Встреча в забытой штольне
В феврале 1984 года наша дружная студенческая компания отправилась в посёлок Сараны Пермской области. В то время мы учились на первом курсе геологического факультета и как все первокурсники были увлечены поездками за камнями, благо богат Урал на свои каменные сокровища. Зимой, правда, ездить в подобные поездки сложно: найти под метровым слоем снега даже простой булыжник – нетривиальная задача, что уж говорить о более ценных образцах. Зато можно покопаться в отвалах работающей шахты в поисках чего-нибудь интересного.
Подогреваемые этой ценной мыслью мы выдвинулись в Сараны на знаменитое месторождение хромитовых руд, разработка которого началась ещё в царские времена да так и продолжается до сих пор. Но для нас, конечно, самой главной задачей были поиски уваровита – изумрудно-зелёного граната, который можно найти в прожилках хромита. Как попасть на отвалы мы не знали, но надеялись, что каким-нибудь образом сумеем уговорить шахтёров разрешить нам в них покопаться.
Вот так он и выглядит, уваровит. На самом деле кристаллы этого граната, названного в честь графа Уварова, очень мелкие, так что это фото с микроскопа. Найти крупные кристаллы - мечта любого настоящего коллекционера.
В Саранах мы попали на день выборов, и по этому поводу в посёлке стоял настоящий праздник. По улицам носились сани с гармонистами и разрумянившимися от мороза, да и не только от него, девахами и парнями. Около избирательного участка толпились люди постарше, стараясь прикупить привезённые к выборам дефициты, а кого-то уже уводили домой сердитые жёны. Мы уж совсем было почувствовали себя лишними на этом празднике жизни, но тут к нам подкатил кругленький мужичок в распахнутой дублёнке.
– Что, ребята, за уваровитом приехали? – с ходу спросил он.
– Да! – ответили мы. – Вот только не знаем к кому тут обратиться.
– Ну так обращайтесь ко мне! – радостно ухмыльнулся мужичок, ослепив нас золотозубой улыбкой. – Я вас сейчас в контору отведу, а потом на отвалы пойдём. Копайтесь там сколько влезет.
По пути к конторе мужичок, разогретый принятыми на выборах горячительными напитками, рассказал нам байку, которую я запомнил на всю жизнь:
– Тут у нас копают-то издавна. Ещё Демидовы шахт да штолен нарыли, да и сейчас вовсю роют – вся земля вокруг как сыр – одни дырки да норы. А самое плохое: про половину-то этих выработок и не знает никто – где они нарыты да кем. В любой момент под землю уйти можно, да! Бывали случаи…
Тут как-то молодой маркшейдер (это что твой геодезист, только подземный) приехал, только-только диплом получил. А тут как раз и случай ему представился отличиться. Били штольню рабочие, да наткнулись на какую-то заброшенную выработку, неизвестно кем и в какие времена выбитую. Ну и само собой ни на каких планах не указанную. Вот нашего молодого специалиста туда и послали на разведку. Вооружился он фонарём, да и отправился в путь-дорожку. Идёт, абрис по пути составляет и вдруг слышит, вроде как копыта вдали цокают. Встал, прислушался – тишина. Пошёл – опять впереди стукоток по камням послышался. То ли почудилось, то ли на самом деле кто-то там впереди по штольне бегает. Ага, по заброшенной-то! И страшно, и работать надо. А вдруг это вода капает? Свои же мужики засмеют, если сбежишь. Вздохнул парень да и пошёл дальше, да только не далеко ушёл: теперь уже точно услышал, что кто-то ему навстречу бежит! Поднял он фонарь повыше, а на него из темноты светящиеся глаза смотрят. А над ними – рога! Не выдержал маркшейдер, да и рванул обратно что было сил. А цокот-то за ним. Догоняет! Всё ближе и ближе подбирается! Так и бежал парень до самой свежей выработки, где уже свет нормальный проведён. Только там и оглянулся. Мама родная, а за ним по пятам огромный козёл несётся! Долго ещё парня после этой истории потряхивало.
Козла, конечно, наружу вывели и даже хозяйку его нашли: она-то всё на соседа грешила, что тот её козла прибил (больно уж у козла нрав суровый был). А козёл-то, как оказалось, в старую штольню провалился да и бегал по ней дня четыре, пока маркшейдера не услышал. Да на радостях к нему и побежал. Так что ребята, гулять - гуляйте, да под ноги посматривайте, чтобы как тот козёл под землю не уйти, - не особо логично закончил свой рассказ мужичок.
За разговорами мы и не заметили, как дошли до конторы. Мужичок, оказавшийся каким-то не очень маленьким начальником, провёл нас в маленький горный музей, расположившийся в здании, а затем выписал пропуск, разрешавший нам выход к отвалам.
Ох и наломали мы тогда камней! Хромит – камень очень тяжёлый. А брали мы практически все камни, на которых была хоть какая-то зелень. Часть найденных образцов потом отдали в минералогический музей университета, часть раздали по знакомым, что-то со временем было выброшено… Так что осталась у меня одна-единственная уваровитовая щётка, как воспоминание о временах моей бесшабашной юности.
Вот так она и выглядит, уваровитовая щётка на хромите. Даже видно, как отдельные крупные кристаллы поблёскивают. Красотища )))
А в Саранах сейчас уваровита не найти – в 90-х годах выгребли всё подчистую, даже дорогу с рудника до железной дороги перелопатили в поисках «уральского изумруда», как иной раз называют уваровит. Дорогой этот камешек, дорогой. Да и не найдешь его уже.
Ну вот, такой маленький рассказик получился. Не всё же картинками своими хвастаться. Читайте, комментируйте, критикуйте - мы с вами очень хорошо общаемся!
А картинки я ещё буду выкладывать, даже не надейтесь )))


