«Я объясню, что это неправильно!»
Книги неудобны тем, что их надо читать. Такой неутешительный вывод сделала одна моя заказчица.
Женщина вся из себя духовная-предуховная. В социальных сетях бесконечные фото в кружевных платочках со свечками то в одном храме, то в другом. Репосты святых старцев. О том, собственно, и книга ее – как ее организация возрождает, укрепляет, окормляет и просветляет. Задача: побеседовать с энным количеством ее подчиненных и партнеров организации об общем деле, выбрать двести фото из присланного архива на три тысячи штук. В общем, ничего необычного. Собрали тексты, отредактировали, соединили в целое, отправили текст книги на согласование заказчице. Подготовили мешочек для денежек.
Она буквально в трех местах поправила формулировки и распорядилась верстать макет книги. Сверстали. Отправили заново – для уже, собственно, чисто косметических коррективов. И пошли по домам с чистой совестью. Проверили, чтобы мешочек для денежек был не дырявый.
Первый звонок от нее поступил мне в половине одиннадцатого вечера. Второй – спустя минут двадцать. Далее полетели смс-ки с требованием срочно перезвонить. Поскольку я телефон вечером перевожу в беззвучный режим, то лишь в семь утра обнаружила, что мы, по мнению заказчицы, прислали ей какую-то чушь, и она требует переделать все. Вообще все. Когда я начала выяснять, что происходит, если еще две недели назад ее все устраивало, она ответила изумительно:
- Я посмотрела расположение глав и заголовки! Я же не думала, что все эти тексты мне нужно будет читать!
Я, в общем, на работе не удивляюсь уже ничему, но иногда хочется взять подготовленный мешочек для денежек, надеть себе на голову и потуже затянуть завязочки.
- …а потом зацепилась глазом за неточность и как начала все проверять – у меня волосы дыбом встали! – продолжала возмущаться заказчица. – Как вы могли написать, что фирма «А» сотрудничает с нами десять лет?
- Потому что директор фирмы нам об этом рассказал и согласовал свой текст.
- Такого не может быть! Я сейчас ему позвоню и спрошу! Как вы могли не написать, что Полина Петровна стала заниматься благотворительностью после того, как потеряла ребенка?
- Она не захотела об этом рассказывать.
- Как это? Я ей объясню, что это неправильно!
Спойлер: не убедила.
В течение следующих нескольких месяцев мы пилили книгу в мелкую стружку и клеили все по новой. Духовная дама скандалила с авторами и героями текстов, объясняя сим последним, что они на самом деле хотели сказать о ее организации, а бездуховная дама – то есть я – пыталась сделать так, чтобы все окончательно не переругались из-за одной альтернативно одаренной.
Самое смешное – даже раздав рекомендации, что поменять в том или ином тексте, она потом окончательный вариант вновь не читала практически до отправки в типографию, а перед типографией начала возмущаться, что опять получилось не то. Ну вот не хотели наши герои говорить так, как она велела, такое, понимаешь, горе. И фарш уже было назад не провернуть - еще раз типография сроки печати не передвинет, мы и так из-за этого хапнули горя.
Стремясь сделать хоть один приличный портрет заказчицы, мы провели семь фотосессий в пяти локациях силами трех фотографов, а она голосила, что у всех руки из жопы, потому что у нее на фотках жопа вместо лица, а это противоречит ее представлениям о своей красоте.
И вот страдалово закончилось, осталась только презентация книги в узком духовном кругу – какие-то батюшки, матушки, меценаты и неравнодушная общественность. Выходит на сцену заказчица. На грудях крест с сапфирами. На жопе черная юбка до пола с полупрозрачным подолом. Встала. Сжала ноги под темной вуалью. Вещает:
- Эта чудесная книга была мной поистине выстрадана… Но как прекрасно, что вокруг так много хороших людей, профессионалов, с которыми мы понимали друг друга с полуслова… Результат нашей совместной работы вы можете увидеть на этих стеллажах. Книга продается по символической цене, а все средства будут переданы на благотворительность...
Тут мы с дизайнером икнули и переглянулись: заказчица говорила изначально, что книга будет передаваться в дар партнерам и всякому незащищенному населению, которое не имеет сил и мужества отмахнуться от этого великого дара, - пенсионерам, детям в детских домах и т. д. Если бы книга готовилась на продажу, ценник на наши услуги был бы другой.
Р. S. Друзья, спасибо большое за ваши донаты. Я уже упоминала, что считаю неправильной и нелогичной систему донатов на Пикабу в принципе, но от этого донаты не становятся менее ценными – не как способ обогащения, а как вид поддержки и одобрения. Нам всем иногда это очень нужно.