Эффект Зейгарник. Почему трудно перестать думать о том, что нужно сделать
В статье разберём действие этого эффекта на реальных примерах, а также подробно поговорим о том, как этот эффект сказывается на нашей продуктивности
Привет! На связи WEEEK – сервис по управлению проектами. Помимо айтишных тем, мы обожаем без занудства рассуждать о личной эффективности, планировании и том, как не превратить жизнь в бесконечный список задач со статусом «в процессе».
Даже если ты никогда не слышал про название этого явления, то 100% сталкивался с ним в своей жизни. Тебе наверняка знаком поток навязчивых мыслей о невыполненных задачах, недосмотренной серии сериала, невыполненном действии на сайте, где собирался купить новую книгу. Так и работает эффект Зейгарник.
Подробнее про эффект
Окунёмся в историю. Открытие этого эффекта принадлежит Блюме Вульфовне Зейгарник, которая опытным путём выявила, что незавершённые действия у здоровых участников экспериментов вспоминались на 90% лучше, чем завершённые. Более того, нерешенные задачи постоянно всплывают в памяти, тем самым провоцируя человека вернуться к их выполнению.
🤔 Такая особенность нашей памяти объясняется тем, что когда мы садимся выполнять какую-то задачу, уровень эмоционального напряжения повышается. Разрядкой будет результат — решение задачи. Если выполнение прерывается и действие не завершается, то эмоциональное напряжение остается без разрядки. Выдерживать это напряжение слишком долго — сложная задача. Поэтому чтобы от него избавиться, в твоей памяти каждый раз будет всплывать информация о незавершенной задаче, пока не выполнишь её. Завершив — словишь дзен.
Как он действует на нас на практике
Маркетологи были бы не маркетологами, если бы не использовали особенности нашей психики для того, чтобы достучаться до своей аудитории. Например, когда смотришь сериал, то каждая серия заканчивается на самом интересном месте. Так получается, что эпизод закончился, а история повествования нет, она прервалась — разрядки не произошло. Поэтому вам хочется продолжить просмотр, чтобы закрыть вопрос, который персонаж поставил в конце предыдущей серии.
👍 Лайфхак: попробуй останавливать просмотр где-то на середине серии — вопрос предыдущего эпизода уже решён, а новый еще не задали зрителю.
В эту же копилочку падают трейлеры фильмов — мы видим короткую историю, которая прерывается на каком-то очень напряжённом моменте. Создаётся эффект незавершённого действия. Избавиться от навязчивых мыслей = посмотреть фильм.
По такому же принципу работает корзина и раздел «Избранное» на сайте интернет-магазина. Например, выбираешь книгу в маркетплейсе. Нашлась нужная — добавляешь её в корзину или в избранное, чтобы не потерять. Но ведь по какой-то причине она сразу не была куплена, правда?
Создатели сервиса получают ещё один рычажок для закрытия в продажу. С одной стороны, они действительно хотят упростить жизнь своим пользователям, создавая такие разделы. С другой, когда добавляешь товар в избранное или в корзину, но не покупаешь, они могут слать тебе push-уведомления с напоминанием о том, что книга заждалась твоей оплаты, активируя эффект Зейгарник.
Хотя, для активации достаточно и того, что каждый раз заходя на сайт, ты будешь видеть, что ты не завершил действие.
Помимо этих примеров, этот эффект применяется и в играх. Ну, невозможно же бросить игру, пока не пройдёшь хотя бы один уровень!
Положительное влияния эффекта
✅ Эффект Зейгарник служит нам маячком, помогая держать фокус на чём-то более приоритетном
Поэтому мы так легко забываем то, что уже выполнили. Нам попросту не нужно перегружать себя этой информацией.
Этот эффект помогает нам доводить задачи до конца, а не бросать их на полпути. Именно поэтому режим многозадачности — изначально провальная стратегия.
Ты держишь в голове информацию сразу по всем незавершенным задачам, уровень твоего напряжения можно умножить на количество незакрытых дел. И как при таком состоянии можно оставаться продуктивным? Взял задачу, доведи до конца и только потом бери другую.
✅ Борьба с прокрастинацией
Есть такая фраза: «Любой автор больше всего боится чистого листа». Так оно и есть. Единственный способ побороть этот страх — начать что-то писать: заметки по теме, структура, ссылки на дополнительный материл и так далее.
Так и в борьбе с прокрастинацией — «ешьте слона по кусочкам». Часто невозможно начать, потому что просто не знаешь, с чего. Перед тобой стоит какая-то неподъёмная задача! Но если разбить её на маленькие шаги, то будет проще стартануть.
Как только начнёшь делать первую мини-задачу и закроешь её, то захочется выполнить ещё одну, потому что это следующий шаг для достижения цели — включился эффект Зейгарник. Так что фраза «главное начать» уже не кажется такой пустой.
Как WEEEK связан с эффектом Зейгарник
Если у тебя нет инструмента для организации процесса работы, то скорее всего информация о задачах разбросана по чатам, стикерам на рабочем столе, ежедневникам и так далее. Придётся постоянно держать в голове и то, где именно найти инфу — это будет создавать дополнительное напряжение.
Чтобы не доводить себя до дёргающегося глаза, можно использовать таск-менеджер WEEEK. Занеси все задачи в одно место,«выливай» туда же всю необходимую информацию по ним, и успокаивай свою тревогу.
Также, чтобы адекватно оценивать свою нагрузку и не хвататься за несколько задач одновременно, можно использовать недельное планирование. Все задачи на неделю перед глазами — сразу понятно в какой-день можно добавить ещё пару задач, какой и без того перегружен.
Когда скачешь от задачи к задаче продуктивной работы не получается. Проще взять одну задачу, сфокусироваться на ней на какое-то время, закрыть и взять другую. В этом может помочь помодоро-таймер. В WEEEK есть уже встроенный: выбираешь временной слот — 5, 15 или 25 минут, и в течение этого времени выполняешь только одну задачу.
***
Влияние эффекта нельзя назвать только положительным или только отрицательным. Это особенность нашей психики, которая просто есть. А вот отслеживать действие эффекта и использовать его себе на руку — твоя задача.
Больше про ловушки мозга читай здесь:
Что такое трудоголизм? Подробно про причины, признаки и как с ним бороться
Реклама ООО «ВИИИК», ИНН: 7722489513
