4

Вуди Аллен в 1980-х: 11 фильмов, где он был по-настоящему велик

Когда-то давно я думал, что знаю фильмы Вуди Аллена. Но, решив устроить себе киномарафон — пересмотреть всё, что он снял в 1980-е, — я неожиданно понял: именно в это десятилетие он был на пике формы.

Он балансировал между комедией и драмой, экспериментом и классикой, лёгкостью и философией. Аллену тогда было за 40, а энергия и любопытство в нём бурлили, как у новичка. В каждой картине — что-то новое, необычное, искреннее.

Вот мой личный рейтинг фильмов Вуди Аллена 1980-х — от самых слабых до гениальных. И даже «слабые» тут, поверьте, чертовски хороши.

11. Сентябрь (1987)

«Аллен без юмора — редкое зрелище. Но точно не без таланта.»

Камерная драма в духе Чехова, где вместо шуток — напряжение, тишина и невысказанность. Аллен настолько не был доволен первой версией, что переснял фильм заново. И это говорит о его требовательности. Фильм тяжёлый, но честный. Миа Фэрроу — в лучшей актёрской форме.


10. Другая женщина (1988)

«Если бы Ингмар Бергман снимал в Нью-Йорке — получилось бы нечто похожее.»

Джина Роулендс играет профессора философии, которую захлёстывает внутренний кризис. Она слышит чужие психотерапевтические сессии и вдруг понимает, что вся её жизнь — пустая оболочка. Безысходно, местами холодно, но — пугающе точно.


9. Эпоха радио (1987)

«Ностальгия в чистом виде. Идеальное кино для зимнего вечера и пледа.»

Фильм почти без сюжета — просто воспоминания о детстве в эпоху радио. Но в каждой сцене — атмосфера, запах прошлого. Маленький Сет Грин — как юный Вуди. Чистая магия ретро.


8. Пурпурная роза Каира (1985)

«Что если герой экрана вдруг выйдет в реальный мир — и полюбит вас?»

Мия Фэрроу в роли официантки, которая сбегает от серой жизни в мир кино. Это сказка, но с горечью. Финал — не для тех, кто любит хэппи-энды, но именно поэтому он так трогает.


7. Сексуальная комедия в летнюю ночь (1982)

«Если бы Бергман снимал ромком — вышло бы вот это.»

Лёгкая, почти воздушная история любви и страсти на природе. Впервые Аллен снимает Мию Фэрроу, и чувствуется, что делает это с особой теплотой. Визуально — словно картина, звуки — как музыка. Приятная, если не ожидать глубины.


6. Нью-Йоркские истории (1989)

«Когда мама превращается в голос с неба — это точно Вуди Аллен.»

Фильм-альманах, в котором Аллен снял короткую новеллу про адвоката, преследуемого своей гиперопекающей матерью. Абсурд, ирония, психоанализ и метафора, доходящая до буквальности. Самая смешная часть фильма, где рядом и смех, и тоска.


5. Зелиг (1983)

«Фильм-хамелеон о человеке-хамелеоне. Гений — не меньше.»

Вымышленный документальный фильм о человеке, который внешне становится похожим на окружающих. Аллен встроен в хронику 20-х годов — с помощью эффектов, опередивших своё время. Но за визуалом — грустный смысл: насколько легко мы теряем себя, чтобы быть "как все".


4. Бродвей Дэнни Роуз (1984)

«История про маленького человека с большим сердцем.»

Вуди в роли импресарио-неудачника, который верит в своих подопечных больше, чем они сами. Почти чаплиновская история. Миа Фэрроу — неузнаваемая, колоритная. Чёрно-белый Нью-Йорк, погоня через кладбище, диалоги в кафе — фильм-подарок.


3. Ханна и её сёстры (1986)

«Комедия, драма, философия, невроз — и всё это в одной семье.»

Мастерски сплетённая мозаика из трёх сестёр, их мужчин и их вопросов к жизни. Один получил "Оскар", другая — тоже, Аллен — третий. Но важнее не награды, а ощущение: ты смотришь на живых, настоящих людей. Смешно и больно одновременно.


2. Звездные воспоминания (1980)

«Когда режиссёр устал от славы, но не от самокопания.»

История про кинорежиссёра на фестивале, который мечтает сбежать — и физически, и эмоционально. Много тонкого, почти невидимого юмора. И удивительная честность — фильм не для всех, но если зацепит, то надолго.


1. Преступления и проступки (1989)

«Можно ли жить, совершив зло, если тебя никто не наказал?»

Лучший фильм Аллена десятилетия. Пожалуй, всей карьеры. История офтальмолога, который заказывает убийство — и не получает никакого возмездия. И параллельно — история документалиста, единственного порядочного человека в этом мире, который проигрывает всё. Кино, которое ставит вопросы, на которые ты не хочешь знать ответ.


🎞️ 1980-е: Эпоха зрелого риска

Пересматривая эти фильмы, я понял: 80-е были для Аллена временем не только зрелости, но и смелости. Он уже знал, что умеет, и больше не боялся ошибаться. Экспериментировал, копался в себе, говорил вслух то, что другие режиссёры оставляют внутри.

Может, не все его фильмы того периода стали хитами, но почти каждый — личное высказывание. И в этом десятилетии он был по-настоящему великим. Без шуток.