Ящик с динамиками и Акустическая система: в чем различия?

Ящик с динамиками и Акустическая система: в чем различия? Акустика, Акустическая система, Разработка, Длиннопост, Своими руками, Звук, Аудиотехника

В мире истинных меломанов существует несколько тенденций относительно качества звучания их системы. Одним вообще пофиг, как звучит - лишь бы можно было разобрать мелодию, гармонию и текст. Таких, пожалуй, большинство. Остальным звук важен, обычно, это те, кто регулярно ходит на живые концерты. Эту группу можно условно разделить на тех, кто убежден, что существуют акустические системы (АС) мечты. Не важно, уже владеет ими меломан, или только страстно желает обладать и копит деньги на легендарный бренд.

Вторая категория - те, кто уверен, что даже самые лучшие АС не стоят своей цены, в которой 90% - оплата труда маркетологов (правда!).

Вот тут и возникает творческий зуд! Особенно, если у человека руки растут откуда надо.

Купить динамики, напилить доски и собрать АС мечты самостоятельно!

Тем более, в сети полно разнообразных калькуляторов и пособий по расчету корпусов и фильтров. Да и вообще, сейчас можно из дружественной (?) Восточной державы заказать готовые фильтры... Вперед!

Что ж, задумка похвальная. Я сам примерно 30 лет назад именно так и пришел в разработчики акустики. Только тогда не было возможности заказать что-то по сети, да и калькуляторов не было.

К сожалению, большая часть результатов такого подхода могут внешне выглядеть прекрасно, при этом звук оказывается в топ-10 номинации "Акустическая катастрофа года". Заканчивается это, как правило, тем, что автор акустики объявляет ее "жанровой", мол идеальная для прослушивания вокального кантри с элементами свинга...

Почему так происходит?

Для создания качественно звучащей АС необходимо учесть гораздо больше факторов, чем размер короба, и параметры разделительных фильтров. Если интересно, расскажу коротко, как я подхожу к проектированию акустических систем.

Итак, правильно сведённая акустика не должна иметь жанровых предпочтений.

Если она тяготеет к джазу, например, или к року - скорее всего речь идет о кривой АЧХ на разных участках или о слишком суженном диапазоне. Нелинейные искажения на разных участках тоже могут делать акустику резко "жанровой".

Измерения, и затем - опять измерения!

Чтобы получить всеядность системы необходимо во-первых грамотно выбрать сет динамиков (не только по параметрам TS, но и по внеосевым АЧХ, кумулятивным спектрам затухания и еще по куче всего). Причем, это необязательно будут самые дорогие или именитые динамики. Но вот грамотно измеренными они быть должны. И должны стыковаться хотя бы теоретически. Полагаться на даташит - та еще лоторея.
Только после измерений реальных параметров можно садиться считать границы разделов, выбирать параметры и порядки фильтров, тип акустического оформления, считать объемы и конструкцию корпуса. После расчетов собираем макет и снова измеряем. Каждый стык полос по отдельности. Снова смотрим внеосевые - уже в оформлении. Обращаем внимание на переходную и фазовую характеристики.

Если фаза кривая - звучать не будет, как ни равняй АЧХ режекторами!

Для выравнивания фазовых характеристик придется или менять конструкцию кроссовера, или задействовать Time-alignment методы (физически или с помощью процессора, в случае мультиампинга). Потом, когда ФЧХ приведена в норму, снова измеряем.

Теперь снова смотрим внеосевые, плюс суммарный кумулятивный спектр, плюс искажения по всему спектру. Если есть проблемы, находим косяки в реализации акустического оформления, исправляем.

И... снова измеряем. Готово!

Переходим к следующему стыку полос. Здесь - то же самое. Когда все готово (дай бог у вас не больше трех полос :)), проводим то же самое для всех полос вместе.
Здесь могут вылезти проблемы проектирования корпуса АС в виде интерференционных провалов. Исправить их непросто, но, нередко возможно. Если, конечно, речь идет о макете, а не о готовом корпусе под лаком.

Если повезло и дошли до конца - должна получиться хорошая система.

Вынимаем из макета динамики, снимаем все размеры с доработанного макета и идем пилить чистовые корпуса. Осталась ерунда - аккуратно собрать и отделать. Вставить фильтры и динамики. Ура!

Это очень краткое описание именно того, как я проектирую акустику уже много лет. Многое оставил за кадром. Но именно такой подход позволяет делать акустику вне жанров. Еще ни один из десятков моих заказчиков ни разу не сказал, что система не подходит для какого-то из стилей музыки.

Спасибо всем, кто дочитал. Если интересно, задавайте вопросы, отвечу с радостью!

Звукорежиссура

254 поста1.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

- в сообществе запрещены оскорбления;


- посты, не соответствующие тематике сообщества, будут переноситься в ленту;


- шутейки и мемы про звукорежиссуру - приветствуются!


- фото своих рабочих мест\студий, необычных устройств, рассказы о том, как пришли в профессию и ее плюсы\минусы - тоже приветствуются;