Эмоциональный интеллект: как разум общается с чувствами
Психолог Борис Лемберг в книге "Эмоциональный интеллект: как разум общается с чувствами" делится своими наблюдениями за тем, как проявляется, развивается и действует эмоциональный интеллект в жизни каждого человека.
Борис Лемберг выделил пять ключевых навыков для развития эмоционального интеллекта:
Быстро снижать уровень стресса.
Осознайте, что у вас стресс. Признайте, что вы под давлением. Первый шаг к снижению уровня стресса – понимание того, что значит ощущать стресс. Контролируйте, отмечайте, как вы себя чувствуете, когда на вас оказывается давление. Как реагирует ваше тело? Следите за тем, как напрягаются мышцы, как меняется дыхание. Знать о своей физической реакции на стресс – значит быть способным регулировать напряжение, когда оно наступает.
Найдите технику борьбы со стрессом, которая подойдет именно вам. Техник великое множество, среди них найдется и такая, которая сработает для вас наилучшим образом. Не отчаивайтесь, если опробованные способы не помогали, – вы просто не нашли свой. Будьте уверены, он существует. Неврологи и психологи всего мира десятилетиями совершенствуют методики борьбы со стрессом. Пока вы ищете свой способ, помните простое правило: лучший способ быстро снизить уровень стресса – включить как минимум один из каналов восприятия: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой. Каждый, опять же, отвечает по-разному на активирование органов чувств, поэтому вам нужно найти такие вещи, которые быстро вас успокаивают или, наоборот, бодрят.
Понимать свои эмоции и управлять ими
Ключ к пониманию себя и других – это способность быть в контакте со своими эмоциями, отдавать себе в них отчет и знать, как они влияют на наши мысли и действия. Это кажется таким простым, но, к сожалению, кто-то даже не задумывается, что это вообще имеет значение. И в результате многие люди разъединены со своими эмоциями, не чувствуют контакта с ними, не знают признаков их появления и проявления, не умеют их контролировать; особенно это относится к сильным основным эмоциям типа гнева, печали, страха и радости.
В каких отношениях вы состоите со своими эмоциями?
● Вы испытываете чувства, которые текут, порождая одну эмоцию за другой? Когда у вас происходит смена эмоций, чувствуете ли вы это, чувствуете ли, как меняется ваше состояние?
● Ваши эмоции сопровождаются откликами, которые вы испытываете в животе, груди, горле (например, ком в горле, легкость в груди, мурашки по спине и пр.)?
● Вы испытываете скрытые эмоции (гнев, печаль, страх, радость), каждая из которых очевидна в тонких выражениях вашего лица?
● Вы можете испытать интенсивные чувства, настолько сильные, чтобы захватить и ваше внимание, и внимание других людей?
● Вы обращаете внимание на свои эмоции? Они влияют на принятие решений?
Если любое из этих переживаний вам незнакомо, ваши эмоции могут быть снижены или выключены. Чтобы быть эмоционально здоровым и эмоционально интеллектуальным, вы должны восстановить связь со своими основными эмоциями, принять их и почувствовать себя комфортно в этом взаимодействии с ними.
Устанавливать контакт с окружающими, используя невербальную коммуникацию
Чтобы быть хорошим собеседником, требуется гораздо больше, чем только умение красиво говорить. Более того, очень часто то, что вы говорите, менее важно, чем то, как вы говорите. Огромное значение имеют невербальные сигналы, которые вы посылаете собеседнику: тон голоса, выражение лица, жесты, положение тела (в какой позе вы сидите или стоите, как близко вы находитесь к собеседнику), как быстро (медленно) или как громко (тихо) вы говорите, смотрите ли в глаза тому, с кем разговариваете.
Успешная невербальная коммуникация зависит от вашей способности управлять напряжением, признавать ваши собственные эмоции и понимать сигналы, которые вы посылаете и получаете. Когда вы общаетесь:
● фокусируйтесь на своем собеседнике. Если, вместо того чтобы концентрироваться на нем, вы поглощены мыслями о том, что сказать дальше, или мечтаете, или размышляете о чем-то еще, то будьте уверены, что вы пропустите невербальные сообщения и прочие тонкости беседы;
● установите зрительный контакт. Смотрите в глаза тому, с кем говорите, лишь периодически отводя взгляд на несколько секунд, чтобы не вызвать у собеседника напряжения. Зрительный контакт может передать интерес, поддержать ход беседы, помочь понять ответ другого человека и его реакцию на ваши слова;
● обращайте внимание на невербальные реплики, которые вы посылаете и получаете, – такие как выражение лица, тон голоса, положения тела, жесты, темп беседы
Использовать юмор и игру, чтобы справляться с вызовами и преодолевать препятствия.
Хороший смех уменьшает стресс, поднимает настроение и возвращает нервную систему в состояние равновесия. Веселое, игривое общение вносит оживленность в отношения. И в целом юмор расширяет рамки эмоционального интеллекта, помогая нам:
● преодолевать препятствия и справляться с затруднениями. Включая чувство юмора, мы разрешаем себе рассматривать расстройства и разочарования в новой перспективе; смех и игра позволяют нам пережить периоды раздражения, трудные времена, задержки в важных делах, неожиданные преграды на пути к цели;
● сгладить углы. Использование юмора часто помогает нам говорить вещи, которые в противном случае было бы трудно выразить, не вызвав замешательство;
● одновременно расслабить и простимулировать самого себя. Общение с элементом игры уменьшает усталость и расслабляет тело, что позволяет нам «перезарядить батарейки»;
● проявлять творческие способности. Расслабляясь, мы освобождаемся от косного стиля мышления, позволяем своей мысли приносить неожиданные и свежие идеи, а себе – смотреть на вещи по-новому.
Позитивно решать конфликты
Конфликт и разногласия неизбежны в отношениях. Два человека не могут всегда иметь одни и те же потребности, мнения и ожидания. Однако надо понимать, что это нормально. Решение конфликта здоровыми, конструктивными способами может усилить доверие между людьми.
Есть несколько способов решения конфликтов в ключе, который укрепит отношения и построит доверие между сторонами-участниками.
● Оставайтесь сосредоточены на настоящем моменте. Не цепляйтесь за старые обиды и негодование, это поможет принять реальность, понять суть сложившейся ситуации и не только решить ее, но и рассмотреть ее как новую возможность устранить старые конфликтные чувства.
●Выбирайте аргументы. Аргументация при решении конфликта требует времени и энергии, особенно если вы хотите решить его положительным способом. Определите, о чем стоит спорить, а на что не стоит тратить силы.
● Прощайте. Обидное поведение других людей остается в прошлом. Чтобы решить конфликт, вы должны отказаться от желания наказать и отомстить.
●Пресекайте конфликты, которые не могут быть решены. Подобные конфликты побуждают людей продолжать спорить бесконечно. Отличить подобный конфликт просто: спор идет и идет, страсти накаляются, а вы понимаете, что ничего не исправить, никто никого не переубедит, никто не хочет переубеждаться, цель спора – не поиск истины, а сам конфликт, и со временем все станет только хуже. Если вы втянуты в конфликт, который невозможно решить, – выходите из него. Просто выдерните себя из него, прекратите спор, прекратите доказывать, прекратите опровергать, – сделайте это, даже если вы все еще не согласились с мнением противника.
Задача любой коммуникации – поддержать здоровую и счастливую взаимосвязь, а не в том, чтобы выбить у другого почву из-под ног, победить, настоять на своем, обвинить, заставить признать вашу правоту или оправдаться за то, что взяли верх