«Я верю в Иисуса Христа, я верю в Гаутаму Будду»: как живут люди, которые исповедуют несколько религий одновременно

Карты Таро поверх Библии. Буддийский алтарь рядом с иконами. Утром — месса в православном храме, вечером — празднование Самайна. Слово «двоеверец» ассоциируется с эпохой крещения Руси, когда обращенные в православие русичи днем причащались в церкви, а ночью шли в языческие капища, не в силах забыть старых богов. Однако и сегодня в больших городах живут люди, которые осознанно исповедуют не одну религию, а две или больше. Кто они, как их правильно называть и с какими проблемами они сталкиваются, разбирался Тео Омский.

«Католик по будням, шиваит по праздникам»

«Главное, чтобы он не подгорел и не растрескался, — говорит 32-летний москвич Евгений, осторожно проводя пальцами по влажной глине, — иначе всё придется переделывать».

Женя лепит лингам — символ индийского бога Шивы. После духовки ставшая сухой глина будет окрашена в традиционные цвета — черный и золотой.

«У меня раньше был такой же лингам, но разбился во время переезда, новый будет стоять вот там», — парень указывает на трюмо, украшенное ожерельем из сушеных плодов рудракши, которые в Индии еще называют «слезами Шивы».

Рядом с ожерельем висят венецианская маска и цветные длинные перья, а напротив, на окне — маленький витраж с изображением святого Михаила. На шкафу — засушенная ветка оливы, привезенная Женей из путешествия по Палестине, а под ней лежит «Житие святого Августина». Когда приходят гости, Женя берет эту книжечку и зачитывает самые интересные места.

Субботу он посвятит созданию лингама, а в воскресенье поедет в центр столицы, в католический храм, на службу. В этом нет никаких противоречий — просто Женя исповедует две религии одновременно. Он католик и шиваит.

Еще он немного гадает на картах Таро и иногда отмечает викканские праздники Колеса года. Таких, как он, называют поликонфессиональными, или полирелигиозными людьми.

«Меня крестили в девять месяцев в православной церкви, но мама не водила меня в храм и никогда особо не говорила о Боге, — рассказывает Евгений, пока глиняный предмет культа прогревается в духовке. — В школе мне повезло с учительницей английского. Она знакомила нас с культурой Британии, много рассказывала о католицизме. Меня очаровали его ритуальная и эстетическая составляющие. В 11-м классе нам читали цикл по мировым религиям, в том числе рассказывали об индуизме. Меня впечатлили широта, простота и яркость традиций этой религии.

Но частью моей жизни католицизм и индуизм стали позже, когда мне было 26. Именно тогда в интернете я познакомился с одним уральским музыкантом и поэтом. Этот человек был католиком, но очень интересовался индуизмом. Он стал моим другом, а потом и духовным наставником. Под влиянием его творчества и разговоров с ним я начал читать Евангелие, труды святого Августина, Фомы Аквинского, а позже он посоветовал мне прочесть индийский эпос „Махабхарата“. Однажды мы встретились, и я начал помогать ему переводить с английского на русский 14-ю главу 13-го тома „Махабхараты“. Это очень красивый текст, он был для меня непривычным и оглушающим, но при этом мелодичным и интуитивно понятным. Он о Кришне, аскезе и Шиве. Мы сели разбирать главу вечером, оторвались от нее только в три часа ночи».

Женя замолкает, смеется и добавляет: «Так что теперь я католик по будням, шиваит по праздникам».

По словам Жени, шиваизм и католицизм для него не противоречат, а дополняют друг друга:

«Христианство при всей красоте, мощи, ценности и значимости не отвечает на все мои вопросы. Оно очень сильно дробит физическое и духовное, порождая понятие греха. Индуизм же вообще не ведает такого понятия. Это единственная религия, которая интегрирует тело и дух воедино. Как-то я вбил в гугл запрос «грех в индуизме», и поисковик вежливо ответил: «Может, вы имели в виду „грех в иудаизме?“ Это забавно».

Женя подчеркивает, что выбрать одно из двух течений он вряд ли сможет:

«Сам по себе шиваизм слишком экстатичен, эмоционален.

В индуизме совсем нет правил. Это хорошо и свободно, но нет и ориентиров, куда развиваться духовно. Я же стараюсь идти путем не бессознательных инсайтов, а осознанности. Христианство — это как раз мощные этические догмы. Оно централизованно. Как организация, как система, Ватикан мне очень нравится.

Мне хочется искать в себе Христа и стараться ему уподобиться, потому что быть как Христос — это большой духовный труд, это развитие. Чтобы быть Шивой (или его частью), почти ничего не нужно делать. Шива — это энергия, которая есть в каждом».

Женя ходит на католическую мессу раз в месяц, где слушает проповеди и молится. Весной, раз в год, он отмечает Махашиваратри — священную ночь Шивы, во время которой не только поет мантры и рассуждает об индийском боге, но и общается с друзьями и братьями по вере.

«Шива считается разрушителем препятствий и иллюзий, — говорит Женя. — Однажды, когда я был дома один, я случайно заперся в комнате и у меня заклинило дверь. Дергал ручку, но безрезультатно, а я худой, выбить дверь мне не под силу — ну, я так думал. Но потом что-то на меня нашло, и я с криком „Во имя Господа нашего Шивы!“ дернул ручку изо всех сил. И знаешь что? Дверь открылась!»

Они были всегда

Такие люди, как Женя, есть по всему миру, однако точное их число назвать сложно. Исследовательница современных религий Ю. Н. Киселева в статье Homo multireligiosus заметила, что феномен множественной религиозной идентичности практически не изучен ни в России, ни за рубежом, хотя подобные тенденции были отмечены отдельными авторами уже в 1990-х.

По мнению Кэтрин Корнилл, профессора сравнительного богословия Бостонского колледжа и автора статьи «Двойная религиозная принадлежность: аспекты и вопросы», поликонфессиональность становится одной из интегральных характеристик религиозной культуры современного мира.

«Появляется всё больше людей, идентифицирующих себя, например, одновременно как буддиста и христианина или иудея и буддиста. Сегодня уже не вызывают удивления иудеи, признающие спасительную жертву Христа. Люди, обозначающие себя как христиане, вовлеченные в суфийские религиозные традиции. Индуисты, считающие себя частично христианами, и т. д.».

В 1994 году американский поэт и писатель Роджер Каменец опубликовал книгу «Еврей на лотосе», которая стала бестселлером в Соединенных Штатах. Автор ввел термин Jewish Buddhist, сокращенно Jubu, или Buju, для обозначения иудея, который осуществляет буддийские практики или же считает себя в равной степени иудеем и буддистом. По мнению автора, «христиан и иудеев, заявляющих о своей причастности к буддизму, можно считать распространенной комбинацией полирелигиозности в Западной Европе и США».

Религиовед Кирилл Праведов комментирует: говорить о том, что поликонфессионалы массово появились только к концу XX века, неверно. Этот феномен существовал на протяжении всей человеческой истории.

«Двоеверие встречается очень часто и в христианстве, и в других религиях. В монотеизме это связано с его распространением среди народов, уже имевших свою религиозную картину мира. Христианство не смогло полностью вытеснить ее. Отсюда празднование Ивана Купалы, Масленицы, Самайна и иных языческих торжеств наряду с христианскими, вера в домовых, фейри, кобольдов и других представителей язычества. Троеверие — более редкое явление. Обычно оно встречается у потомков нескольких народов. Здесь, как правило, сочетаются православие и рудименты язычества».

Есть целая традиция иудео-мусульманства в Турции. Ее представители называются дёнме, что с турецкого переводится как «обращенные», или «отступники».

Это течение возникло в 1683 году в городе Салоники. Основал его каббалист Саббатай Цви, который провозгласил себя мессией. Он и его ученики приняли ислам — по одной из версий, их заставили это сделать местные власти. По другой версии, они обратились к мусульманству добровольно, в поисках истины. Внешне они соблюдали предписания Корана, но при этом считали себя иудеями. Ученики Саббатая Цви верили в божественность своего учителя и отмечали его день рождения как религиозный праздник, отвергали ряд заповедей Торы. У них также был оргиастический праздник Хаг Ха-Кевес, где члены секты обменивались женами.

В 1923 году жители Салоник приравняли дёнме к туркам и депортировали их. Представители течения отправились в Турцию и осели в Стамбуле и Измире. По словам Кирилла Праведова, информации о дёнме всегда было крайне мало: во многом из-за негативного отношения к ним как иудеев, так и мусульман они предпочитают не говорить о своей вере.

Журналист, исследователь еврейской культуры Захар Гельман в статье «Дёнме — последователи лжемессии» вводит термин «дёнмефобии» и замечает, что представители турецкой общественности периодически обвиняют дёнме во «всех трагических событиях в истории Турции за последние 150 лет».

Иудео-христианские концепции достигли расцвета в XV веке в Испании. Русский философ Л. А. Тихомиров в книге «Религиозно-философские основы истории» пишет, что изначально это было связано с гонениями на евреев: многие из них притворно принимали католичество и втайне исповедовали иудаизм. Одним из таких крещеных евреев (маранов) был Иосиф Наси, политик и правитель острова Наксос, который добился высокого положения при турецком дворе. С конца XVIII века иудео-христианские группы позволяли евреям влиться в европейское общество, сохраняя этнорелигиозную самобытность.

Известна поликонфессиональность в Китае, жители которого могут одновременно исповедовать буддизм, конфуцианство и даосизм, а также в Японии, где много буддистов-синтоистов, которые, например, справляют свадьбы по синтоистскому обряду, а похороны — по буддистскому.

В России у коренных народов тундры шаманизм и язычество соседствуют с христианством. Писатель из Салехарда Всеволод Липатов упоминает в книге «Ночной директор» о том, что коренные народы Ямала, приняв православие, по неизвестным причинам стали особо почитать Николая Чудотворца.

Они поклоняются его иконам так же, как до этого поклонялись духам природы, — принося дары в виде пушнины и дичи. Племена остяков называют святого Николая Торым Никола, самоеды — Нум Никола, вогулы — Нум-Торым Никола. Всё это переводится как «Русский Бог»: первые православные исследователи тундры не сразу смогли объяснить аборигенам разницу между Богом и святым.

Липатов пишет, что легенды о Николае как о страннике, который путешествует по тундре и спасает детей и путников, живы среди коренных народов до сих пор.

Но что движет человеком, который выбирает для себя религию, никак не связанную с его культурой?

«Это связано с массовой секуляризацией общества в ХХ веке, — говорит Кирилл, — поход в церковь для многих европейцев, американцев и канадцев стал обязательной формальностью.

Примерно с конца 1940-х выросло поколение, разочаровавшееся и в католицизме, и в протестантских течениях, но занимавшееся поиском своего духовного пути. Большую роль здесь сыграли сексуальная революция и движение хиппи.

Люди стали знакомиться с восточными религиозными традициями, вновь открыли для себя концепции розенкрейцеров и немецких классических философов. В это время возник нью-эйдж как попытка переосмысления картины мира в кардинально изменившихся реалиях. В 1990-е новые веяния пришли и в Россию.

Не нужно путать такие понятия, как поликонфессиональность (полирелигиозность) и религиозный синкретизм. Поликонфессиональность — религиоведческий феномен, который состоит в одновременном исповедании одним человеком нескольких религий, которые не смешиваются и существуют параллельно в сознании верующего. Синкретизм — это соединение элементов разных культов в одну религию, подчас — довольно необычную».

«Не только мне мало одной религии»

Аглае чуть за тридцать, она живет в крупном сибирском городе и называет себя синкреотиком. О своей религиозности говорит так:

«Проще сказать, каких верований я не придерживаюсь. Почти все религии перекликаются между собой. Если речь идет, конечно, о древних учениях, а не о сомнительных сектах. Даже в языческих архаичных верованиях можно найти ряд ценных идей и мыслей, хотя, казалось бы, что там искать».

Синкреотиком Аглая стала в детстве, в 10 лет. Она вспоминает: шел самый разгар 1990-х и, помимо кризиса государственного, был еще и кризис идейный. До СССР Россия была православной, у людей была вера.

При СССР веры не стало, но была идеология. Но в 1990-е годы не стало Союза — и люди остались без какого-то великого ориентира, без ответа на вопрос «Зачем всё это».

«Многие стали искать ответ самостоятельно. Моя семья была в их числе», — говорит Аглая.

Расплодившиеся в то время секты не вызывали никакого доверия ни у семьи девушки, ни у нее самой, а вот томик «Истории религий» был ей как минимум интересен. Он помог Аглае составить личное мнение по вопросу религиозности, причем в довольно нежном возрасте.

