509

ВСУ. Вспомогательная Силовая Установка1

Буду писать небольшие тут пояснительно - образовательные посты максимально простым нетехническим языком.

Буду рад любым вопросам, постараюсь найти ответы, напишу подробности и постараюсь подкрепить своими фото и историями. Хочется вдохновлять людей на то, чтобы шли в такую интересную, авиационную отрасль!


В одном из моих предыдущих постов кто-то спрашивал что такое ВСУ? Так вот, объясним простыми словами. Фото взял в интернете у производителя, не могу найти среди своих ВСУ в снятом состоянии. Самый распространенный производитель Honeywell. На фото модель ВСУ 131-9A или B. A - для Airbus, B - для Boeing.

Во многих аэропортах (почти во всех) есть наземное питание, т.е. откуда на самолет подается электричество, пока самолет припаркован. А что делать если электричества нет? Тут приходит на помощь ВСУ. По сути дела это третий (или 4, 5 в зависимости от модели воздуного судна) двигатель. Он запускается как правило незадолго до вылета. Неужели только из-за того чтобы давать самолету электричество? Нет, не только. Так же он подает воздух к моторам. Двигатели на самолете запускаются не как на автомобиле, а с помощью воздушного стартера. Воздух подается под высоким давлением, раскручивает двигатель и заупускает его. Сначала один, потом другой. Ниже фото так называемого APU Compartment 737-800, т.е. отсек ВСУ. ВСУ снято. Так же видно отверстие выхлопа, куда выводятся газы. Фото мое.

А что делать если ВСУ станет неисправным? Конечно, такие вещи как ВСУ на складах не валяются. Поэтому логисты в авиакомпании сразу начинают искать подменную ВСУ, если она отказывает на каком-то из судов. А летать можно и без нее, сделав так называемый "отложенный дефект" в соответсвии с MEL (Minimum Equipment List - перечень минимально исправного оборудования). У каждого производителя самолетов есть такой список оборудования и четкий регламент сколько дней/часов или полетов можно сделать с тем или иным неработающим агрегатом. Например с неработающей ВСУ можно летать 10 дней. А как запускать двигатель? От УВЗ (Устройства воздушного запуска). Тележка на земле, которая подает тот самый воздух под давлением к двигателю. Ну и вот еще фото ВСУ, установленного на свое место. Фото мое.

Авиация и Техника

11.4K поста18.4K подписчик

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий

Для истребителей  мы для запуска двигателей использовали АПА-80

раскрыть ветку (28)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну это военная, советская монументальная штука. А сейчас используется в основном Хоучин.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
на Северах до сих пор АПА в почете.
0
Автор поста оценил этот комментарий

Двигатель раскручивается турбостартером, свободная турбина которого кинематически связана с ротором высокого давления. АПА в данном случае питает электростартер, запускающий сам турбостартер.

раскрыть ветку (25)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Не бывает электростартера для пневмастартера, или то, или другое. Или на двигателе установлен электрический стартер (как правило стартер-генератор), или воздушный стартер.
раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Где вы увидели слово "пневмостартер"?

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий
У Вас он фигурирует под названием турбостартер. Да такие тоже существовали лет 50-60 назад, на РД3М-500. Турбостартер был установлен в носовом обтекателе двигателя, работал на бензине Б-70 вроде, и было это на Ту-104. Может в армии и сохранилось где-то.
раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Турбостартер это газотурбинный двигатель со свободной турбиной: ТС-21, С-3-300, ТКС-48, ГТДЭ-117 и т.д. Сначала изучите, а уже потом поправляйте.

раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Вы перечитайте внимательно, что я написал. На пассажирских самолётах такую экзотику не используют сейчас, а используют пневмо- и электростартеры. Ведь в топике речь про гражданскую авиацию идёт. Насколько я знаю, на Ту-104 был турбостартер, а у Вас какие самолёты?
раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Где я про пассажирские писал? Данная ветка комментариев про истребители.


У меня были L-29, МиГ-21, Ту-22М2, Су-27, МиГ-29. Только L-29 имел электростартер, а Ту-22М2 воздушный.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Уважаемый, предлагаю вернуться к посту и прочитать. Речь шла о ВСУ, что это такое и зачем нужна, в качестве примера приведена Honeywell (Garret или Allied Signal) GTCP 131-9. Может где-то в ветке и упоминали военную технику, но я не заметил.
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Может где-то в ветке и упоминали военную технику, но я не заметил.
Ну так заметь, в чем проблема?


#comment_194999524

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
ОК, неправ, сорян.
0
Автор поста оценил этот комментарий
Не обязательно. На тех же Аи-24, которые стоят на АН-24 двигатели запускаются электрическими стартер-генераторами. На Боинге 787 аналогично. Вообще, ставят либо электростартер, либо пневмотурбостартер. Хотя есть экзотика типа пороховых стартеров или прямой раскрутки внутреннего контура сжатым воздухом.
раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий

Комментарий был про истребители, поэтому ответ исключительно по истребителям.

раскрыть ветку (10)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Да не вопрос. Поясни, пожалуйста, каким образом электростартер воздействует на турбостартер? Точнее даже, зачем турбостартеру свободная турбина, если его раскручивает электрический?
раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

А чем тогда ротор раскручивать?


Схема для наглядности:

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (8)
0
Автор поста оценил этот комментарий
То есть ты не соображаешь чего несёшь, понятненько. Смотри: турбостартер со свободной турбиной раскручивается потоком сжатого воздуха и никакого электростартера ему не надо. Если же стартер электрический, то ему принципиально никакая турбина не нужна, там электромотор валы раскручивает. Все через коробку приводов, само собой.
раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Самолёт, поди, только на картинке видел? Существуют турбостартеры, которые сами являются источниками истекающих газов. Почитай про АЛ-31Ф (или РД-33), ВКА, ГТДЭ-117 и СТ-115Б и не неси чушь.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
Вот именно, мань, не неси чушь. Ты либо приносишь сюда нормальные схемы и перестаешь путать турбостартеры с пневмотурбостартерами, либо тихонько по стеночке ретируешься.
Не надо путать агрегаты типа Аи-9 с тем, о чем тут идёт речь.
раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Покажи комментарий где я путаю и перечитай тот, на который я отвечал. Где там хоть слово про твои Ан-24 или боинги?


<Для истребителей мы для запуска двигателей использовали АПА-80>

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Ты в принципе перепутал турбоагрегаты и турбостартеры, причём сказал тебе об этом не только я
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Даже больше скажу. На сколько я понял в сутках например бортовые АКБ способны раскрутить/запустить двигатели всего 2 раза. Вот по этому на земле и экономят эти попытки путём использования АПА.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

АПА в первую очередь используют для питания самолёта при проведении предполетной подготовки. Количество запусков зависит от числа циклов зарядки-разрядики и напряжения. Автономно, без наземного источника питания запускают только на оперативных аэродромах.


Что за самолёт, кстати?

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
мы использовали АПА как аэродромный источник питания, для экономии ВСУ (гражданского самолёта).
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Истребитель мелкий, ВСУ у него нет. Бывают, конечно, с ГТДЭ, но об его использовании в режиме энергоузла в РТО есть интересная запись.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку