Воздушный бой над Нишем. 7 ноября 1944 г.

Воздушный бой над Нишем. 7 ноября 1944 г. История (наука), 7 ноября 1944, Сербия, СССР, Ниш, Воздушный бой, США, Длиннопост

Данная тема уже поднималась, однако по признанию самого автора пост был склеен не вполне удачно  http://pikabu.ru/story/neizvestnyie_faktyi_o_voyne_v_nebe_oo...

Воздушный бой над Нишем - столкновение американских и советских войск над Нишем 7 ноября 1944 года, один из нескольких десятков документально подтверждённых эпизодов Второй мировой войны, классифицируемых как "Огонь по своим". Американские войска атаковали советскую транспортную колонну, в результате чего погибли 34 солдата и офицера (согласно докладу заместителя начальника Генерального штаба Красной армии генерала Алексея Антонова). В ходе ответной авиационной атаки советские лётчики во главе с Александром Колдуновым сбили от 2 до 7 самолётов противника. Несмотря на инцидент, руководство США и СССР решило не предавать его огласке, а командование армии США извинилось перед советскими войсками за совершённую оплошность.

Воздушный бой над Нишем. 7 ноября 1944 г. История (наука), 7 ноября 1944, Сербия, СССР, Ниш, Воздушный бой, США, Длиннопост
«РАМЫ» С БЕЛЫМИ ЗВЕЗДАМИ
Утро 8 ноября 1944 года для Сталина было омрачено неожиданным докладом заместителя начальника Генерального штаба Красной армии генерала Антонова о трагедии, произошедшей накануне в районе югославского города Ниш: в результате авианалета американских союзников погибли 34 советских военнослужащих, включая командира 6-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-лейтенанта Котова, еще 39 человек были ранены, до 20 автомашин с грузами оказались сожжены. Вот так подарок к 27-й годовщине Октябрьской революции преподнесли союзники! Верховный сразу же потребовал срочного расследования обстоятельств дела. На стол легло подробное донесение на основе материалов, подготовленных на месте командующим 17-й воздушной армией генерал-полковником авиации Судцом и начальником штаба армии генерал-майором авиации Корсаковым.
Воздушный бой над Нишем. 7 ноября 1944 г. История (наука), 7 ноября 1944, Сербия, СССР, Ниш, Воздушный бой, США, Длиннопост

В донесении сообщалось: «…установлено, что в 12 часов 40 минут 7 ноября 1944 года над городом Ниш (северо-западные окраины) курсом 120 градусов и на высоте двух тысяч метров появилась группа самолетов типа «Лайтнинг» (Р-38, «Молния»). Над аэродромом она перестроилась в растянутый правый пеленг и, спустившись на 40-50 метров, начала расстреливать автотранспорт и войска, продвигавшиеся по дороге Ниш-Алексинац-Делиград-Роянь, действуя по одному и производя по несколько заходов вдоль дороги…»

Как оказалось, американские пилоты производили пулеметно-пушечный, ракетный и бомбовый огонь по подразделениям 6-го гвардейского стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта, находившегося на марше. К тому времени сопротивление немцев было уже сломлено — их авиации в воздухе быть не могло. И командование средиземноморских ВВС США не могло не знать об этом.

Воздушный бой над Нишем. 7 ноября 1944 г. История (наука), 7 ноября 1944, Сербия, СССР, Ниш, Воздушный бой, США, Длиннопост

Советским командирам не сразу удалось разобраться в ситуации. Вот как вспоминал об этом бывший заместитель командира эскадрильи 707-го штурмового авиаполка 186-й штурмовой авиадивизии, Герой Советского Союза, полковник Николай Шмелев: «Утро 7 ноября выдалось погожим. Окутанный легкой дымкой город Ниш был украшен красными флагами и транспарантами. Авиаторы нашего полка стройными колоннами вышли на просторный плац. Приняв рапорт, подполковник Шевригин подал команду: «Вольно!». Заместитель командира по политчасти Сивуд вышел на середину строя и приказал 1-й и 3-й эскадрильям развернуться флангами к середине. Образовалось нечто вроде буквы «П».

— Товарищи! — подчеркнуто торжественно начал подполковник Сивуд. — Сегодня весь советский народ празднует 27-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической…


— «Рамы!» — прервал его чей-то возглас. — Фашисты пикируют на наш аэродром!


Все, как по команде, повернули головы на юг. Из-за гор вылетела большая группа двухкилевых самолетов. Некоторые из них уже свалились в пике. Послышались глухие разрывы. Один за другим на аэродром пикировали и остальные.


— Разойдись! В укрытия! — скомандовал Шевригин.


— Знамя в штаб! — распорядился подполковник Лопаткин.


— Ничего не понимаю, — развел руками Сивуд, когда мы вместе добежали до щели, отрытой возле забора. — 40 самолетов! Откуда они могли взяться?


И не только Василий — все мы были удивлены и озадачены. Ведь каждый знал, что на нашем участке у фашистов не было и нет такого количества авиации. А тут — целая армада! Супонин, Орлов и я, выбравшись из щели, встали под деревом. До аэродрома — около двух километров. Мы видели, как «рамы» одна за другой продолжали пикировать, штурмуя стоянки наших самолетов… И вот они уже совсем близко.


— Так это же не немцы, это американцы! Союзники! — закричали наши летчики, когда на двухкилевых самолетах стали отчетливо видны опознавательные знаки ВВС США. Да, это действительно были американские «Лайтнинги».

Воздушный бой над Нишем. 7 ноября 1944 г. История (наука), 7 ноября 1944, Сербия, СССР, Ниш, Воздушный бой, США, Длиннопост

Советские войска оказались в замешательстве, поскольку не ожидали появления немцев около Ниша, к тому же массовое появление Fw-189 было неожиданным, поскольку немцы физически не могли отправить столько машин в бой. Не сразу советские войска поняли, что по ним ошибочно ведут огонь американцы.


Первыми тревожные звуки услышали солдаты 707-го штурмового авиационного полка (свидетелем также был и будущий Герой Советского Союза Николай Шмелёв), которые слушали речь заместителя командира по политподготовке подполковника Сивуда. По тревоге в бой был поднят 866-й иап, также обстрел начали силы ПВО с аэродрома Ниша. Зенитчикам удалось сбить один американский самолёт, который упал в километре к северу от аэродрома.


В 13:00 самолёты Як-9 и Як-3 из 866-го иап взлетели в воздух и направились в сторону американцев. Заместитель командира полка Дмитрий Сырцов отдавал приказы не атаковать американцев, а убедить их покинуть позиции, но после того, как был сбит один из «Яков», советские самолёты вступили в бой с американцами. Убрав шасси, истребители набрали у земли максимальную скорость и свечой полезли вверх. Первой же атакой были сбиты два американских самолёта, а вскоре на помощь звену подоспел и самолёт аса Александра Колдунова. Американцы, сбросив бомбы, пытались защищаться, однако после усиленных атак направились в сторону Ниша. По пути один из советских самолётов огнём из 37-мм пушки сбил третий «Лайтнинг», однако был подбит из пулемёта другого самолёта.


Только когда Колдунов подлетел к ведущему «Лайтнингу» и жестами объяснил пилоту того самолёта, что это были советские солдаты, а не немецкие, американцы приняли решение уходить на юг. Проводив их до вершины горы, советские самолёты повернули назад. Одного из американцев, чей самолёт был сбит, подобрали советские солдаты и доставили на аэродром, где вскоре приняли решение отправить его в штаб 17-й воздушной армии.


Повторная атака произошла довольно быстро: порядка 40 «Лайтнингов» перелетели через горный хребет и снова атаковали советских солдат. Однако лётчики быстро пролетели в сторону американцев и показали им свои опознавательные знаки, после чего американцы быстро покинули место боя. В сторону некоторых пилотов советские лётчики вынуждены были сделать несколько предупредительных выстрелов из пушек и очередей из пулемётов.

Воздушный бой над Нишем. 7 ноября 1944 г. История (наука), 7 ноября 1944, Сербия, СССР, Ниш, Воздушный бой, США, Длиннопост

Командование ВВС США вынуждено было приносить извинения перед советским командованием за случившееся. Представители ВВС США назвали это «досадным инцидентом» и сказали, что американские лётчики допустили грубую ошибку: они якобы собирались атаковать немцев, которые шли из Греции в Триест. Однако греческая территория начиналась примерно в 400 км к югу от Ниша, что вынудило советские войска задуматься о правдивости такого заявления. Вторая группа должна была, по крайней мере, не повторить ошибку первой, поскольку между ними поддерживалась радиосвязь, и по этой причине советские войска продолжили расследование.


Комиссия 17-й воздушной армии по итогам расследования обнаружила следующее: пилотам самолётов выдали задание обстрелять немцев на дороге Скопье-Приштина, однако схема дорог района города Ниш якобы оказалась похожей на схему дорог около Скопье, чем и была обусловлена ошибка. Расстояние между Нишем и Скопье было гораздо меньше, чем до границы с Грецией (150 км), но было довольно крупным, что всё равно делало объяснение неправдоподобным. Тем не менее, руководству армии было дано указание наградить советских лётчиков и не афишировать факт, чтобы не допускать раскола в антигитлеровской коалиции.


14 декабря 1944 года посол США в СССР Аверелл Гарриман принёс извинения «по поводу несчастного случая, происшедшего на Балканах» от имени президента США Франклина Рузвельта и генерала армии США Джорджа Маршалла, а также предложил направить в штаб 3-го Украинского фронта, воевавшего в Югославии, группу офицеров связи для координирования действий советских войск и союзных военно-воздушных сил. Но Сталин отклонил это предложение, заявив, что была уже установлена линия разграничения действий авиации союзников.

Воздушный бой над Нишем. 7 ноября 1944 г. История (наука), 7 ноября 1944, Сербия, СССР, Ниш, Воздушный бой, США, Длиннопост

Американцы сообщают о четырёх сбитых советских самолётах и двух сбитых американских «Лайтнингах» (№ 44-24035 лейтенанта Брюэра и № 43-28662 лейтенанта Коулсона сбиты в воздушном бою, оба пилота погибли, № 44-24392 капитана Кинга совершил вынужденную посадку после поражения зенитным огнём). По отчёту участника того боя, американского лётчика Кара, были сбиты от четырёх до пяти советских самолётов. Жертвами авианалёта указываются от 31 до 37 человек. Согласно некоторым данным, Кларенс Эдвинсон за подобный инцидент был отстранён от полётов на Европейском театре военных действий.


Согласно отчёту заместителя начальника Генерального штаба Красной Армии Алексея Антонова, советские войска потеряли два самолёта: в бою погибли младший лейтенант Шипуля, сбитый американцами, и лейтенант Кривоногих, сбитый по ошибке советской авиацией. Согласно донесению штаба 866 иап, было потеряно три самолёта и два лётчика (лейтенант Шипуля погиб, лейтенант Кривоногих сбит своей зенитной артиллерией и погиб, лейтенант Жестовский сбит «Лайтнингом» и выжил), при этом сбито пять «Лайтнингов» (три упали и два «задымились и ушли со снижением»). В результате авианалёта в первом случае погибли 12 человек, в том числе командир 6-го гвардейского стрелкового корпуса Григорий Котов. В итоге всего жертвами значатся 34 человека, в том числе генерал Степанов, отец лётчика Виктора Степанова, ведомого при Александре Колдунове.


Свидетелем боя был инженер аэродрома Драгослав Димич, который после войны утверждал, что рядом с Нишем пролетели около 30 самолётов, среди которых были бомбардировщики B-25 Mitchell. Американцы очень точно произвели бомбардировку по голове колонны, в ответ на что с аэродрома взлетели 9 самолётов Як-3, один из которых был тут же сбит. Ещё одним свидетелем боя был политрук югославской армии Йоко Дрецун, который насчитал целых семь сбитых американских самолётов: пять истребителей P-38 Lightning и два бомбардировщика B-25 Mitchell. По его словам, погибли 14 американских лётчиков. Среди погибших с советской стороны была молодая лётчица из Москвы, которая жила в доме Димича. В тот же день и американских, и советских лётчиков похоронили около аэродрома.

Воздушный бой над Нишем. 7 ноября 1944 г. История (наука), 7 ноября 1944, Сербия, СССР, Ниш, Воздушный бой, США, Длиннопост

10  мая 2015 г. в сербском Нише открыли памятник советским воинам, погибшим в 1944 году при налете американской авиации.