Экранизации русской классики. Разное

Хочу рассмотреть экранизации русской классики разных авторов. В них есть большой запас мудрости житейской, сохранен опыт поколений.


8 серийная экранизация романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" производства Epic Media.


Достоевский - тонкий знаток душ человеческих и экранизации его книг, бесспорно, имеет смысл смотреть. Это хорошая пища для ума.

Фильм снят очень хорошо, подобраны отличные актеры, картинка - все на уровне.

Как Андрей Панин играет следователя Порфирия Петровича - одно загляденье. Как ловко тот доводит Раскольникова до того, что он невольно начинает себя выдавать - это просто урок по психологии.

Это классное кино, снятое по умной и интересной книге.


Братья Карамазовы" производства Central Pathership, 8 серий.


Детально, глубоко прорисованные и правдоподобно чудовищные характеры сталкиваются в этом фильме. Как и в жизни. Да, люди таковы.

Недавно я смотрел "Открытый урок с Дмитрием Быковым. "Преступление и наказание" - странный русский детектив" и мне из этого урока запомнились следующие оценки творчества Федора Михайловича:

"Для Достоевского истина открывается на дне бездны".

"Герои Достоевского приходят к Богу через падение." "Христианство - это вера для тех, кто готов идти до конца".

Вот, мне кажется, Быков верно это подметил. И именно поэтому мне нравится Достоевский.


"Униженные и оскорбленные" Андрея Эшпая снятый по мотивам одноименного роману Ф. М. Достоевского.


Федор Михайлович, конечно мастер и психолог, скажу я вам. Такие истории пишет, похлеще иного детектива.

Тут вам и любовь, и коварство, и лихие повороты сюжета и всякие грани души человеческой открываются.

Вообще, познавать мир и себя через книги, фильмы, через искусство - это интересно.


"Бесы" Владимира Хотиненко снятый по одноименному роману Ф. М. Достоевского.


Действия вольнодумцев-безбожников в этом фильме вызывают возмущение и зрительские симпатии оказываются вовсе не на стороне этих революционеров. Но и официальная власть в лице главы уездного городка, где разворачиваются события, и полицаев, подавляющих забастовку рабочих, в их равнодушии к проблемам простого народа тоже симпатии не вызывает.

Вдохновители и организаторы преступного сообщества местных революционеров, совершающих убийство, Ставрогин и Верховенский - это, скорее либертины, а не либералы и творимые ими дела соответствуют духу либертинизма, а не либеральных ценностей. Такие люди вряд ли могли бы исправить социальную несправедливость общества того времени.

На стороне добра же в здесь выступают не власть и не революционеры, а держатели своего индивидуального добра и подвига, студент Иван Шатов, которого убивают участники революционной ячейки, священник-монах, которому пытается исповедаться Ставрогин, и еще некоторые персонажи, скромно живущие в соответствии со своим нравственным законом и не пытающиеся лезть в большую игру.


Еще раз замечу, что Достоевский - это писатель большого ума, и познакомиться с его творчеством хотя бы через кинематограф имеет смысл.


"Капитанская дочка" Владимира Каплуновского по одноименному произыедению А.С. Пушкина.


Дворянин Гринев поступает на военную службу в крепость на которую нападают повстанцы во главе с их предводителем Емельяном Пугачевым. Пугачев поднял бунт против царя и захватывает район за районом.

Для Гринева обстоятельства военного времени складываются вполне благополучно: Пугачев милует пленника, а потом помогает ему освободить его невесту и отпускает обоих с миром.

В конце фильма, когда арестованного Пугачева казнят, Гринев понимает, что этому человеку он обязан своей жизнью и семейным счастьем. Враг царской власти неожиданно оказывается благодетелем для одного ее подданного.

Человек - это щепка несомая стихией, и заранее предугадать свою судьбу невозможно: вот на какую мысль навел меня этот фильм.


Сериал "Борис Годунов" Алексея Андрианова снятый по мотивам знаменитой Пушкинской драмы.


Что можно сказать? Все-таки умеют у нас снимать кино и зрелищное и с сюжетом, благодаря первоисточнику, интересным.

В фильме охватывается период русской истории, время смуты. Происходит смена правящих домов: династия Рюриковичей уступает место династии Романовых, после некоторого времени неясности, когда власть перешла сначала к Борису Годунову, потом к самозванцу лже-Дмитрию, потом к одним боярам, потом к другим, под командованием интервентов - ляхов.

Дворцовые интриги, история борьбы за власть на Руси, драмы отдельных людей, попавших в этот водоворот, не оставят зрителя равнодушным.

Наблюдая за жизнью общества того времени можно делать выводы и о современной жизни.

Я уверен в том, что эта историческая драма познавательна и полезна для всех думающих людей.


«Дубровский" Вячеслава Никифорова по одноименному произведению А.С. Пушкина.


Для чего я вообще смотрю экранизации классиков? Для того, чтобы лучше разглядеть свое время и людей.

Проблемы общества, драмы и трагедии человеческого бытия с некоторыми изменениями переходят из века в век. И та мудрость житейская, которую несут книги прошедших эпох, можно использовать и сегодня.

Что мне запомнилось из этого фильма?

Негативный образ помещика Троекурова Кирила Петровича. Он босс этих мест, он генерал в отставке и у него весьма обширные связи. Когда у него возникает конфликт с помещиком Дубровским, Кирилл Петрович легко организует судебную тяжбу по результатам которой у того отбирают поместье. Дубровский, не выдержав удара судьбы, умирает, и тогда на сцене появляется его сын, который клянется отомстить за своего отца, и лишь его любовь к дочери Троекурова отклоняет меч возмездия.

Глядя на Кирила Петровича невольно дивишься тому, как власть может развращать людей. И его, своего господина, невольно копируют его многочисленные холопы не брезгующие возможностью побыть барином перед нижестоящими их хоть на малое время.

Вот интересный эпизод:

"Какой предмет испортили" - сокрушается Троекуров, глядя на то, как в результате побоев умирает его слуга.

Испортили предмет: вот его оценка ситуации.

Холопское низкопоклонство и уничижение человека человеком. Такое общество больно.

Сами приближенные к господину говорят так: "Порядок у нас строгий, за то и вольности и награды барские".

Есть вольности, есть вознаграждения - вот и хорошо.

Можно сказать, что современное общество совсем не такое, но ведь оно из этого выросло, из более ранних времен, и в чем то, может быть не столь остро, но повторяет черты прошлого.


"Маленькие трагедии" Михаила Швейцера по одноименному произведению А.С. Пушкина.

Фильм состоит из отдельных драматических историй актуальных на все времена и в этих историях вполне отражены страсти человеческие, пороки и добродетели. Игра актеров - на очень высоком уровне.

Очень годное кино.


"Чайка" Майкла Майера, экранизация одноименной пьесы А.П. Чехова.


Бедный учитель любит Машу, Маша любит Костю, Костя любит Нину, а Нина - писателя Бориса, который живет с Ириной, известной актрисой, в доме которой развиваются отношения действующих лиц. Так начинается эта история и приходит к трагическому финалу отражающему бездуховность этого общества - один из этих персонажей сводит счеты с жизнью.

Это причудливое переплетение характеров и судеб, психологически вполне достоверное, в нем отражается мудрость житейская.

Очередная экранизация классики литературы. В просмотре этого фильма есть и развлечение и польза для души: лучше учиться на чужих ошибках.


Многосерийный фильм "Герой нашего времени" снятый по мотивам одноименной книге М.Ю. Лермонтова.


Главный герой, офицер Печорин, покоритель женских сердец, в силу своей пылкой натуры попадает в разные приключения.

Все его романы с разными дамами дорого обходятся окружающим.

Печорин неплохо ориентируется в светском обществе и умело использует слабости окружающих в свою пользу. Мудрость житейскую он реализует вполне в меру своего эго.

Про себя Печорин говорит, что таким его сделало общество.

Мне хотелось бы заметить, что человек от общества не всецело зависит: оно оставляет свободу выбора, как правило. Можно поступить так, а можно иначе.

"Я смело иду вперед, когда не знаю, что меня ждет, ведь хуже смерти ничего не случиться, а ее не миновать" - так рассуждает герой своего времени.

В конце Печорину, кажется, немного все это надоедает, и он говорит "Мне осталось одно средство: путешествовать, авось, где-нибудь умру по дороге".

Так и происходит.

Быть может, пресыщение и уныние заставляют его невольно искать смерти, на которой должно закончиться все.


Многосерийный фильм "В круге первом" Глеба Панфилова снятый по одноименному роману А. И. Солженицина.


В этом фильме показывается отрывок из истории СССР послевоенного времени, правление Сталина. В этом фильме показываются судьбы и трагедии людей осужденных по политическим статьям, как врагов народа. Я не хочу касаться вопросов о том, правильно ли были суждения Александра Исаевича об правительстве Советской России того времени, о его внутренней и внешней политике, о советском строе вообще. Об Сталинских репрессиях разное говорят, об их масштабе и целесообразности. Много кривотолков, мифов - я не берусь здесь судить.

Но вот, что можно утверждать точно: Солженицин - душевидец и мыслитель. Он написал глубокие, интересные характеры людей, их судьбы, их размышления, их чаяния, духовный путь, который проделывает человек сквозь невзгоды. Именно на это я обратил свое внимание.


"Среди серых камней" Киры Муратовой снятый по повести Владимира Короленко "Дурное общество".