«Возможно, еще сказалось то, что я росла в творческой среде, а люди-творцы воспринимают мир по-особому. Мы чувствуем, что за нами стоит нечто больше нас самих, точно так же, как мы стоим за тем, что создаем.

Творческие люди всегда сталкиваются с вопросом „Есть ли Бог?“. Даже самый убежденный атеист непременно упирается в него. Он может сколько угодно доказывать вам, что Бога нет, однако обратите внимание: он этим вопросом задавался и размышлял, в отличие от тысяч других, которым всё равно».

В ходе беседы Аглая сознается, что ближе всего ей всё-таки буддизм:

«Буддизм — такая чудесная философия, которая уравновешивает все другие. Вообще всё уравновешивает. Учение Будды Гаутамы стоило бы изучить каждому человеку. Мир стал бы намного светлее.

Моя вера выражается в моей философии, подходе к жизни и принципах, которым я следую. Один из этих принципов, кстати, — никому свою веру не навязывать и ничью точку зрения не оспаривать. Я свой путь выбрала сама, я спокойно принимаю выбор других людей. Так и должно быть в мире — собственные пути и осознанный к ним подход. Печально смотреть на ортодоксов, которые что-то кому-то навязывают: хуже антирекламы для любого течения не придумаешь.

В моем доме нет предметов культа. Даже крестик я в какой-то момент сняла — очень тяжело стало носить его. В этом плане я согласна с мусульманами, призывающими не делать никаких изображений Аллаха и Пророка. Буддизм тоже призывает ни к чему не цепляться, в том числе к материальным вещам. Время от времени покупаю только церковные свечи, но они надолго не задерживаются.

Обряды? Они появляются в моей жизни, когда в них возникает потребность.

Вот молитва и медитация — это равно хорошо: дисциплинирует, помогает освободить разум, настроиться на нужную волну. И быть честным перед самим собой, что немаловажно.

Я много говорю о своих религиозных взглядах с семьей. Мать и сестра понимают меня, хоть и каждая по-своему. Друзей, со мной согласных, у меня достаточно. Мы не просто поддерживаем друг друга: общение дает нам свежий взгляд на многие вопросы. Не только мне мало одной религии. Да и вообще, мне кажется, человечество наконец начало перерастать эпоху религиозных дрязг, подходить к вере более осознанно, раз уж такие люди, как мы, появились. Хочется верить, что это так».

«Бога нет, и это чувствуется»

Не всем синкреотикам и поликонфессионалам удается найти понимание семьи. Полина из Санкт-Петербурга — викканка, но выросла в христианской семье, где плохо воспринимают другие религии:

«Я познакомилась с виккой в 28 лет. До этого интересовалась индуизмом и буддизмом.

Мне очень нравится, что женщина в этих религиях не принижается и не стоит на втором месте. Бог и Богиня равны у виккан. У Богини три ипостаси: девушка, мать, старуха, и все они уважаемы наравне с Богом. Мне нравится культ природы. Сама идея викки направлена на саморазвитие человека, а не на терпение невзгод со смирением ради счастливого посмертия.

В буддийских храмах мне нравится то, что женщинам не нужно закрывать голову, наоборот, у всех верующих лик должен быть открыт и виден богу. Все пожертвования за свечи, молебен — добровольны. В индийском храме даже бесплатно кормили во время праздников. В той же христианской церкви, куда ходит моя семья, даже отпевать и попросить помолиться нельзя бесплатно, а еще чувствуется явный патриархат и принижение роли женщины, закрепощение ее образа. Это мне не по душе».

Когда-то Полина любила православную Пасху, с радостью освящала куличи и красила яйца.

«Но как только тетя, с которой мы это делали, умерла, праздник тоже умер для меня, — с горечью говорит девушка. — Сейчас я помогаю с этим матери. Но внутри у меня очень много раздражения. На мой взгляд, в наших храмах уже почти ничего не осталось от Бога. С батюшкой я общалась один раз, он даже не выслушал меня, сказал, что мне просто нужно слушаться старших. По-моему, он просто говорил заветами, не слыша своих прихожан».

Как викканка, Полина старается укреплять связь с Богом и Богиней посредством медитаций и молитв, отмечает праздники Колеса года, читает книги о традициях.

