Языческое святилище, культовый лабиринтовый камень и «Дедова шишка»
Есть в Плёсе на Соборной горе небольшой, но уникальный музей — «Присутственные места». Это часть Плёсского музея-заповедника, которая часто остается в стороне от посещения туристов (набережная с домом-музеем Левитана, общепитом с эклерами по 5 соток рублей и деревянная церковь Воскресения Христа на горе Левитана манят всех сильнее).
Но если уже вы приехали в этот один из самых небольших городов нашей страны, то покажу и расскажу вам о некоторых экспонатах именно «Присутственных мест», поскольку лично для меня это настоящая жемчужина Плёса
Сам музейный-выставочный комплекс размещается в здании постройки 1786 года. При царях-батюшках тут располагалась Городская Управа, Городской общественный банк, Высшее начальное мужское училище и так далее.
Если вы еще не насмотрелись на картины великого русского живописца Исаака Левитана, то одна из экспозиций вас обязательно порадует — в одном из залов открыта выставка его 17 работ из собрания Государственного Русского музея.
Вы сможете увидеть картины, созданные в разные годы. Среди ранних – написанные в юности в Подмосковье. Более поздние - созданы на берегу Чёрного моря, в Крыму, на Ладожском озере и т.д
Но лично я уже насмотрелся на его картины и мне экзотику подавай. Так что отправляемся на первый этаж.
Тут нас ждет экспозиция «Древний Плес и Ивановская земля». В нескольких залах с помощью экспонатов, пояснительных табличек, аудиогида или экскурсовода мы отправимся в самое далекое прошлое этих земель, и сможем увидеть разнообразные артефакты от эпоха мезолита, неолита и бронзы до Смутного времени
Можно долго изучать всякие орудия труда и прочие черепки, но нам мистику подавай.
В музее есть два культовых камня — лабиринтовый и фаллический
Первый датируется 3-2 тысячелетием до нашей эры. Найден он был на берегу в окрестностях Плеса. Борозды в камне достигают глубины до 1,5 см.
В нашем регионе это не единственная находка. В Ильинском районе подобный культовый камень намного больше, ярче и симпатичнее, а этот дошел лишь куском.
Вообще тема язычества в региональных музеях чаще всего обходится стороной. Типа: «жили в лесу, молились колесу, а сейчас лучше расскажем про Бурылина и покажем чучело лося». По этой причине данная экспозиция и совершенно великолепная «По ту сторону реки» в главном музее региона, это просто настоящая находка для ценителей истории.
Если отслеживать новости за десяток лет, можно проследить, как некоторые экспонаты и выводы из их нахождения вызывали бомбление среди отдельных граждан.
Отдельные подрывы мест пониже спины особенно ярко звучали при создании витрины Языческого святилища.
Вообразите себе лица граждан, когда им сказали, что в Плесе было довольно долго двоеверие. И в 13 веке существовало капище Велеса. Парам-пам-пам
Это было настоящее уникальное открытие местных археологов. После которого их чуть ли не антихристами назначили.
Само капище было на той же горе, что и музей. Найденное место поклонения выглядело как квадратная яма глубиной около метра. От разных жертвоприношений остались разные артефакты, представленные на витрине.
Археологи подняли оттуда: тесло, топор, шлифовальная плитка, боевой топор, кости черепа и часть рогов лося, два горшка и ключи.
К основному костру примыкали еще небольшие дополнительные.
Возможно где-то рядом с музеем в историческом слое еще такие капища припрятаны.
Но главная модель на этом показе - культовый камень, по мнению отдельных исцеляющий бесплодие и далее по тексту. К сожалению в описании не было функционала в плане возвращения волос на лысине, так что я прикасаться не стал.
Но все коллеги обязательно об него потерлись с целью получения бонусных балов к женскому счастью и прочему плодородию. Даже рюкзаками прикоснулись, видимо чтоб дальше в общественном транспорте передавать его пыль другим.
Выглядит этот «велеший», он же «сват-камень», он же «дедова шишка» как огромный гриб.
Может быть наши далекий предки устраивали тысячу лет назад конкурс по нахождению самого лучшего гриба и потом его в камне выполнили как идеал на грибной суп и картошечку, но скорее всего это часть популярного в то время языческого фаллического культа — как о нем писали: «чтут срамные уды и в образ сотворены, и кланяются им, и требы им кладут».
У нас в регионе при раскопках находили эти самые пиписяндрии много раз, но намного меньше по размеру — вырезанные из костей
Первые официальные упоминания по плесской «дедовой шишке» относятся к 19 веку, когда его скатили с Больничной горы.
Что и как с ним делали 900 лет до этого события никому неизвестно. Но в наше время за обладанием им чуть ли не стрелки забивали. В итоге он «поселился» в музейной экспозиции.
Но не думайте, что только этими экспонатами все и заканчивается. Там много всего интересного, просто если все сфоткать — вам уже не интересно будет самим сходить.
В целом же очень советую музей посетить, лично для меня он много круче, чем сидеть в нижнем Плесе, есть копченую рыбу и на Волгу с корабликами смотреть.