Визиты в бездну — самый глубоководный туризм в мире

Гибель знаменитого лайнера «Титаник» оставила значительный след в истории. И более чем сто лет после этой катастрофы не утихают различные теории и домыслы из разряда «а что бы было, если…?». Особенно они были сильны в первые годы после гибели «Титаника». Мысли о том, чтобы добраться до него и изучить остатки или даже поднять что-то из них на поверхность продолжались долгие годы. За прошедшее время технологии развились настолько, что часть этих предложений уже удалось реализовать на практике.

Первые идеи об исследовании погибшего корабля появились почти сразу же после трагедии. Но практически все они были фантистичными или и вовсе бредовыми. Предлагали, например, сбросить динамит на место гибели судна, чтобы окончательно его разрушить и заставить всплыть тела погибших. Была идея наполнить корпус «Титаника» множеством шаров, после чего накачать их воздухом и поднять лайнер. Но от всего этого, естественно, отказались. Во-первых, на тот момент просто не было технологий, позволяющих погружаться на такие глубины. Во-вторых, по этим же причинам просто невозможно было определить точное место на дне, где покоится корабль. А разразившаяся вскоре Первая мировая война окончательно поставила крест на подобных задумках.

Визиты в бездну — самый глубоководный туризм в мире Титаник, Океан, Катастрофа, Корабль, Длиннопост

Носовая часть лежащего на дне «Титаника», фото 2004 года

Всерьёз к поиску «Титаника» вернулись только после окончания Второй мировой войны. С того момента постоянно предпринимались какие-то попытки обнаружить затонувший корабль. Однако выяснилось, что хотя технологии и позволяли уже опускать подводные аппараты на глубину гибели лайнера — около четырёх километров — быстро найти корабль не получится. Координаты, указанные в сообщениях от 1912 года, были неточными. Область поисков пришлось расширять. Лишь 1 сентября 1985 года дистанционно управляемый аппарат «Арго» нашёл поле из обломков, часть из которых были идентифицированы, как остатки затонувшего парохода. Чуть позже обнаружилось и основная его часть. «Титаник» был сфотографирован на дне спустя 73 года после своей гибели. Эти снимки мгновенно облетели весь мир и стали самыми популярными фотографиями в 1985 году.

Более серьёзное исследование было предпринято на следующий год. Исследовательское судно RV Atlantis II со специально сконструированным аппаратом DSV-2 Alvin смогло доставить к затонувшему лайнеру людей. С 1986 по 1988 год было совершено множество погружений. Специальными средствами было обследовано поле обломков. Благодаря этому стало ясно, как погружался на дно корпус корабля. Было сделано большое количество фотографий внутреннего интерьера лайнера. Отмечалась невероятно хорошая сохранность внутреннего убранства «Титаника», вплоть до того, что в некоторых помещениях продолжали висеть люстры.

Визиты в бездну — самый глубоководный туризм в мире Титаник, Океан, Катастрофа, Корабль, Длиннопост

Подводный аппарат DSV-2 Alvin, на котором люди впервые смогли попасть к «Титанику» после его гибели

В 1987 году организация IFREMER на своём глубоководном аппарате «Наутилус» совершила 32 погружения к «Титанику» и подняла на поверхность около двух тысяч различных предметов.

В 1991 году состоялась совместная российско-канадская экспедиция на исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш». Корабль нёc на борту два уникальных глубоководных аппарата «Мир». В результате 17-ти погружений, продолжавшихся в общей сложности около 140 часов, было отснято 12000 метров плёнки. На основе этого материала в 1995 году был снят документальный фильм «Титаник». Это кинолента стала чрезвычайно популярной во всём мире и вновь разожгла интерес общественности к затонувшему судну.

В 1993-1998 годах организация RMS Titanic Inc. предприняла ряд погружений и тоже смогла поднять на поверхность множество предметов с лайнера. Тогда же была предпринята попытка поднять на поверхность часть самого судна. Эта инициатива была широко раскручена в СМИ и превратилась в настоящее шоу. Места на яхтах и двух круизных лайнерах, ожидавших на поверхности поднятия части корабля, продавались по ценам в среднем около 5000 долларов. Для рекламы привлекли звёзд кинобизнеса, а также были запланированы грандиозные приёмы на борту поднятой со дна части. Но всё это оказалось напрасным. Из-за плохой погоды канаты, поднимавшие секцию лайнера, оборвались, когда она была на глубине примерно 60 метров от поверхности. Поднимаемая часть корпуса снова ушла на дно. Это событие вызвало негодование в мировых СМИ. Его сравнивали с разграблением могил и «карнавалом» на трупах.

Визиты в бездну — самый глубоководный туризм в мире Титаник, Океан, Катастрофа, Корабль, Длиннопост

Куски угля с борта «Титаника», поднятые компанией RMS Titanic Inc. и проданные на аукционе

В 1995 году знаменитый режиссёр Джеймс Кэмерон зафрахтовал судно «Академик Мстислав Келдыш» и глубоководные аппараты «Мир». На них он совершил 12 погружений к «Титанику». Полученный в результате материал лёг в основу ставшего всемирно известным фильма-катастрофы «Титаник», вышедшего на экраны в 1997 году.

Начало XXI века ознаменовалось всё более усиливающимся интересом к затонувшему лайнеру. А благодаря новым технологиям погрузиться на дно стало возможно не только учёным и исследователям, но и просто богатым людям. Так, в 2001 году американская пара Дэвид Лейбовиц и Кимберли Миллер фактически повторили сцену из фильма Кэмерона. Они поженились на борту подводного аппарата, опустившегося на нос лежащего на дне «Титаника». Организация RMS Titanic Inc. продолжила свои погружения, подняв со дна ещё около тысячи различных обломков, а также вещей из внутреннего убранства лайнера. В 2010 году ими же была составлена детальная фотомозаика поля остатков «Титаника» и самого корабля с использованием двух специально сконструированных беспилотных аппаратов. На основе сделанных ими более 130000 снимков была построена карта.

Визиты в бездну — самый глубоководный туризм в мире Титаник, Океан, Катастрофа, Корабль, Длиннопост

Карманные часы одного из пассажиров «Титаника», которые остановились в 02.28, через несколько минут после того, как их владелец оказался в воде. Подняты со дна одной из экспедиций

В наши дни погружения к «Титанику» стали постоянными. Ими занимаются как научные работники, так и обыкновенные бизнесмены. Не одна фирма предлагает посмотреть лежащий на дне лайнер или купить что-либо, поднятое со дна. Постоянно высказываются различные предложения как поднять корабль, так и законсервировать. Долгое время бытовала мысль, что из-за большой глубины, давления и низкой температуры воды (1-2 градуса по Цельсию) корпус лайнера будет подвергаться минимальным повреждениям. Но современные исследования показали, что это не так. Ученые выяснили, что на корабле живёт минимум 28 видов различных морских обитателей. Были даже найдены новые, ранее неизвестные науке существа. Например, обнаружили вид бактерий, пожирающий ржавчину, который назвали Halomonas titanicae. А для сохранения парохода выдвигаются различные идеи — от подъёма его на поверхность и до покрытия корпуса на дне специальным составом-краской, которая значительно замедлит распространение глубоководных организмов и предотвратит разрушение судна на долгое время.

Недавней новостью, где вновь фигурировал затонувший лайнер, стала гибель коммерческого подводного аппарата «Титан» летом 2023 года. Расследование произошедшего всё ещё продолжается. Но уже точно можно сказать, что любопытство и, скорее всего, несовершенство конструкции привели к тому, что даже спустя более чем сто лет, счёт жертв «Титаника» вновь пополнился.

Тем не менее, стоит отметить, что раскрученный в мировом сознании затонувший лайнер послужил толчком для развития технологий подводного поиска. Пока ещё не решено, как быть с лежащими на глубине остатками судна. Но любопытное человечество наверняка не останется в роли пассивного наблюдателя. Так что с течением времени либо найдётся способ поднять знаменитый корабль со дна, либо к «Титанику» начнётся постоянный поток подводных туристов. Ведь желающих безопасно посмотреть на памятник человеческой технологии начала XX века, покоящийся на дне, очень много.

Визиты в бездну — самый глубоководный туризм в мире Титаник, Океан, Катастрофа, Корабль, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей