Выступлю адвокатом дьявола в защиту «Притяжения» Бондарчука

Сегодня, несмотря на некоторые сомнения, всё-таки сходил на фильм «Притяжение» Фёдора Бондарчука, на который в последние дни льются ушаты коричневой субстанции. Решающим аргументом в пользу похода стало наличие подарочного сертификата, который я недавно получил на день рождения, так что терять мне было нечего, кроме времени и настроения.


И случилось страшное. Фильм мне понравился.


Нет, не так. Фильм мне ОЧЕНЬ понравился. Настолько, что я даже решил накатать этот пост в его защиту, выступая в роли адвоката дьявола. Понимаете масштабы катастрофы?


Скажу сразу, что мои кинематографические вкусы вполне стандартные и в большинстве случаев совпадают со мнением большинства. Так, я считаю, что недавние «Викинг» и «Взломать блогеров» были разгромлены критикой вполне заслуженно. На сеансе «Викинга» меня натурально мутило от монтажа и бессвязности, а где-то к середине фильма я вообще почувствовал, что начал терять понимание происходящих на экране событий. На у «Взломать блогеров»... ну, это «Взломать блогеров». Так что оснований считать себя месье, обладающим весьма специфическими вкусами, у меня нет. На «Притяжение» я шёл крайне скептически настроенным, ожидая увидеть очередной «шедевр». Тем больше было моё удивление, когда фильму удалось сначала меня захватить, потом и удерживать интерес и внимание до самого финала. Такого подлого и нечестного приёма от российского кино я не ожидал.


Попытаюсь расписать, чем именно фильм мне понравился. И да — конечно же, будут спойлеры, так что тем, кто намеревается сходить на «Притяжение» (вдруг найдётся ещё кучка таких же отчаянных, как я), рекомендую не читать.

Выступлю адвокатом дьявола  в защиту «Притяжения» Бондарчука Федор Бондарчук, Притяжение, Фильмы, Критика, Мнение, Длиннопост

В самом начале приятно удивило то, что фильм не стал тягомотно показывать жизнь главных героев и рассусоливать подробности их личной жизни и семейных драм в течение получаса. Действие стартовало с места в карьер — буквально пять минут экспозиции, и знакомая нам по трейлерам круглая бандура, напоминающая Уитли из игры «Portal 2», уже валится на Москву, на пресловутое Чертаново. А я уже подготовился к типичному для нашего кино дооолгому унылому вступлению с кучей бытовухи. Но нет, всё бодро. Фильм вообще провисает редко и старается не растягивать драматическое нытье, что похвально.


Практически параллельно с изображением инопланетного вторжения нас стали знакомить с основными персонажами. В основном это подростки и высшие военные руководители. Все они в первые минуты фильма выглядят достаточно картонно и делают ровно то, что они должны делать в рамках своих типажей: подростки дурачатся, скучают на уроках, не слушаются родителей и целуются, а военные хмурят лбы, отдают приказы и защищают Родину так, как умеют.


Бандура, что ни говори, упала эффектно. Я довольно много читал о якобы «никаком» качестве спецэффектов. Не знаю — может быть, эксперты по 3D-графике моментально могут выявить на изображении огрехи цифровой симуляции, но я лично особых минусов не заметил, картинка выглядела практически голливудской. Шар разъебенил, извиняюсь за мой французский, жилые кварталы достаточно реалистично, я в происходящий локальный апокалипсис вполне себе поверил. Да и в дальнейшем спецэффекты особо не подкачали — да, экзоскелет пришельцев и внутренние интерьеры космического корабля смотрелись довольно клишированно и прилизанно, но так оно и в американских фильмах выглдяит, и каких-то ужасных дефектов в отношении графики я не заметил. Так что не согласен с воем, что бюджет угрохали в никуда.


Итак, контакт цивилизаций состоялся таким вот не самым приятным образом, погибло множество людей. И тут фильм резко меняет тональность повествования и цветовой стиль, становясь серо-синим, холодным и тревожным. И в случае со мной это сработало — я живо окунулся в атмосферу траура, страха и неуверенности, нависшей над Москвой и миром. Начинает разворачиваться основной сюжет, дающий толчок индивидуализации и развитию персонажей. Из «дефолтного» начального состояния они приходят в движение, каждый обретает собственное лицо. И это ещё одна деталь, которая для меня очень ценна в этом фильме: главные персонажи здесь не болванчики-статисты, которые что-то делают лишь в рамках своего типажа или по желанию левой пятки режиссера-продюсера-команды по спецэффектам — почти каждый из них по-своему меняется в течение фильма из-за происходящих вокруг событий, и в начале фильма нельзя сказать, кем он предстанет в конце. И подано это развитие вполне логично (ну, за исключением одного типа, но о нём ниже), особенно если учитывать, что многие из героев ещё подростки. Разве что парень-азиат выглядит лишней деталью в механизме фильма, т. к. он вообще важного ничего не делает, ну и и лысый парнишка никакого признака развития не показывает (но тут я сомневаюсь, что и в реальной жизни такой ушлепок был бы способен хоть как-то поменяться).