На Йоль она любит жечь свечи у окна, украшать дом еловыми ветками и мандаринами. Гуляя в парках и лесах, она оставляет небольшие дары и подношения духам природы. Алтаря или изображений Бога и Богини у Полины нет, но есть банки с сушеными травами, свечи в окружении неограненных камней и ящик, где всё это хранится.

«Немного напоминает сундучок ведьмы, — улыбается Полина. И грустнеет, когда разговор заходит о семье: — Я не могу отказаться от посещения христианской церкви из-за родных. Говорить с ними бесполезно. Один раз пробовала пообщаться с мамой о разнице между буддийским храмом и христианским. Меня сочли шизофреничкой и запретили ходить в буддийский „притон“.

Викканство я с мамой в принципе не обсуждаю и не хочу. Это только мое, личное и важное, и я не хотела бы, чтобы это поливали грязью, а она может.

Нет, нет, я не против христианства! В детстве я читала Библию, часто молилась, обращалась к Всевышнему и делилась с ним довольно многим.

Просто мне кажется, что в официальной церкви уже давно нет Бога и это чувствуется. Мир изменился, люди живут иначе, чем в прошлом веке, им нужно изменение религии.

Консервативная церковь топчется по человеческим ценностям, как стадо слонопотамов, и ее невозможно поддерживать. Поэтому люди ищут для себя другие варианты веры. Как я».

Ситуация, когда родители не принимают детей, выбравших другую веру, встречается часто.

«Я вижу в этом не только сложность с принятием иных религиозных взглядов, — говорит психолог Анастасия Кузнецова, — а в целом с принятием Иного. Люди старшего поколения пытаются сделать так, чтобы дети были „как они“. Тут вопрос про родительское желание видеть в детях собственное продолжение, про желание окружить себя „своими, похожими на меня“, потому что это воспринимается безопасным, а иное, незнакомое ощущается угрожающим. Что с этим делать? Нет универсального ответа. Каждый случай такого неприятия уникален, и это самое сложное».

«Карты кладу на Библию»

Общество редко идентифицирует магию и оккультизм как самостоятельные религиозные течения, однако сами адепты утверждают, что гадание на Таро — это не просто развлечение. Это полноценная вера или ее значимый элемент.

Марина из Нижневартовска гадает на картах, рунах и оракуле и называет это весомой частью своей религиозности. Что, впрочем, не мешает ей исповедовать католицизм.

«Я крещена в православие, но в 19 лет сама сделала переход, — говорит Марина. — Рациональную причину назвать не могу. У меня очень набожная бабушка, и с ее подачи для меня существование Бога никогда не было вопросом. Но в православных церквях мне всегда было как-то не по себе, а служители почему-то даже вызывали опасение. После окончания школы я попала в католический храм. И вот тут передо мной словно открылось окно, я наконец вдохнула полной грудью, здесь я действительно почувствовала себя на своем месте. Спустя полгода меня приняли в католики. Кстати, я не встречала ни одного католика, который бы выказывал к приверженцам другой веры или неверия какой-либо негатив. Это приятно.

Что касается гадания, им я увлеклась намного раньше, еще в школе. Правда, тогда это было игрой. Мы с подружками гадали друг другу на обычной игральной колоде или детских пасьянсах. Потом, уже в старшей школе, я узнала о колодах Таро. Самую первую увидела у подруги дома, где эта колода почему-то использовалась как игральная. Почти год я читала о гадании на картах, потом купила себе первую личную колоду.

В 24 года я увидела, как гадают на старшем футарке скандинавских рун, и меня настолько восхитила эта эстетика, что спустя время я обзавелась личным набором. Сделала сама: рисовала руны лаком на стеклянных камушках.

Надо признать, я немного смухлевала при создании рун: перед использованием вымочила их в святой воде. Что-то подсказало мне, что именно так стоит сделать, хотя руны и христианство, мягко говоря, не связаны.

Сейчас я гадаю на картах Таро, оракуле и рунах, совсем недавно увлеклась астрологией».