По сюжету ребенок из благополучной семьи в которой недавно произошла трагедия, заводит дружбу со своими ровесниками из сообщества бродяг обитающих на развалинах, в подвалах старого замка. Его отец - судья, недавно умерла его жена и он поглощен горем и ему не до сына в это время.

В фильме показан конфликт слоев общества. Господ, судей, полицейских и бродяг, воришек, пьяниц, попрошаек. Соприкосновение между представителями этих классов предполагает дистанцию, формальность, насилие и обман. Они чужды друг другу.

"Твой отец судит меня, а ты вырастешь, и будешь судить моего сына" - говорит мальчику из благополучной семьи один из жителей подземелья.

Но наблюдая за дружескими отношениями между детьми, мы видим, что есть общечеловеческие ценности, присущие людям вообще, вне зависимости от того, богатые они или бедные.

Это гуманистический фильм.


"Несколько дней из жизни Обломова" Никиты Михалкова снятый по роману "Обломов" И.А. Гончарова.


Наблюдая за жизнью и слушая рассуждения главного героя я представил его в современном мире: кем бы он мог работать, какую конкуренцию он мог бы составить другим людям и невольно пришел к выводу, что его шансы без своего богатого наследства хоть сколько-нибудь нормально устроиться в обществе равны приблизительно нулю.

Особенно я обратил внимание на то, что он проводил свою жизнь в ожидании жизни, в ожидании того, что он вот-вот создаст некий свой проект, поднимется, реализует себя, и как год за годом становится понятно, что никакого проекта нет.

Возможно, конечно, его сделало таким наличие у него поместья, которое приносило ему доход вне зависимости от его усилий, но сколько других помещиков вели активный образ жизни, проявляли деловую хватку и приумножали свое богатство в отличие от главного героя этого фильма.

Возможно Обломов олицетворяет собой закат дворянства, нарастающую бесполезность этой прослойки общества того времени...

Впрочем, он, несмотря на свою пассивность, все-таки принимает участие в цикле жизни, женится, и на свет появляется новый Обломов и в этом состоит счастливый конец его истории.


Четырехсерийный фильм "Отцы и дети" Вячеслава Никифорова. По книге И.С. Тургеньева.


Нигилист Базаров в этом фильме не похож на нигилистов-революционеров из романа "Бесы" Достоевского. Его образ скорее благороден, а нигилизм больше похож на личную забаву. Он много рассуждает, занимается медициной и помогает людям по мере сил. Разумное, доброе и вечное в нем есть, а его неприятие официальной морали и догм скорее связано с неприятием лицемерия и лживости современного ему общества.

Я наблюдал за конфликтами между персонажами "Отцов и детей" и вот о чем подумал: когда тебе делает что-то или говорит другой человек - это всегда лишь надводная часть его айсберга и бог весть, что за этим стоит. Не следует торопиться с похвалами или обидой на то, что делают другие.

Это малая часть всего лишь.


Сериал-экранизация "Белая гвардия" Сергея Снежкина по одноименному роману Михаила Булгакова.


Думаю, что подобные произведения, в которых рассматриваются исторические события, помогают зрителю более зрело оценить современность. Я увидел в этом фильме многополюсный мир, арену борьбы самых разных политических сил, в которых понятия добра и зла относительны и смешаны.

Хороши персонажи в этом сериале, актеры подходящие.

Алексей и Елена Турбины, наверное, так и должны были выглядеть.

Петлюровский полковник, которого сыграл Гармаш, вышел суровый и жестокий,

Революционер Шполянский, сыгранный Бондарчуком - таинственный и роковой для своих врагов.

Содержание романа, благодаря многосерийному формату, думаю, передано достаточно подробно - посмотрел этот фильм и, считай, как книгу прочитал.

Грамотная экранизация.


"Мертвые души" Михаила Швейцера снятый по поэме Н.В. Гоголя.


Аферист Чичиков перемещается от поместья к поместью и выманивает у их владельцев купчие на умерших крепостных.

Он собирается провернуть дело: взять под эти купчие кредит.

Интересную картину представляют собой дворяне, которых он обрабатывает. В карикатурных образах выражена вся темнота и мелочность их душ. Появление Чичикова они встречают настороженно, но тот сравнительно легко добивается желаемого. Гоголевские дворяне вовсе не светлы и не возвышенны, он изображает их далеко не с лучшей стороны, и режиссер тоже не подкачал, все персонажи фильма получились в духе книги: неприятные людишки, по-другому не скажешь. Но давайте посмотрим на себя: мы сами частенько такими бываем.

Честная, качественная экранизация.


"Мастер и Маргарита" Владимира Бортко по одноименной книге М.А. Булгакова.


Все эти фильмы и книги рассматривают социальные проблемы актуальные на все времена. И читать и смотреть их по моему мнению дело далеко не бесполезное.