Главная героиня Юля, потерявшая подругу при падении корабля пришельцев, озлоблена, как и большинство людей. И это понятно: убившая столько человек бандура знай себе валяется, а правительство просто выжидает, выставив кордоны, чтобы не форсировать ситуацию в неясных условиях. Правительство можно понять, но можно понять и Юлю, которая с типичным подростковым максимализмом тырит пистолет своего отца — военного начальника, и предлагает компашке сверстников «пойти отомстить пришельцам». Вообще, главная героиня мне показалась очень удачным персонажем. Многие твердят, что она, мол, дура, ТП и всё такое, но мотивы всех её поступков понять можно. Да, дура. Да, может, даже ТП. Но когда лучшая подруга, с которой она общалась только вчера, в буквальном смысле превратилась в ничто, а отец отгородился от тебя стеной и хоть капли поддержки от него не видно, а подростковая кровь бурлит, и не такие глупости сделаешь. В этом, мне кажется, беда многих наших доморощенных (и не только) критиков — они не видят в персонажах людей, а хотят, чтобы вместо них ходили какие-то живые калькуляторы, которые всегда и везде поступали бы согласно чистой логике, и за малейший отход от этого они готовы наградить персонажей «идиотами», «ТП», «детищами тупого сценариста», а авторов фильма — халтурщиками. Да, часто так оно и бывает, не спорю. Тот же «Викинг» не спасешь, хоть сто раз ты пытайся вжиться в шкуру героев. Но «Притяжение», на мой взгляд, оперирует своими персонажами в основном достаточно бережно.


Итак, Юля и компания с неправдоподобной легкостью, которая показалась мне немного порожденной ленивым сценарием, попадают за кордон и там сталкиваются с пришельцем. И умудряются ранить его. И внезапно оказывается, что чудо-юдо, представшее перед лицом военных — это лишь костюм-экзоскелет, а сам пришелец выглядит ровно так же, как человек. Да что уж там, он даже говорит по-русски и кровь ему можно при надобности переливать человеческую! Признаюсь, это было неожиданно для меня, тем более что трейлеры, слава богу, всё-таки не проспойлерили это заранее. Это был неожиданный образ гостя с далекой галактики... и, признаюсь, мне он понравился. Понятно, что производство фильма при таком решении обходилось на порядок дешевле, но и с художественной точки зрения я считаю этот шаг очень интересным. Очевидно, что со стороны науки шанс того, что на двух планетах могли зародиться идентичные жизненные формы, нулевой, но как условность её можно принять, тем более что пришелец ближе к финалу обронит фразу «Мы ветви одного дерева», намекая на некое общее начало. Привет, «Прометей»!


Дальнейшее действие разделяется на две практически самостоятельные ветки — это отношения Юли с пришельцем и ситуация вокруг упавшего корабля, которая продолжает накаляться, пока не достигает апогея. Пожалуй, я сначала остановлюсь на второй.


Как ситуацию видит народ? Бандура лежит, правительство бездействует, к тому же применяя силовые методы против тех, кто пытается зайти за кордон. А между тем об убитых никто не забывал, и недоумение в массах растёт — мол, кого защищают все эти люди с оружием, нас или ИХ? И тут вспыхивает искра, которая зажигает фитиль: пришельцы ещё раз убили человека! Как, где и когда — все представляют довольно смутно, но терпению народа, охваченного настроем «мы никуда не ходили, никого не трогали, а они явились к нам и безнаказанно убивают людей, а власти ничего не делают», приходит конец. И снова это очень хорошо понятно каждому. Я не уверен, что если бы означенные события имели место в реальности и я жил бы в Москве, то меня не было бы в этой толпе. В результате происходит такое себе мини-восстание, вооружившийся чем попало народ прорывает кордон и устремляется к кораблю пришельцев, чтобы показать «им», кто здесь хозяин. Именно этот эпизод, уже иронично прозванный «гопники против пришельцев», многими высмеивается. Да, согласен, в фильме правительство и военные действуют неправдоподобно слабо (в реальности, думаю, любую толпу при таких чрезвычайных обстоятельствах разогнали бы минуты за три). Но за исключением этого не вижу ничего невероятного в подобном развитии событий. Маловероятно, но вполне возможно, учитывая, что упавший предмет стал объектом всеобщей ненависти и жажды мести — и при этом уже чуть ли не неделями мирно торчит на самом видном месте, не проявляя никаких признаков исходящей от него опасности. Ярость народа понятна, этим людям можно сопереживать, но тут в решающий момент даёт о себе знать параллельная ветка сюжета.