Тарологом, гадалкой или рунистом Марина себя называть не спешит: говорит, что еще не достигла нужного уровня, и называет себя любителем. Добавляет, что для нее католичество и гадания всё же неравноценны:

«Я справляю все крупные католические праздники, например Рождество, Пасху. Так же как стараюсь не пропустить особые дни для гадания, такие как Ночь Всех Святых, 13-е число, если оно выпадает на пятницу. Обязательно гадаю с четверга на пятницу, так как эта ночь считается вещей. Но если католический праздник выпадет на четверг, от гадания я откажусь. Я всегда делаю выбор в пользу католической веры».

На вопрос, почему же тогда Марина считает себя синкреотиком, она отвечает:

«Беря в руки гадальную колоду или скандинавские руны, вопрос я задаю своему Богу, потому что ответ знает только Он. Это занятие не без греха, но никогда в своей практике, даже переходя от гадания к легкому колдовству, я не обращалась ни к кому другому.

Ни к демонам, ни к чертям, ни к другим богам. Так что для себя главную христианскую заповедь „да не будет у тебя иных богов, кроме Меня“ я соблюдаю честно».

Из предметов веры в доме Марины только Библия, маленькая икона на подвеске, подаренная бабушкой, и церковные свечи, которые, кстати, используются и для магии в том числе. Из инструментов гадания — колоды Таро и оракул, гадальные руны и тяжелый кулон.

«Все предметы важны, — замечает Марина. — Кстати, лежат они рядом, на одном столе, а карты кладу непосредственно на Библию».

«Есть один огонь: то огонь небесный»

Герои нашей статьи называют себя синкреотиками, многоверцами и поликонфессионалами, они исповедуют и сочетают разные религии. Но есть между ними кое-что общее — кроме того, что все они откликнулись на посты в социальных сетях о будущей статье про полирелигиозность и захотели рассказать о себе.

Это глубокое личное понимание Бога как единой творящей энергии, которая может проявлять себя по-разному и скрываться за различными именами. Религия для поликонфессиональных людей — всего лишь инструмент, который выбирается в зависимости от того, насколько он удобен для разговора с высшими силами.

«Бог — он больше одной религии, — говорит Аглая. — Больше, чем все религии разом. Кому и как удобно понимать его — каждый выбирает сам, для этого и существует множество религиозных течений».

Тот, кто смотрит шире одной религии, не только часто оказывается более свободен внутри, он еще и избавляется от осуждения других за то, что они чем-то от него отличаются. А осуждение и злоба во всех религиях не приветствуются.

«Для меня оккультные практики — это определенное орудие, с помощью которого я обращаюсь к своей основной религии, — соглашается Марина. — Можно сказать в молитве „Боже, дай мне знак“, а можно задать прямой вопрос и с помощью карт или рун получить конкретный ответ. Я боготворю своего Бога (прошу прощения за тавтологию), и, возможно, именно это позволяет мне спокойно относиться к оккультизму и своей тяге к нему. Потому что сколько бы богов ни было в других религиях, сколько бы ни было на свете великих учителей и духовных практик, мой Бог для меня всегда будет выше их всех. В конце концов, кто сказал, что не он их создал?»

Источник

Религия

245 постов276 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Будьте вежливы. Помните, что под чужим никнеймом скрывается такой же человек, как и вы. У нас нет обязательного требования вести себя учтиво по отношению к другим пользователям, но грубость и оскорбления могут привести к блокировке аккаунта.

2. Голосуйте. Ставьте плюс, если вы согласны с мнением автора, или минус, если против.

3. Пишите грамотно. Почему бы и нет? При создании контента, вычитывайте его в черновике, проверяйте на ошибки. Это улучшит отношение пользователей к посту и лично к автору.

4. Корректно оформляйте посты. Бессодержательные посты, состоящие из одной ссылки, либо посты с бессмысленным наборов символов или слов в заголовке и тегах могут быть удалены. В случае нарушений администрация может как отредактировать пост (мат в заголовке), так и заблокировать пользователя (пустой/бессмысленный заголовок либо мат в заголовке, бессмысленные теги). Если вы публикуете чужой материал, хорошим тоном будет указать ссылку на источник контента.

5. Вызывайте модератора на нарушения. В случае, если Вы увидели нарушения правил сайта, призывайте @moderator для их оперативного устранения. Если видите пост-повтор, прикладывайте ссылку на оригинал.

6. За оффтоп или откровенно бессмысленные сообщения сначала выдаётся предупреждение, а потом бан.

7. Недостоверная или откровенно ложная информация может быть удалена администрацией сообщества.