству, а также много и часто рисовать, чтобы улучшить свои навыки; из-за этого она начинает отдаляться от друзей и семьи.

Так проходит время…Пока в шестом классе, получив очередную газету, она не понимает, что, несмотря на улучшения, она не догоняет оппонента, который тоже не стоит на месте, и не признаёт поражение, забросив рисование до самого выпуска из младшей школы.

Тут мы должны сказать своё «фи» и «не верю», потому что за два года усиленной практики и обучения рисунок Фудзино улучшился почти никак, да и Кёмото не то, чтобы продвинулась.

Эссе-разбор Sayonara, Eri | Look Back. Часть 2 Рецензия, Спойлер, Обзор, Эссе, Манга, Разбор, Длиннопост, Картинка с текстом, Аниме

После выпуска учитель просит Фудзино передать диплом Кёмото. Пройдя в незапертую дверь, Фудзино входит в дом Кёмото, - хотя та просит крикнуть ей, чтобы аттестат оставили в коридоре. Там Фудзино находит груды альбомов для рисования; среди них – пустой листок, на котором Фудзино решает нарисовать ёнкому, в которой часть персонажей требует, чтобы Кёмото вышла, а часть просит, чтобы та осталась за дверью, но та случайно попадает в комнату Кёмото. Испугавшись, что она вошла в чужой дом, Фудзино убегает, но Кёмото догоняет её и признаётся, что она – её фанат, и давно следит за её мангой в школьной газете.

Опять маленькая вставочка. Многие могут задаться вопросом: «А почему Кёмото фанатеет по Фудзино, если её навыки объективно лучше?». Для себя, во время прочтения, мы ответили, что дело в том, что Фудзино просто начала рисовать раньше, и для ребёнка могла рисовать неплохо, чем привлекла внимание Кёмото и вдохновила её; начиная же с четвёртого класса – хоть это и было показано плохо - Фудзино начала прокачиваться, чем лишь подгоняла Кёмото. И да, это тема с тем, что наши кумиры не те, кем кажутся, будет и в «Человеке-бензопиле». Также не можем не сказать о том, что отметил неизвестный нам комментатор при обсуждении этой манги, а именно: рисунки Фудзино имеют персонажей и сюжет, то, чего не было продемонстрированно у Кёмото, которая рисовала только фоны.

Что примечательно: она, будучи человеком с боязнью открытых пространств, часто рисовала открытые пространства, и, не посещая школу, рисовала её. Уж не попытка ли компенсировать?

Чрезвычайно польщённая, Фудзино утверждает, что планирует представлять мангу на конкурсы, и снова начинает рисовать. Эти двое в конечном итоге объединяются для создания манги, представляя несколько ваншотов, которые получают высокие оценки.

Эссе-разбор Sayonara, Eri | Look Back. Часть 2 Рецензия, Спойлер, Обзор, Эссе, Манга, Разбор, Длиннопост, Картинка с текстом, Аниме

Куда без сцены в кинотеатре, в работе синефила Тацуки Фудзимото?

В подростковом возрасте Фудзино узнаёт, что по их с Кёмото работам хотят создать аниме-адаптацию, но последняя говорит, что не сможет ей с этим помочь, так как она хочет получить высшее образование в области искусства, чтобы стать ещё лучше. Это становится причиной ссоры между ними, и Фудзино продолжает работать без Кёмото, выпуская мангу Shark Kick.

Однажды Фудзино получает известие о массовом убийстве в художественном колледже – и обнаруживает, что Кёмото стала одной из жертв. Охваченная чувством вины из-за того, что, возможно, она косвенно привела к смерти Кёмото, вдохновив её на художественную карьеру, Фудзино возвращается в дом Кёмото, где видит тот самый рисунок с дразнилкой для Кёмото, который она нарисовала много лет назад, и рвёт его.

В комнату Кёмото проскальзывает обрывок бумаги с надписью: «Не выходи», – и мы переносимся в параллельную временную линию. Кёмото остаётся в комнате и не встречается с Фудзино. Несмотря на это, она по-прежнему проявляет интерес к карьере художника и поступает в колледж, где её чуть не убивает психопат. В последний момент её спасает Фудзино, которая в этой временной линии послушала сестру и вместо рисования занялась карате, что позволяет ей задержать потенциального убийцу. Кёмото благодарит Фудзино, которая в драке повредила ногу и сейчас закатывается в машину скорой помощи, а также, к своему удивлению, узнаёт, что это тот человек, который вдохновил её в школе. Фудзино предлагает создать мангу с Кёмото.

Вернувшись домой, Кёмото рисует ёнкому, в которой Фудзино спасает её от убийцы. Порыв ветра выносит рисунок из комнаты, который падает перед ногами Фудзино в обычной временной шкале. Потрясенная рисунком, Фудзино входит в комнату Кёмото, находит открытое окно и несколько копий Shark Kick, показывающие, что, несмотря на их ссору, Кёмото продолжала следить за подругой и равняться на неё.

Фудзино говорит, что никогда не любила рисовать, но делала это потому, что её работа делала других, в том числе Кёмото, счастливыми. Фудзино возвращается к работе и продолжает рисовать мангу, прикрепив ленту ёнкома Кёмото из параллельной вселенной над своим рабочим местом, чтобы напомнить ей о том, почему она продолжает рисовать.

Разбор.

Как мы и говорили, в сравнении с «Прощай, Эри», интересных и достойных обсуждения моментов мало, но это не значит, что их нет.

Для начала стоит сказать несколько слов о том, что у нас начинают появляться мысли, что Тацуки Фудзимото научился рисовать пару персонажей и, немного изменяя, воспроизводит их в одной работой за другой. Посмотрите сами: тут у нас Аса, Эри и Фудзино. А далее – Резе, Наюта и Кёмото. Ну и напоследок - Мать Юты и Макима. Кто есть кто - решайте сами.

Эссе-разбор Sayonara, Eri | Look Back. Часть 2 Рецензия, Спойлер, Обзор, Эссе, Манга, Разбор, Длиннопост, Картинка с текстом, Аниме

Ну да ладно, — это все шутки, а сейчас стоит поговорить про серьёзную вещь. В этом произведении чувствуется, что оно отражает в том числе жизнь автора, то есть является в некотором роде автобиографичным, о чём мы поговорим отдельно; а потому мы начали искать какие-то события в жизни Фудзимото, которые могли послужить основой для сцены в колледже, - но всё оказалось куда проще, но не менее интересно.

Итак, в манге мы видим, как явно нездоровый человек, который слышит непонятные голоса, идёт в художественную школу с топором, считая, что ученики плагиатили его работы. Точнее, некоторые из нас видели это в манге, так как текст этих страниц спустя время был изменён, по причине возмущения аудитории из-за крайнего сходства с реальной трагедией, произошедшей приблизительно в то время и унёсшей жизни 36 человек – поджогом студии Kyoto Animation.

А потому в обновлённой версии манги слова о том, что мужчина слышал голоса, оскорбляющие его, заменили на слова о том, что он намеревался убить первого встречного, а фразу про плагиат — на фразу, что творения студентов смотрят на него свысока и высмеивают его.

И знаете, всё бы ничего, поменяли и поменяли, но… вообще-то это произведение автора и, нравится вам это или нет, ему решать, что там будет. А уж в ситуациях, когда некоторые рецензии, особенно англоязычные, выдают что-то вроде: «Параллели с трагедиями реального мира точно не нужны» (Обзор за авторством MrAJCosplay/Cartoon Cipher на сайте Anime News Network.), – мы можем только пожелать многим людям поумнеть, и понять, что отображение реальных событий в произведениях искусства чаще всего не несёт цели обесценить его, а наоборот, показывает обеспокоенность автора этими событиями.