А в ней происходят события, диаметрально противоположные вышеописанным. Вместо нарастающей агрессии и размежевания — переход от ненависти к пониманию, а потом и к симпатии. Пришелец при первой встрече не дал Юле упасть с высотки, и за это она чувствует себя обязанной по отношению к нему, но не более. Поэтому, найдя его раненым, она решает не выдавать его военным и не раскрывать друзьям, а вылечить — и пусть потом валит во все четыре стороны. И вот тут начинается довольно слабый эпизод фильма, который трудно воспринять всерьёз и который сильно снижает общую планку достоверности — все эти несанкционированные проникновения в больницу во время военного положения, переливание крови так, чтобы никто этого не замечал, курьезно неправдоподобные перемещения по оцепленному району и т. д. Да, это выглядело ОЧЕНЬ глупо. Фильм, видимо, это сам понимает, поэтому вдаряет в эти минуты ударными дозами ситуативного юмора, отчего действие становится похожим на фарс. Ну ладно, зато местами было действительно смешно. Но всё-таки я бы предпочёл вместо этого водевиля посмотреть чуть более адекватное и серьёзное развитие событий. Да и персонаж под ником «Гугл» слишком уж карикатурен, его комический типаж, на мой взгляд, уже давно устарел — в году 2k17, знаете ли, смеяться над «ботанами»-социофобами уже дурной тон.


И вот пришелец приходит в себя и оказывается очень даже приятным существом. И во многом более человечным, чем сами люди. Он объясняет Юле, что инцидент в Чертаново был не нападением, а аварией с трагичным исходом, который был вызван метеоритным дождём, ну а уже потом действиями земных властей, которые приказали атаковать неопознанный объект. Да, ход избитый, особенно в поджанре «первого контакта», но, во-первых, Харитоша (как его нарекла героиня) получился на удивление обаятельным и не раздражающим персонажем, а во-вторых — дьявол кроется в деталях. Какой-нибудь E. T., конечно, милашка, но до чего же здорово видеть подобного персонажа именно в наших, российских реалиях, когда любые странности в его поведении героиня может исчерпывающе объяснить прохожим тем, что он-де приехал из Питера, или угостить его блинами с горчицей. Это был очень интересный период фильма, тоже склоняющийся к комедии, но уже без фарсовости, присущей вышеупомянутой беготне по больницам. Ну и, конечно, нашей Юле ничего не остаётся, как влюбиться в гостя с далекой планеты. И это при том, что у неё уже есть парень, который и спас её от верной гибели во время падения космического корабля.


Позвольте мне на это моменте растечься мыслью по древу. Естественно, тут легко вытащить медведя из кустов и обозвать героиню шлюхой, ТП, кем угодно. Но, во-первых, вспомним, что героиня ещё подросток, и сиюминутные переживания для неё часто перевешивают все остальные доводы (печально, но факт — сам был таким раздолбаем в том же возрасте). Во-вторых, мне легко понять, как этот странный, загадочный пришелец с моралью, которая далеко превосходит все человеческие понимания — ну прямо князь Мышкин из космоса, — смог завладеть душой обычной московской девушки. Всё её окружение до этого было так далеко от подобных высот духа, что она и не подозревала, что такое возможно, и это откровение могло её запросто зачаровать. У мастодонта научной фантастики Артура Кларка есть повесть, по сути, на тот же сюжет — «Песни далекой Земли» называется. Тоже про кратковременный визит загадочного пришельца, который завёл отношения с местной девушкой, вызвав ярость её парня, а потом взял да улетел. К чести Юли, надо сказать, что она не пытается юлить (в отличие от героини Кларка) и открыто признаётся своему парню, что продолжать отношения нет смысла. И вот тут-то её парень со своими друзьями, которые к тому времени уже и без того уже основательно пропитались ненавистью к визитёрам, окончательно переходят на «темную сторону» и нападают на безобидного с виду пришельца, и звучит уже ставшая знаменитой фраза из уст лысого субъекта: «Из другой галактики, значит? А мы из Чертаново!». Пришелец не сопротивляется, пока бывший парень Юли не принимается избивать саму девушку, и тут показывает, что и он кое на что способен. В результате потасовки случайный выстрел убивает одного из нападавших — того самого лысого. И этот факт становится толчком к описанным ранее массовым беспорядкам.


Опять же, в этом эпизоде можно понять мотивы каждой стороны. Не простить, но понять. И Юлю, которая пребывает в смятении от противоречий и вопросов, которые внезапно встали перед ней. И её парня, который почувствовал себя брошенным и обиженным. И даже спровоцированный им отвратительный поступок всей этой компашки, вполне характерный для гоповатой, отнюдь не высокоморальной клики, которой они с самого начала и являлись. Причём сначала они не знали, что это пришелец, а когда узнали, то уже были в запале, когда мозг уже не принимает участия в действии. И именно в этом — в том, что причины поступков в большинстве случаев можно понять, — мне видится достоинство «Притяжения».


После этого эпизода два сюжета смыкаются. Юля и пришелец стремятся к кораблю, чтобы не дать ему самоликвидироваться при штурме, вызвав жертвы среди людей — именно такая программа в неё заложена (хотя к чему такие радикальные меры при заявленной миролюбивости расы пришельцев, непонятно). Военные во главе с отцом Юли пытаются удержать восставший народ от неуправляемых действий. А бывший парень Юли, напяливший на себя обнаруженный ранее экзоскелет пришельца, окончательно превращается в типичного комиксового антагониста, который пытается помешать пришельцу добраться до корабля, потому что он ну такой вот злой. Это, кстати, я считаю одним из больших минусов «Притяжения». Мало того, что это смотрелось донельзя клишированно, так ещё и просто разрушило персонажа финальной попыткой убить любимую, хоть и бывшую, девушку (ладно, целился он в пришельца, но не мог не понимать, что при этом может с той же вероятностью попасть в Юлю). До этого его мотивы можно было понять, но в финальных кадрах он предстаёт просто обычным психопатом. Да и его переход «на ту сторону» в середине фильма произошёл довольно необъяснимо и слишком резко — достаточно было одного удара палкой от держащих кордон военных, как парня переклинило на 180 градусов относительно всего предыдущего характера. В общем, с этим персонажем что-то явно не так.


Но кончается всё хорошо. Волшебные технологии пришельцев возвращают жизнь и Юле, и незадачливому пришельцу, система корабля сообщает, что человечество, возможно, не так безнадежно, как считают высшие цивилизации, и самостоятельно восстановившийся корабль покидает Чертаново и нашу планету.


Итак, я попытался как можно более точно передать своё восприятие фильма во время просмотра. А теперь кратко расскажу об общих впечатлениях.


Чем же фильм мне понравился? Во-первых — своим посылом. По трейлерам у меня сложилось тягостное впечатление, что это будет очередной неумелый госзаказ, эксплуатирующий тему политики. Но нет, фильм оказался намного умнее, и призывает в первую очередь не разделяться, а объединяться. Мне это видится важнее, чем все остальные достоинства фильма. Во-вторых — этот фильм удивительно цельный. К сожалению, я уже начал привыкать к тому, что наши киноделы не могут скроить сценарий, который не распадается на лоскутное одеяло из бессвязных эпизодов (тот же приснопамятный «Викинг» тому пример). И тем приятнее видеть кино, в котором практически нет лишних эпизодов и который не вызывает вывих мозга при попытке понять смысл происходящего не экране. В-третьих — качеством картинки. Сколько угодно ругайте монтаж, постановку, графику и спецэффекты, но мне они глаз не мозолили и даже вызывали удовольствие. В-четвёртых — более-менее внятной логикой происходящего. Отдельные дыры, конечно, неизбежны (о некоторых из них я уже написал), но в целом не было ощущения, что я смотрю какой-то бред, действие и персонажи были вполне понятны мне. В-пятых — самой концепцией нашествия пришельцев в Россию. Ну действительно, сколько уже можно атаковать Америку? Тот же сюжет, перенесенный в наши реалии, смотрелся как минимум забавно и свежо. В-шестых... ну, знаете, такой комплексный эффект. Когда лента явно халтурная и накапливается критическое количество крупных и мелких косяков, то на выходе из кинозала в голове кружится стойкая мысль: «Что за хуйню я только что посмотрел?». А тут такой мысли у меня не было совсем - скорее было чувство удовольствия от хорошего фильма. Примерно те же ощущения, что я получил от недавних «Пассажиров». Не шедевр, но фильм неплохой.


Из явных минусов — местами неуместно звучала музыка из репертуара наших рэп-исполнителей (а вот англоязычный трек во время падения звездолета вписался на удивление органично). Подростковой эротики было явно больше, чем нужно, и смотрелось это довольно странно. Про очевидную непопроработанность бойфренда главной героини я уже говорил, как и про достаточно бестолкового персонажа-азиата. Иногда действие переходило в неправдоподобный фарс, и на фоне остального мрачняка это резало глаза. Но в целом таких уж непростительных грехов я за фильмом не заметил. Это объективно довольно качественная фантастика, конечно, без прорывов в жанре — но повода испытывать по отношению к «Притяжению» такую уж лютую ненависть я не вижу.