12

Вопрос различий между странами. Как отличить эксплуатируемых от эскплуататоров?

Вопрос различий между странами. Как отличить эксплуатируемых от эскплуататоров?

Как мы разобрали в прошлом посту(Кризис и раскол коммунистического движения) весь ХХ век в политике господствовало понятие неоколоникальной зависимости. Появилось множество теорий, которые различным образом объясняли экономические механизмы неоколониального угнетения. Это теории мир-системного анализа (Валлерстайн, Браудель, Самир Амин) или же теории зависимости (П.Баран, А.Г.Франк). Во многих аспектах детали этих теорий отличаются. Их в целом нельзя некритически принимать как "идеологическую основу". Но эти исследования абсолютно необходимы для понимания империализма с экономической точки зрения.

В целом, согласно общему консенсусу, мир здесь рассматривается как "система", состоящая из центра и периферии. Между центром и периферией происходит неэквивалентный обмен. Потоки капитала направлены преимущественно из периферии к центру. Это обеспечивает все растущее богатство центра и невозможность для периферии собственного развития с помощью одного только экономического роста, без борьбы за политическую независимость. Империалистический центр искусственно ограничивает этот экономический рост периферии.

Центральные страны инвестируют в экономику стран периферии, чтобы получить там как можно большую прибыль. Но также международное разделение труда само по себе – важнейший фактор неэквивалентного обмена. Так, Р. Дзарасов пишет:

Трудозатратные производства с низкой капиталооворуженностью (низким органическим строением капитала) характерны для периферии мирового капитализма, тогда как капиталоемкие производства с высокой капиталовооруженностью труда (высоким органическим строением капитала) характерны для центра. Это находит свое выражение в структуре цен, которые выше трудовой стоимости для продукции развитых стран и ниже трудовой стоимости для продукции стран неразвитых. Это означает, что экономики мировой периферии вынуждены безвозмездно передавать значительную часть созданной их рабочими трудовой стоимости экономикам центра. В этом заключается сущность неэквивалентного обмена и эксплуатации периферии мирового капитализма его центром.

Благодаря описанному Дзарасовым неэквивалентному объему становится возможным развитие в центральных странах рабочей аристократии, которая с помощью легальной экономической борьбы может добиться несколько лучших условий для себя, но за счет богатства, создаваемого рабочими глобальной периферии. Борьба же рабочих периферии преимущественно подавляется с помощью жестоких репрессий. Эти рабочие находятся под двойным гнетом: с одной стороны, это угнетение собственной буржуазией, с другой – через посредство этой же своей (так называемой компрадорской) буржуазией также и угнетение иностранным капиталом.

Я надеюсь, что здесь не нужно объяснять понятие "неоколониализм" и его историю. Существуют работы, прицельно посвященные угнетению и разграблению стран Африки или Латинской Америки. Здесь я пропускаю данную тему, в надежде, что по крайней мере, самые крупные из этих явлений более или менее известны всем.

Мы переходим к вопросу, который, возможно, является самым важным, особенно в связи с современными событиями. Этот вопрос тов. Опсимоу сформулировал так:

Сегодня те, кто настаивает на делении стран на империалистические и зависимые, не могут назвать строго научные критерии для отнесения страны к тому или иному лагерю.

В действительности такие строго научные критерии существуют, и сейчас мы о них поговорим.

Р. С. Дзарасов указывает на 4 элемента, лежащих в основе неэквивалентного обмена:

1) Структура цен – цены на продукцию стран центра растут быстрее, чем на товары периферийных экономик.

2) Технологические различия – производства с высокой добавленной стоимостью располагаются в странах центра, низкопроизводительные – на периферии.

3) Валютные отношения – курсы национальных валют отсталых стран искусственно занижаются, что способствует перетоку ресурсов за счет активизации экспорта.

4) Финансовые потоки – доходы периферии инвестируются в экономики развитых стран.

Согласно этим критериям как раз и можно достаточно точно определить, относится ли страна к империалистическому центру или периферии. Есть страны с сильными и слабыми валютами, и стоимость валюты прямо связана с положением страны в мир-системе. Несложно также определить структуру народного хозяйства. Страны периферии поставляют сырье, продукты сельского хозяйства, то есть продукцию с низкой добавленной стоимостью (это может быть, например, металлопрокат, но также изделия из тканей и предметы быта). В отличие от этого, продукция центра стоит дорого, она комплексная, и впитывает в себя стоимость дешевой работы всех предыдущих участников производства, таким образом возникает высокая стоимость такой продукции. К примеру, программист калифорнийской Кремниевой долины работает на компьютере, произведенном в Азии, из сырья, которое поставили страны Африки. Программное обеспечение, создаваемое конечным работником, обладает высокой стоимостью, так как впитывает в себя стоимости всех использованных составляющих. Эти составляющие притом создаются с помощью дешевого труда с низким органическим строением капитала (много физического труда, низкий уровень автоматизации).

Подобное разделение труда между разными странами вовсе не является "естественным", оно поддерживается с помощью политических средств (например, прямое политическое давление, цветные революции, путчи, войны, интервенции).

Однако наиболее удобным критерием различения является направление потоков капитала. Прибыль течет преимущественно с периферии к центру. Это осуществляется через различные механизмы: например, регулярные выплаты процентов по государственным долгам, которые бедные страны не могут не осуществлять. Или бегство капиталов: компрадорская буржуазия вывозит капиталы из страны и размещает их в "надежных" центральных банках или оффшорах. Еще одна возможность – прямая эксплуатация дешевой рабочей силы в периферийной стране, будь то с помощью иностранного участия в предприятии или просто размещения в этой стране филиалов иностранных компаний. Это лишь некоторые из очень распространенных механизмов, обеспечивающих непрерывный ток капитала из периферии к центру. Специально для тру-марксистов: это никак не противоречит "экспорту капитала" по определению Ленина, ведь капитал для того и экспортируется, чтобы получать и вывозить прибыль, большую, чем вложенный капитал, и эта прибыль течет в обратном направлении.

Это было короткое разъяснение по экономической основе современного империализма. Заметим, что сами теории мир-системного анализа и зависимости – различны и нередко запутанны. Там многое заслуживает серьезной критики. И тем не менее, это единственное экономическое направление, которое адекватно описывает империалистические отношения.

В сравнении с этим теория "империалистической пирамиды" вообще не является экономической: это лишь политическая теория. На данный момент в марксизме нет другого экономического инструмента, который описывал бы ситуацию в современном мире. И как показано выше, данный инструмент никоим образом не противоречит классическим работам Маркса и Ленина, а наоборот, подтверждает их на современном уровне.

За Правду

1.9K постов1.8K подписчика