И да, давайте посмотрим, а что говорят в комментариях на прекрасное заявление о ненужности параллелей с реальными трагедиями (На всякий случай, мы не выбираем те комментарии, которые нам подходят, игнорируя другие; на момент написания эссе было всего 6 сообщений, только 2 из которых касались обсуждаемого вопроса, - и они оба тут.).

Эссе-разбор Sayonara, Eri | Look Back. Часть 2 Рецензия, Спойлер, Обзор, Эссе, Манга, Разбор, Длиннопост, Картинка с текстом, Аниме

Перевод:

"У меня сложилось впечатление, что Фудзимото написал это, потому что его друг погиб во время атаки KyoAni. Не сказал бы, что параллели с реальным миром "не нужны", поскольку они в некотором роде основа произведения."

"Согласен, во всяком случае, эти параллели вызвали резонанс в душе, поскольку это напомнило мне, как много людей, должно быть, чувствовали то же самое. Я считаю, что мы не должны наказывать артистов за использование реальных трагедий, если они подходят к ним честно и с должным уважением.

Тем не менее, это не самая важная часть истории, скорее вопрос "что, если", и я рад, что Фудзимото делает длинные ваншоты, которые достаточно продолжительны, чтобы развивать темы, и в то же время достаточно короткие, чтобы сказать то, что хотел сказать автор, без ненужных отвлекающих факторов или задержек."

И, опять же, раз уж мы привели пример чужого анализа, который считаем плохим, то давайте уравновесим это чем-то хорошим. На сайте TvTropes провели отличную параллель с фильмом Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», где страшная трагедия была предотвращена случайно оказавшимся рядом человеком, которого не было там в реальности. Схожесть вплоть до вот таких кадров:

Эссе-разбор Sayonara, Eri | Look Back. Часть 2 Рецензия, Спойлер, Обзор, Эссе, Манга, Разбор, Длиннопост, Картинка с текстом, Аниме
Эссе-разбор Sayonara, Eri | Look Back. Часть 2 Рецензия, Спойлер, Обзор, Эссе, Манга, Разбор, Длиннопост, Картинка с текстом, Аниме

И, если смотреть на это с точки зрения, что автор создал произведение, в котором трагедия была предотвращена, у кого повернётся язык сказать, что он «обесценивает реальные события»?

Ах да, как мы могли забыть? Многие недовольные боялись, что изображение человека, страдающего шизофренией, в качестве массового убийцы может заклеймить больных этим психическим расстройством. И мы полностью с этим согласны, ведь в реальности это было не так? Ведь не так?

Ну давайте посмотрим: обвиняемый по делу о поджоге студии Kyoto Animation, Синдзи Аоба, по имеющейся информации страдал от психического расстройства и имел судимость. В 2012 году он совершил вооружённое ограбление магазина, за что был приговорён к трём с половиной годам заключения.

Также Аоба сказал, что решил поджечь студию из-за того, что уличил её сотрудников в плагиате: по его словам, в рукописи, которую он подавал на Kyoto Animation Award, содержалась сцена покупки мяса с почти истекшим сроком годности по сниженной цене, и он увидел, как в 5 серии аниме Tsurune, которая транслировалась по телевидению в ноябре 2018 года, главные герои делают то же самое.

Сцена с мясом… мясом… 36 погибших и 34 раненых из-за того, что человеку с психическим заболеванием показалось, что никто в мире, кроме него, не мог придумать столь гениальную сцену как покупку мяса по уценке. Действительно, почему в произведении Фудзимото нападавший изображён таким отталкивающим?

И да, предвещая очевидный вопрос, ответим на него на примере уже отечественного «интеллектуала» под ником Uchiha IR, разместившего свой обзор на сайте I Recommend. Потому что выдал он там просто гениальный тезис: «С другой, меня и впрямь напрягает, когда человека априори ставят в разряд черни лишь потому, что он родился с психическим расстройством или стал таковым в ходе пережитых событий».

И мы согласны, что не все психически больные люди опасны, и не стоит к ним относиться предвзято; вот только автор и не вкладывает такую мысль. Он показывает одного конкретного персонажа; утверждать, что этим он дискредитирует всех больных людей, это все равно, что сказать: «В этом фильме умер чернокожий персонаж, а значит автор призывает убивать черных».

Так вот, то, что один больной шизофренией человек показан в произведении в отрицательном свете – не значит, что все такие люди – зло, как и наоборот: существование людей, больных шизофренией, но не представляющих опасности для общества, не значит, что никто из них не представляет такой опасности.

Ну и подходя к концу. Мы не утверждаем и не можем, за отсутствием прямых доказательств или подтверждений автора, утверждать, что «Оглянись» — это автобиографичное произведение, но есть ряд сходств между известной биографией Тацуки Фудзимото и жизнью представленных героинь:

1) Тацуки, как и его героини, рисовал мангу с ранних лет. И к старшей школе уже публиковал вэб-комиксы.

2) Автор учился в Университете искусств и дизайна Тохоку в городе Ямагата, одноименной префектуры, в то время как Кёмото училась в Академии искусств города Ямагата, префектуры Ямагата.

3) Ну и совсем явная отсылка – манга «Акулий удар», которую пишет Фудзино. Название манги отсылает к «Огненному удару» самого Тацуки Фудзимото, а дизайн одежды главного героя – к «Человеку-бензопиле». Да что там: обложка первого тома «Акульего удара» точь-в-точь – обложка первого тома «Человека-бензопилы».

Эссе-разбор Sayonara, Eri | Look Back. Часть 2 Рецензия, Спойлер, Обзор, Эссе, Манга, Разбор, Длиннопост, Картинка с текстом, Аниме

4) Внимание на картинку.

Эссе-разбор Sayonara, Eri | Look Back. Часть 2 Рецензия, Спойлер, Обзор, Эссе, Манга, Разбор, Длиннопост, Картинка с текстом, Аниме

Да, во время прочтения мы не докрутили это, так как в имени Фудзино часть «Фудзи-» нашли и приметили, что это часть имени автора, а вот в Кёмото, часть «-мото» не заметили.

К чему мы всё это? А к тому, что слова: «Знаешь, по правде говоря я даже не люблю рисовать мангу. Это скучно и слишком хлопотно. Да и не стильно ни разу. Можешь целыми днями рисовать и всё равно ещё кучу нужно будет сделать. Лучше бы я просто читала мангу, а не рисовала её», - вполне могут быть словами самого Фудзимото. Как и молчаливый ответ на вопрос: «Тогда зачем ты её рисуешь?».

Ну а мы бы хотели попробовать ответить на другой вопрос: «Почему мы продолжаем читать?». Будем честны: работы Тацуки Фудзимото не могут похвастаться невероятным рисунком. Да, он действительно хороший художник, но если сравнить его с таким мастодонтом как Миуар, то будет очевидно, что до монументальности и проработанности работ автора «Берсерка» он не дотягивает: он рисует не столь масштабно, не столь детализировано, его фоны и дизайны многократно проще, а некоторые персонажи из разных истории выглядят как близнецы. Но Тацуки берёт своим умением писать. Да, в его работах есть отдельные элементы хорошего визуального повествования и юмора; но, если говорить глобально, создавай он не мангу, а тексты, - они бы были не многим хуже. Фудзимото погружает в свою историю; и в момент, когда вы расслабитесь, - меняет правила, после чего повторяет это ещё раз, и ещё, и ещё… да, отдельные повороты могут быть предсказуемы, но это не меняет суть – он старается вас удивить. И у него это, с большой вероятностью, получается.

Аниме

36.9K постов7.2K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

- Соблюдайте правила Пикабу;

- NSFW контент запрещен, для него есть отдельное сообщество;

- Ставьте верные теги, подробнее читайте в этом посте.

- Пожалуйста, не оставляйте необоснованные негативные комментарии о тематике сообщества;

- По вопросам работы модераторов сообщества Вы можете обратиться к @admoders