463

Вот такое рококо. Забавные картины 18 века в деталях

В продолжение темы о юморе в живописи 17 века, добавлю несколько забавных картин следующего столетия. Если жанровые картины 17 века были в основном посвящены праздникам, чревоугодию и пьянству, просто повседневному быту, то в 18 веке их потеснили слащавые пасторали, голопопые нимфы и античные богини, а также галантные сцены. Но попадались и нестандартные сюжеты.


Название картины «Hönstavlan» шведского художника Юхана Паша обычно переводят как "Живописные куры", иногда «Фрейлины в ожидании королевы Ульрики». Юхан Паш считался мастером аллегорий, но сравнение с курами обычно не самое лестное для женщин. Заказчик никого обидеть не собирался  и изображен там же в виде петуха. Известный политический деятель Карл Густав Тессин заказал картину в 1747 году в качестве рождественского подарка себе любимому и не собирался ее демонстрировать публично. Лица девушек были списаны с пастельных портретов, созданных Густавом Линдбергом для одной из галерей. Есть версия, что столь странный заказ был связан с тайным пристрастием Тессина - он любил подглядывать за женщинами и даже сам по секрету рассказывал, что однажды ему удалось потихоньку открыть дверь ванной, чтобы увидеть некую принцессу Рохану. В другой раз он сумел подсмотреть, как переодеваются фрейлины и решил таким образом увековечить этот волнующий для него момент. К картине он добавил стихи, в которых сравнил девушек с цыплятами, а себя с веселым петухом. Заказом политик остался доволен, а автор через год стал придворным художником.

Жан-Батист Грёз, один из самых известных художников эпохи рококо, любил аллегории, а ещё нравоучительные сюжеты. Двойной смысл картины "Разбитые яйца" современникам был понятен. Девушка уронила корзинку, разбила яйца и теперь с унылым видом покорно выслушивает упреки. Пожилая женщина, предположительно, мать, ругается и пытается указать на разбитое то ли девушке, то ли стоящему рядом парню, которого она цепко держит за руку. Обычная бытовая сцена. Второй смысл - утраченная невинность грустной девы. Исходя из морали того времени, девушка пала, как упала корзинка, с разбитыми яйцами параллель тоже понятна. Ребенок, отвернувшийся от героев и пытающийся соединить скорлупки - символ детской невинности. Но в англоязычных источниках встречается и другой вариант. Рядом с мальчиком лежит нечто, напоминающее лук и стрелы, и это намекает на купидона, символа любви. Картина была написана в Италии и выставлена на Парижском салоне 1757 года. Критикам она понравилась. Есть версия, что вдохновлялся автор одноименным полотном 17 века художника Ван Мириса (оно сейчас в Эрмитаже).

"Разбитые яйца" Франс Ван Мирис

Филипп Мерсье - отпрыск семьи французских гугенотов, родился и вырос в Германии, но жил и трудился в Англии, поэтому считается, скорее, английским художником. Писал он в основном портреты, но иногда и жанровые сценки. Например, "Беспечный муж". Эта картина 1738 года - иллюстрация к известной пьесе 18 века. Колли Сиббер, популярный актер и автор пьес, мечтал играть в трагедиях, но в итоге прославился как комик. Самая известная из его пьес - "Беспечный муж", написана в 1704 году. Ветренный сэр Чарльз Изи постоянно изменяет своей жене, в том числе со служанками, а жена закрывает на это глаза и терпит. Однажды она застает неверного мужа и любовницу спящими и видит, что с его лысой головы упал парик. Она беспокоится, что изменщик простудится, снимает с шеи стейнкерк (особый кружевной шарф) и повязывает ему на голову. Когда сэр Изи проснулся и обнаружил на голове сей предмет, то был так растроган, что раскаялся и встал на путь исправления. Данная сцена стала классикой и даже получила свое название - "сцена со стайнкерком". История неправдоподобная, но в духе морали того времени, "понять и простить". Пьеса с успехом шла до конца 18 века, вызывая скупую слезу английских обывателей.

Ну и напоследок хулиганская картина Пьера Сюблейра "Навьюченное седло". Француз был популярен при жизни, но после смерти почти забыт. Рисовал он преимущественно классические античные и религиозные сюжеты, а запомнился в основном иллюстрацией к басне Лафонтена:

Художник, ревнующий свою жену,

Чьи прелести ценил он больше, чем слава или жизнь,

Сбираясь в путешествие, использовал своё искусство,

Чтоб рисовать осла — защитную печать,

На определённом месте, возле пупка...

Его коллега, влюблённый в даму,

Использовал момент... — осёл был стёрт.

Что делать? Кисти взяв — он написал осла на том же месте.

Но память подвела его и наш осёл заполучил седло,

Где вовсе не было его...

Вернувшись, муж, узнал супруги «верность».

«Вот, видишь, дорогой», — ответила хитря жена, —

«Осёл свидетель — я тебе верна!»

«Чёрт побери!» — злой муж сказал, —

«Свидетеля-осла и кто его седлал!»

Черным квадратиком я закрыла часть картины, чтобы пост не попал под категорию 18+, но если кому интересно, можно легко найти оригинальный вариант.


И еще несколько  картин галантного века


Филипп Мерсье

"Юный сомелье"


Мишель Гарнье

Жан-Батист Грёз

"Гитарист"

«Балованное дитя»


Другие мои посты о живописи


Русская живопись

Живая история на картинах Владимира Маковского

И снова про символизм в живописи (И. Прянишников)

Скандальная история на картине (передвижник А. Волков)

Еще раз о картинах в деталях (передвижник В. Макимов)

Картины в деталях (передвижник А. Корзухин)

Житейские истории в картинах Василия Пукирев

Смешное и грустное на картинах передвижника Неврева

И снова интересные штрихи к картинам (Ф. Журавлев)

Еще раз об интересных деталях на картинах (П. Федотов)

И снова интересные детали и разные судьбы на картинах (С. Грибков)

И снова картины в деталях. Передвижник Константин Савицкий

Житейские истории на картинах [ИДЕТ ОПРОС] (И. Богданов)

Новоселье до революции и после

Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины

Жизнерадостные картины и большая драма их создателя (К. Коровин)

Несколько штрихов к известной картине (Боярыня Морозова)

Художник, ставший символом времени (Эрте)

И снова живая история в картинах Маковского


Английская живопись

Удивительная история самой известной английской картины («Офелия» Д. Милле)

Неизвестный подтекст известных картин (У. Х. Хант)

Кто есть кто в британском искусстве

О картинах, котиках и шизофрении (Л. У. Уэйн)

И снова интересные детали и житейские истории на картинах (А. Хьюз)

Житейские истории и скрытые детали английских картин (М. Абрахам)

И снова картины в деталях

Об искусстве с английским юмором (У. Хогарт)

И снова об английском юморе (карикатурист Д. Гилрей)


Другие художники

Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях

Хулиган, дебошир и гений (М. Караваджо)

Скандальный гений и приключения его картин (Г. Климт)

«Рассказчик с кистью» и один из самых известных американских художников (Т. Ловелл)

Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях

Лига историков

18.7K постов54.3K подписчика

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения