Вот такое рококо. Забавные картины 18 века в деталях
В продолжение темы о юморе в живописи 17 века, добавлю несколько забавных картин следующего столетия. Если жанровые картины 17 века были в основном посвящены праздникам, чревоугодию и пьянству, просто повседневному быту, то в 18 веке их потеснили слащавые пасторали, голопопые нимфы и античные богини, а также галантные сцены. Но попадались и нестандартные сюжеты.
Название картины «Hönstavlan» шведского художника Юхана Паша обычно переводят как "Живописные куры", иногда «Фрейлины в ожидании королевы Ульрики». Юхан Паш считался мастером аллегорий, но сравнение с курами обычно не самое лестное для женщин. Заказчик никого обидеть не собирался и изображен там же в виде петуха. Известный политический деятель Карл Густав Тессин заказал картину в 1747 году в качестве рождественского подарка себе любимому и не собирался ее демонстрировать публично. Лица девушек были списаны с пастельных портретов, созданных Густавом Линдбергом для одной из галерей. Есть версия, что столь странный заказ был связан с тайным пристрастием Тессина - он любил подглядывать за женщинами и даже сам по секрету рассказывал, что однажды ему удалось потихоньку открыть дверь ванной, чтобы увидеть некую принцессу Рохану. В другой раз он сумел подсмотреть, как переодеваются фрейлины и решил таким образом увековечить этот волнующий для него момент. К картине он добавил стихи, в которых сравнил девушек с цыплятами, а себя с веселым петухом. Заказом политик остался доволен, а автор через год стал придворным художником.
Жан-Батист Грёз, один из самых известных художников эпохи рококо, любил аллегории, а ещё нравоучительные сюжеты. Двойной смысл картины "Разбитые яйца" современникам был понятен. Девушка уронила корзинку, разбила яйца и теперь с унылым видом покорно выслушивает упреки. Пожилая женщина, предположительно, мать, ругается и пытается указать на разбитое то ли девушке, то ли стоящему рядом парню, которого она цепко держит за руку. Обычная бытовая сцена. Второй смысл - утраченная невинность грустной девы. Исходя из морали того времени, девушка пала, как упала корзинка, с разбитыми яйцами параллель тоже понятна. Ребенок, отвернувшийся от героев и пытающийся соединить скорлупки - символ детской невинности. Но в англоязычных источниках встречается и другой вариант. Рядом с мальчиком лежит нечто, напоминающее лук и стрелы, и это намекает на купидона, символа любви. Картина была написана в Италии и выставлена на Парижском салоне 1757 года. Критикам она понравилась. Есть версия, что вдохновлялся автор одноименным полотном 17 века художника Ван Мириса (оно сейчас в Эрмитаже).
"Разбитые яйца" Франс Ван Мирис
Филипп Мерсье - отпрыск семьи французских гугенотов, родился и вырос в Германии, но жил и трудился в Англии, поэтому считается, скорее, английским художником. Писал он в основном портреты, но иногда и жанровые сценки. Например, "Беспечный муж". Эта картина 1738 года - иллюстрация к известной пьесе 18 века. Колли Сиббер, популярный актер и автор пьес, мечтал играть в трагедиях, но в итоге прославился как комик. Самая известная из его пьес - "Беспечный муж", написана в 1704 году. Ветренный сэр Чарльз Изи постоянно изменяет своей жене, в том числе со служанками, а жена закрывает на это глаза и терпит. Однажды она застает неверного мужа и любовницу спящими и видит, что с его лысой головы упал парик. Она беспокоится, что изменщик простудится, снимает с шеи стейнкерк (особый кружевной шарф) и повязывает ему на голову. Когда сэр Изи проснулся и обнаружил на голове сей предмет, то был так растроган, что раскаялся и встал на путь исправления. Данная сцена стала классикой и даже получила свое название - "сцена со стайнкерком". История неправдоподобная, но в духе морали того времени, "понять и простить". Пьеса с успехом шла до конца 18 века, вызывая скупую слезу английских обывателей.
Ну и напоследок хулиганская картина Пьера Сюблейра "Навьюченное седло". Француз был популярен при жизни, но после смерти почти забыт. Рисовал он преимущественно классические античные и религиозные сюжеты, а запомнился в основном иллюстрацией к басне Лафонтена:
Художник, ревнующий свою жену,
Чьи прелести ценил он больше, чем слава или жизнь,
Сбираясь в путешествие, использовал своё искусство,
Чтоб рисовать осла — защитную печать,
На определённом месте, возле пупка...
Его коллега, влюблённый в даму,
Использовал момент... — осёл был стёрт.
Что делать? Кисти взяв — он написал осла на том же месте.
Но память подвела его и наш осёл заполучил седло,
Где вовсе не было его...
Вернувшись, муж, узнал супруги «верность».
«Вот, видишь, дорогой», — ответила хитря жена, —
«Осёл свидетель — я тебе верна!»
«Чёрт побери!» — злой муж сказал, —
«Свидетеля-осла и кто его седлал!»
Черным квадратиком я закрыла часть картины, чтобы пост не попал под категорию 18+, но если кому интересно, можно легко найти оригинальный вариант.
И еще несколько картин галантного века
Филипп Мерсье
"Юный сомелье"
Мишель Гарнье
Жан-Батист Грёз
"Гитарист"
«Балованное дитя»
Другие мои посты о живописи
Русская живопись
Живая история на картинах Владимира Маковского
И снова про символизм в живописи (И. Прянишников)
Скандальная история на картине (передвижник А. Волков)
Еще раз о картинах в деталях (передвижник В. Макимов)
Картины в деталях (передвижник А. Корзухин)
Житейские истории в картинах Василия Пукирев
Смешное и грустное на картинах передвижника Неврева
И снова интересные штрихи к картинам (Ф. Журавлев)
Еще раз об интересных деталях на картинах (П. Федотов)
И снова интересные детали и разные судьбы на картинах (С. Грибков)
И снова картины в деталях. Передвижник Константин Савицкий
Житейские истории на картинах [ИДЕТ ОПРОС] (И. Богданов)
Новоселье до революции и после
Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины
Жизнерадостные картины и большая драма их создателя (К. Коровин)
Несколько штрихов к известной картине (Боярыня Морозова)
Художник, ставший символом времени (Эрте)
И снова живая история в картинах Маковского
Английская живопись
Удивительная история самой известной английской картины («Офелия» Д. Милле)
Неизвестный подтекст известных картин (У. Х. Хант)
Кто есть кто в британском искусстве
О картинах, котиках и шизофрении (Л. У. Уэйн)
И снова интересные детали и житейские истории на картинах (А. Хьюз)
Житейские истории и скрытые детали английских картин (М. Абрахам)
Об искусстве с английским юмором (У. Хогарт)
И снова об английском юморе (карикатурист Д. Гилрей)
Другие художники
Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях
Хулиган, дебошир и гений (М. Караваджо)
Скандальный гений и приключения его картин (Г. Климт)
«Рассказчик с кистью» и один из самых известных американских художников (Т. Ловелл)
Лига историков
18.7K постов54.3K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения