1738

Виталик не хочет разговаривать

Я логопед для неговорящих детей. Пару лет назад я увлекалась созданием пособий из фетра. Фетр приятно трогать, им можно играть и заодно проговаривать какие-то вещи, нужные ребенку. У меня были самодельные комнаты (как в книжках с окошками), там можно было открывать шкафы, переставлять фетровую посуду, вешать в шкаф одежду, кормить зайца морковкой и т.д. Детям все это очень нравилось, у меня было вдохновение шить (вручную!), и поэтому все работало. Так вот, как раз в этот период ко мне пришел Виталик (имя изменено) трех с половиной лет. Анамнез Виталика был без особенностей. А в его бумагах было написано – мутизм. Виталик не хотел ни с кем разговаривать. Он бубнил себе под нос разные заученные предложения про технику (самосвал везет песок, экскаватор копает яму и т.д.) и совершенно не планировал со мной взаимодействовать (и не только со мной). И вот тут настал звездный час моего фетра. Я просто положила одну из своих «комнат» перед собой и начала в нее самозабвенно играть. Виталик обратил на меня внимание. Я подвинула ему одну из фигурок и продолжила играть. Он ее взял, рассмотрел и положил в «комнатку». Так мы провели диагностическое занятие. Я меняла «декорации» и согласно им задавала ему вопросы, просила дополнить предложения или что-то повторить. У Виталика было почти идеальное звукопроизношение, было даже Р. У него не было проблем со слоговой структурой. Были проблемы с пониманием речи. Такие темы как одежда, посуда, мебель были ему неинтересны, он просто отказывался их учить. То есть он мог показать вилочный погрузчик, но не мог показать штаны. А так как он их не учил, то и глаголы, связанные с этими предметами были ему не понятны. Было много эхолалий - заученных одинаковых фраз, которые он произносил по поводу и без. Не было монологической и диалогической речи. Он мог ответить на какие-то простые вопросы про строительную технику или животных, но на этом познания заканчивались. Так мы начали заниматься.

Сфера интересов ребенка – это важная часть его жизни, ее нельзя игнорировать. К ребенку можно присоединиться и расширять эту сферу изнутри.

Экскаваторщик выкопал яму, а потом захотел есть, давай его кормить. Что он будет есть? – Кашу! Суп! Котлеты!
Водитель автобуса запачкал штаны, их надо … постирать!  А потом…повесить на веревку. А потом…погладить.
Как видите, с учетом развития ребенка вопросы изменяли свою форму, становились сложнее.



В какой-то момент он согласился разговаривать со мной про одежду и посуду (и все остальное) без дополнительных танцев с бубном и мы стали заниматься дальше без каких-то особенностей.

Сейчас он разговаривает сложноподчинёнными предложениями. Задает вопросы. Отвечает на вопросы, которые начинаются со слова «почему», «зачем», «когда» и т.д. На слух определяет «четвертый лишний» и объясняет почему. В пять лет он сдал тест Векслера и получил хорошие результаты (интеллектуальная норма, правда лишь немного выше нижней границы). Сейчас он учится читать и писать буквы (ему это нравится, он спрашивает меня, как пишется та или иная буква и повторяет ее написание на бумаге), продолжает развивать монологическую речь. Ему бывает сложно общаться со сверстниками, но он старается. Отвечает детям на площадке как его зовут, пытается совместно во что-то играть. С учетом всех его особенностей и сложностей коммуникации психиатр поставил ему РАС. Но если вы встретите этого ребенка в толпе детей, вы никогда не подумаете, что с ним может быть что-то не так.

Я здесь https://vk.com/logo_svetlana

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Простейший вопрос, сыну 16 лет рос не со мной не давно переехал речь не понятная, суть вопроса как убедить что нужно строить речь и если есть возможность где это можно реализовать в моём городе Шахты.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Очень мало вводных) обратитесь к логопеду на диагностику, он даст рекомендации именно по работе с проблемами речи вашего сына.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку