Виктор Беленко: биография, семья, предательство, фото и дальнейшая жизнь
Достаточно заглянуть в учебники или рассекреченные документы, чтобы понять – тема предательства проходит через всю историю нашей страны красной нитью. Родину предавали воеводы, особы царских кровей и летчики. Об одном из пилотов – Викторе Беленко – представим информацию в данной публикации. Бывший советский летчик более известен в нашей стране как предатель и шпион. Как получилось так, что офицер решился на самую настоящую государственную измену? Как ему удалось угнать самолет, находясь при этом под прицелом ПВО? Какую награду Виктор Иванович получил за это похищение? По какой причине он бросил своих родных и сбежал один, никогда больше не связываясь с близкими людьми? Обо всем этом по порядку. Биография Беленко Будущий летчик-предатель появился на свет в городе Нальчик в середине февраля 1947 года. Родители мальчика были рабочими. Когда они расстались, мама оставила двухлетнего Витю на попечение родственников, а позднее его забрал в новую семью отец. Школу Виктор Беленко окончил в 1965 году, причем с неплохими результатами – выпускник получил серебряную медаль. Прежде чем отправиться в армию, чтобы отдать долг стране, Виктор успел поработать на нескольких предприятиях города Омска.
На протяжении целого семестра Беленко обучался в Омском медицинском институте, вместе с тем успевал заниматься в аэроклубе ДОСААФ. 1967 год ознаменовался тем, что Виктор смог поступить в Армавирское высшее училище летчиков. Именно его он успешно окончил спустя 4 года. Сразу после этого молодого человека направили на службу в Ставропольское авиационное училище, здесь он получил должность летчика-инструктора. Следует отметить, что все служебные характеристики и аттестации, полученные Виктором Беленко на протяжении всей его армейской карьеры, говорили о нем как о человеке положительном: Виктор Иванович был членом Коммунистической партии Советского Союза, неоднократно избирался членом комсомольского и партийного бюро. Первые сложности Правда, довольно скоро начались первые сложности: специалисты, которые впоследствии изучали поведение Беленко как в службе, так и в быту, отмечали, что у Виктора Ивановича неоднократно складывались различные конфликтные ситуации, в основном с командованием. Он даже обращался с рапортом, в котором просил уволить его из Советской армии. Причина была банальной и даже пошлой: летчик писал, что не желает служить плечом к плечу с теми командирами, которые не могут перестать злоупотреблять спиртными напитками. В 1975 году молодой офицер попросил перевести его на Дальний Восток. Тогда он получил назначение в истребительный авиаполк 11-й отдельной армии ПВО. Ему досталась должность старшего летчика, Виктор Беленко летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П. На новом месте Прошло всего шесть месяцев после того, как офицер Беленко попал на новое место службы. Здесь он зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны, весьма успешно сумел пройти курс переподготовки, получил должность исполняющего обязанности начальника штаба эскадрильи, стал заместителем секретаря местного партийного бюро. Сослуживцы отмечали: к служебным обязанностям Виктор Беленко относился на удивление добросовестно, у него никогда не возникало проблем с командованием, пилот не высказывал недовольства неустроенностью своей жизни.
Правда, спустя непродолжительное время, в середине лета 1976 года, однополчане начали замечать определенные странности в поведении летчика: Виктор Иванович стал слишком взвинченным, нервным. Довольно болезненно он перенес задержку присвоения очередного воинского звания. Побег из Советского Союза Начало сентября 1976 года. На территорию Дальнего Востока прибывает маршал Савицкий. Его главная цель – проверка боеготовности сил противовоздушной обороны. Именно в этот день, 6 сентября, летчики должны были безукоризненно выполнить тренировочные полеты. Однако во время учебной тренировки произошло нечто неожиданное и весьма странное: самолет, которым управлял советский летчик Виктор Беленко, неожиданно исчез с радаров. Он внезапно набрал высоту, а затем начал пикировать прямо в море. Специалисты подумали: произошла серьезная техническая неисправность, самолет упал, а летчик погиб. Разумеется, в воздух тут же поднялись дежурные вертолеты, однако немного позднее удалось выяснить: летчик попросту обманул радары, он пошел на снижение, имитируя таким образом падение, а затем просто скрылся за большой сопкой и углубился в воздушное пространство Японии. Полет Как только Виктору Беленко удалось подняться на высоту порядка 6 тысяч метров, японские средства противовоздушной обороны его заметили. Однако связаться с ним японским военным не удалось, все дело в том, что рация МиГ-25 была настроена на другую частоту. Разумеется, для того чтобы перехватить неизвестного нарушителя, были подняты истребители, правда, они не понадобились, ведь когда они появились, Беленко снова пошел на снижение и пропал с радаров. Изначально Виктор Иванович планировал совершить посадку на авиабазе Титосе, однако сделать этого ему не удалось, причина банальна – не хватило топлива. Поэтому самолет Виктора Беленко приземлился на ближайшем аэродроме. Им оказался Хакодате – гражданский аэродром.
Как это увидели японцы События 6 сентября 1976 года разворачивались в духе американского блокбастера. Летчик, приземлившийся на острове Хоккайдо, вышел из самолета, дважды выстрелил в воздух из табельного пистолета и потребовал спрятать самолет. Аэропорт, разумеется, закрыли для полетов на несколько часов. Спустя несколько минут, когда к месту экстренной посадки прибыли представители гражданского аэропорта, молодой лейтенант-перебежчик Виктор Беленко (ему тогда было всего 29 лет) объявил: он намерен сдаться. Беглец запросил политического убежища в Соединенных Штатах Америки. Отметим, что побег офицера из Советского Союза был довольно нестандартным: обычно жители СССР запрашивали убежище в иностранном посольстве, которое находилось на территории родины, или же сбегали с корабля, когда тот заходил в иностранный порт. Интерес к МиГ-25 Вообще, самолет, на котором Беленко прилетел более 600 км, и который теперь зарылся колесами в землю неподалеку от ограды японского аэродрома, являлся самой секретной советской боевой машиной. На Западе о его существовании узнали в 1970 году: разведывательные спутники, которые наблюдали в то время за советскими аэродромами (разумеется, военными), и обнаружили новый тип самолета, внешне напоминавший истребитель невероятных размеров. Больше всего западных военных экспертов насторожила слишком уж гигантская площадь крыла объекта. Кстати, для истребителя большая площадь крыла – огромное достоинство, ведь благодаря ней возникает мощная подъемная сила, а вес самолета равномерно распределяется по поверхности, то есть аппарат становится маневреннее. Военные эксперты внимательно изучили снимки, полученные с разведывательных спутников, и пришли к выводу: новая советская боевая машина обладает потрясающей маневренностью, к тому же она снабжена парой поистине огромных двигателей. Однако ряд вопросов оставался без ответа: какова максимальная скорость МиГ-25? Существовали ли на Западе боевые самолеты, которые могли сравниться с ним по своим скоростным показателям?
много позднее о новом самолете сообщили и с Ближнего Востока. Так, весной 1971 года израильские радары заметили необычный объект. Он летел со скоростью, втрое превышающей скорость звука, на высоте около двадцати километров! Ни сами израильские военные, ни их консультанты из Америки прежде не видели ничего подобного. Когда спустя некоторое время самолет был обнаружен снова, военные Израиля приняли решение поднять истребители на перехват, однако скорости истребителей не хватило даже для того, чтобы приблизиться к загадочной цели. Именно тогда Министерство обороны США проанализировало всю собранную информацию и пришло к выводу, что имеет дело с весьма большой проблемой. Американские военные на 100 % были уверены в том, что самолет, обнаруженный военно-воздушными силами Израиля, – это та самая машина, которую спутники-шпионы заметили на советских военных аэродромах. Было очевидно: у Советского Союза появился невероятно скоростной и маневренный истребитель, по своим показателям превышающий те, что стояли на вооружении у всех мировых военно-воздушных сил. Тогда казалось, что этот самолет так и останется таинственной и очень страшной угрозой, правда, только в том случае, если не получится заполучить один экземпляр для его изучения. Проще говоря, если один из советских военных летчиков не сбежит, разумеется, прихватив с собой боевую машину. Почему на это решился именно Беленко? На первый взгляд пилот МиГ-25 Виктор Беленко был вполне образцовым гражданином Советского Союза. Начать следует с того, что он был летчиком-истребителем, именно благодаря этому статусу у него имелись определенные блага, которые были недоступны рядовому гражданину Союза Социалистических Республик. Однако Виктор Иванович рано разочаровался в советской действительности, да и в личной жизни у него накопилось немало проблем. Несмотря на то что в семье был маленький ребенок, брак находился на грани распада. Виктор Беленко сомневался в преимуществах советского образа жизни, думал он и о том, что Соединенные Штаты Америки вряд ли являлись таким олицетворением зла, каким их представляли средства массовой информации СССР. В интервью 1996 года Виктор Иванович расскажет журналистам: В те времена советская пропаганда рисовала Америку как испорченное, загнивающее общество, но у меня были сомнения на этот счет. Молодой офицер понимал: именно новый боевой самолет, на котором он тогда летал, и должен стать его билетом в счастливую жизнь. Часть, в которой служил летчик Виктор Беленко, базировалась в Приморье, на аэродроме с названием Чугуевка. От границы с Японией аэродром отделяло немногим более 600 км. Почему лейтенант выбрал именно Японию? Все дело в том, что, несмотря на высокие скорости и высотность, МиГ-25 был не самым удобным самолетом из-за большого расхода топлива. А потому добраться до ближайшей авиабазы Штатов без дозаправки было абсолютно невозможно. Даже сегодня не прекращаются попытки выяснить, что подтолкнуло молодого человека на такой немыслимый шаг. Военные обозреватели страны говорят: летчика-предателя Виктора Беленко отличала поистине сумасшедшая амбициозность, он считал, что его недооценивают. Это была самая настоящая паранойя самолюбия! Беленко переживал из-за того, что его грудь не увешана орденами, что его китель не украшают огромные звезды, а его снимки не публикуют на первых страницах газет и не вывешивают на доски почета.
Как произошла вербовка На этот счет есть немало слухов и сплетен. Одной из самых популярных версий считается та, согласно которой Виктор Беленко просто отдыхал в ресторане на Черноморском побережье, где и познакомился с представителем спецслужбы. Правда, ни одна проверка данный факт не подтвердила. Но сослуживцы говорят: странностей в поведении молодого летчика было немало. Свой отпуск он предпочитал проводить в провинциальных северных городках, он никогда не делился впечатлениями от отдыха. Виктор учил английский язык, хотя общаться на нем ему было попросту не с кем, на весь город был лишь один учитель английского языка, который мог составить летчику компанию. Беленко рвался в эскадрилью истребителей, и это несмотря на то, что его неоднократно предупреждали: повышения на этом месте ждать не стоит – возраст не тот. К тому же его довольно быстро отстранили бы и от полетов, ведь ему было 29 лет. Владимир Сопряков, в советские годы бывший заместителем резидента КГБ в Японии, однажды встретился с летчиком-предателем Виктором Беленко. Пилот рассказал ему: встреча с американцами все же была. Произошло это во Владивостоке. Представитель спецслужб вражеской страны рассказал ему про американскую базу, куда требовалось посадить самолет. Побег от первого лица 6 сентября летчик Виктор Беленко и его напарник поднялись в небо для того, чтобы выполнить тренировочное управление. Оба самолета не были вооружены. Беленко заранее подготовил примерный маршрут побега, а его истребитель был заправлен «под завязку». В какой-то момент Виктор Иванович понял – пора. Он оторвался от напарника, снизился до предельно малой высоты и направился к японским берегам. Ему пришлось идти на максимально небольшой высоте – около трех десятков метров. Делал он это вполне осознанно, ведь на первом этапе полета его могли засечь радары – как советские, так японские. Японские авиадиспетчеры были застигнуты врасплох: они абсолютно внезапно заметили самолет, который поднялся до шестикилометровой высоты. Разумеется, были неоднократные попытки установить контакт, ни одна из них не увенчалась успехом. Летел Беленко по памяти, предварительно он внимательно изучил карты. Первоначально в его планы входила посадка в одном месте, однако топливо заканчивалось, срочно нужен был аэродром для того, чтобы приземлиться. Японцы поняли, что происходит, лишь после того, как Виктор Беленко посадил самолет. Им пришлось иметь дело с летчиком-перебежчиком, который «шел в комплекте» со сверхсекретным истребителем. Разумеется, провинциальный аэропорт в одно мгновение наводнили представители различных спецслужб. Специалисты ЦРУ просто не могли поверить своему везению. Реакция советских властей Разумеется, власти страны Советов должны были хоть как-то отреагировать на произошедшее. Довольно скоро после случившегося в новостях объявили: советский летчик был вынужден совершить посадку в Японии. В Москву были привезены мачеха и супруга Беленко. Прошла пресс-конференция, в ходе которой обе женщины утверждали: Виктор не мог просить убежища в другой стране, кроме того, они умоляли его незамедлительно вернуться домой.
Вернуть летчика и самолет потребовали и власти Советского Союза. Правда, пока продолжались переговоры, МиГ-25 был доставлен на ближайшую авиабазу. Здесь его разобрали и на протяжении нескольких недель изучали, стремясь получить полное представление обо всех технических характеристиках машины. Не так страшен МиГ В ходе исследований эксперты выяснили: это вовсе не суперистребитель. Самолет МиГ-25 с бортовым номером «31» оказался машиной для весьма узких задач. В боевом качестве он заметно уступал другим самолетам, был достаточно дорогим и неповоротливым. А еще не отличался особой эффективностью. То есть та угроза, которая привела в ужас Запад, оказалась лишь фикцией. Эксперты говорили: все, на что способен этот истребитель, – только быстрый разгон после взлета и быстрый полет по прямой. То есть МиГ-25 позволял перехватить самолет-нарушитель, кроме того, его можно было использовать в разведывательных целях. На этом все его достоинства заканчивались. Разобранную боевую машину частично собрали, погрузили на судно и отправили обратно в Советский Союз. Стоит отметить, что власти Японии даже выставили Москве счет на 40 тысяч долларов. Было решено, что именно эта сумма способна будет покрыть перевозку машины и возместит ущерб, который летчик-перебежчик Виктор Беленко нанес гражданскому аэродрому. Произошло это лишь спустя два месяца после побега. Ущерб же для СССР составил порядка двух миллиардов рублей! Дело в том, что из-за одного пилота в стране пришлось экстренно менять систему опознавания на каждом воздушном судне.
Судьба предателя Виктора Беленко То, как складывалась судьба Виктора Ивановича в Америке, довольно долго скрывалось. В Советский Союз он больше не вернулся, президент Джимми Картер лично утвердил выдачу американского гражданства молодому офицеру. Однако то, что впоследствии происходило с ним, обросло огромным количеством слухов. Разумеется, местонахождение Беленко было известно Комитету госбезопасности, но приказа уничтожить предателя не было – новый конфликт попросту испортил бы и без того сложные отношения. Однако сам Беленко всю жизнь провел в страхе и боялся мести Советского Союза. Наверное, именно по этой причине жену и ребенка Виктор Беленко больше никогда не увидел. Впрочем, если верить информации, услышанной от соседей и однополчан, отношения в семье изначально были не самыми теплыми. Советский и российский военный журналист Виктор Николаевич Баранец однажды рассказал историю о жизни и судьбе предателя Виктора Беленко, услышанную от одного из разведчиков. Как-то беглый пилот летел через один из американских аэропортов. Он передвигался по эскалаторной ленте, а навстречу ему ехал один из разведчиков Советского Союза, который прежде служил в военно-воздушных силах. Виктор Иванович сразу узнал своего сослуживца. Разведчик приподнял черные очки и внимательно посмотрел на предателя, от испуга Виктор выронил свой чемодан, соскочил с эскалатора, убежал в туалет и начал звать на помощь полицию. Случилось это в самом начале двухтысячных. Однако еще в 1983 году о предателе Викторе Беленко, совершившем дерзкий побег, появилась небольшая заметка в советской прессе. Издание сообщило: Беленко погиб в Штатах во время авиакатастрофы. Именно так власти Союза Советских Социалистических Республик поставили точку в этой некрасивой истории. Сам же шпион купил себе дом, встретил любовь, начал преподавать в академии военно-воздушных сил. В Америке его считали диссидентом, а в Советском Союзе – предателем.
Согласно некоторым источникам, судьба Виктора Беленко сложилась не так хорошо: поговаривали, что он довольно быстро развелся с супругой, начал употреблять алкоголь, последние годы своей жизни провел в полном одиночестве, а умер в 2006 году. Причиной была то ли автокатастрофа, то ли инфаркт. До сих пор непонятно, был ли Виктор Иванович завербованным шпионом или дезертиром. Новые подробности, которые периодически появляются, лишь добавляют пилоту-беглецу таинственности. Дело о преступлении до сих пор засекречено. Кстати, побег Виктора Беленко привел к тому, что заграничные самолеты заправляют лишь на выполнение одного задания. Считается, что только так им не хватит топлива для того, чтобы пересечь океан и добраться до любой военной базы другой страны.