Вера, война началась

- 2-

Ростов встретил вокзальной суматохой, мусором на улицах, спешащими людьми с озабоченными лицами.

Вера спросила у прохожего, где находится улица Донская. Оказалось, совсем недалеко от вокзала.

Подходя к детскому дому, Вера увидела большое количество детей, бегающих по двору, воспитателей одетых в обычную одежду.

Она подумала, что дети находятся на прогулке. В это время открылась тяжелая дверь и на крыльцо вышла крупная женщина.

- Внимание! - закричала она, оглядывая собравшихся. - Внимание!

Дети плотным кольцом окружили ее и затихли, стараясь лучше расслышать, что скажет заведующая. Вера остановилась, поставила чемоданчик на землю и тоже обратила взор на женщину.

- Дети! - голосу заведующей мог бы позавидовать диктор всесоюзного радио, - Сейчас мы построимся в колонну и пойдем к вокзалу. Там спокойно сядем в вагоны и поедем в другой город. Старшие присматривают за младшими! Надеюсь, все взяли свои любимые игрушки? - заботливым тоном спросила она.

Дети настороженно молчали.

Вера поняла, что они уже знают о войне и бояться неизвестности.

- Ну, давайте, родные мои! - голос заведующей звучал твердо, - В путь!

Вера подхватила чемоданчик и поспешила к крыльцу, где заведующая зорко оглядывала строящиеся шеренги.

Та сразу обратила внимание на незнакомку.

- Вы кто? - строго остановила она девушку.

- Я - по направлению, - нерешительно ответила Вера.

- Документы! - строго велела заведующая.

Девушка протянула паспорт и направление.

- Учительница начальных классов, - она критическим взглядом окинула тоненькую фигурку, - Сколько же тебе лет?

- Семнадцать, - скромно сообщила девушка.

Заведующая поморщилась:

- Маленькая какая! У нас воспитанники выше тебя, как же справляться будешь?

- Справлюсь! - твердо заявила Вера.

- Что ж, - вздохнула заведующая, - Иди к Лилии Тимофеевне, третья группа. На месте разберемся.

Девушка подошла к третьей группе.

- Меня заведующая направила, - сообщила она миловидной женщине, пытавшейся построить детей в шеренгу.

Воспитательница напрасно пыталась собрать детей. Воспитанники возбужденно гомонили, толкались, занимая место в строю, спорили, кто должен стоять первым.

Вера, перекрывая шум, задорно крикнула:

- В колонну по двое, за мной. Ста-но-вись!

И встала впереди колонны, не оглядываясь назад. Дети послушно построились и устремились за ней.

- Ты — боевая! - улыбнулась Лилия Тимофеевна.

Вера поняла, что ее приняли и дети, и их воспитательница

По прибытии на вокзал, девушка стала у дверей вагона, сверяя фамилии детей со списком. Наконец, все заняли свои места, можно было передохнуть. Подошла Лилия Тимофеевна.

- Все на местах? – спросила она, садясь напротив Веры.

- Все по списку, - кивнула Вера.

Они услышали, как поезд, вздохнув, дернулся и, напрягшись, словно лошадь, везущая непомерно тяжелый воз, медленно пополз по рельсам.

Вера глядела в окно. Все пути были забиты вагонами, паровозами и кругом солдаты, кругом люди с баулами, с узлами… Внимание отвлекла Лилия Тимофеевна.

- Сейчас придет Жозефина Афанасьевна, - напомнила она, - проверять, как устроились.

Заведующая не заставила себя ждать. Она, как ветер, неслась по вагону, на ходу спрашивая у детей, как те устроились? Мимоходом успевала кого-то погладить по голове, кому-то поправить завернувшийся воротничок.

За окном расстилались поля, лесопосадки. Редкие деревни и станции мелькали вдали.

- 3-

За окном мелькали бескрайние поля, окруженные зелеными посадками деревьев и кустов. Земля вокруг была черной, плодородной. Наливающиеся хлеба обещали богатый урожай, свешивая тучные колосья к жирному чернозему.

В теплушке, набитой военными, было душно.

Поезд мчался на запад: туда, где шла война, и где советская армия отступала, а враг громил и занимал советские города.

Солдаты, раздвинув двери, смотрели на мелькавшие поезда, забитые людьми, или проплывающие платформы, затянутые выгоревшим брезентом. Было ясно, что под брезентом находится оборудование эвакуированных заводов или пушки с ящиками боеприпасов.

Недавний выпускник Камышловского военного пехотного училища, лейтенант Алексей Златоцветов, сидел на лавке и созерцал проплывающие мимо картины природы и спешащие на восток поезда.

Совсем недавно курсантам, вернее выпускникам училища, построенным на плацу, зачитали приказ о присвоении звания «лейтенант», выдали на руки соответствующие документы и объявили, что через час они должны в полной амуниции построиться у ворот училища, для дальнейшего следования на железнодорожный вокзал. Каждый из них понимал, что едет на войну.

Алексей прислушался к стуку вагонных колес.

Показалось, что колеса поездов, идущих на запад, стучат недоверчиво-вопросительно: «Вой-на? Вой-на?» Колеса же поездов, возвращающихся на восток стучали утвердительно тревожно: «Вой-на!!! Вой-на!!!»

Алексей отвлекся, уносясь воспоминаниями в детство.

Сколько он помнил себя, ему хотелось летать.

Летать, летать, только летать!

Небо снилось ему по ночам - бесконечно-синее небо восточного Казахстана.

Однажды, возвращаясь с отцом с сельской ярмарки, они увидели на лугу самолет. Раньше самолеты Алёшка видел только в бескрайней выси неба.

Они, как стрижи, распластав крылья, поднимались за облака или опускались и низко парили над землей.

«Эх, вот бы так!» – мечтал мальчишка, наблюдая издалека за полетами. Он видел себя в кабине самолета, в черном шлеме…

И вот перед ними настоящий летчик, возле настоящего самолета! Сидит на крыле и бросает скучные взгляды вокруг.

Алешка не верил своим глазам.

-Т-п-р-у! - натянул вожжи отец, останавливая лошадь.

Летчик бегом направился к ним.

- Подсобить? – спросил Иван Семенович и показал на вожжи, мол, лошадка вывезет с поля.

Летчик улыбнулся:

- Вот ежели бы у вас керосин был…

- Ке-ро-син, - протянул Иван Семенович.

Алешка видел, что отцу жалко бидонов керосина, который купили они на ярмарке. Ведь за него пришлось отдать мешок картошки.

- Есть керосин, - решился, наконец, отец, - он откинул холстину, покрывавшую бидоны, и кивнул летчику: «забирай».

Тот радостно заграбастал два бидона и почти побежал к самолету. Через несколько минут он возвратил пустые бидоны, поблагодарил Ивана Семеновича и, посмотрев на Алексея, сказал:

- Ну что, малец, прокатиться хочешь?

У Алешки екнуло сердечко:

- Хочу!

Летчик усадил его на сиденье сзади себя, на место второго пилота и сказал:

- Качать будет, так ты не бойся! Держись крепче!

Пропеллер начал медленно вращаться, увеличивая скорость, пока не превратился в сплошной блестящий диск. Биплан задрожал и начал разбег по неровному полю.

Алешка крутил головой во все стороны.

Они летели над полем, над дорогой, где отец, подняв голову вверх, с тревогой наблюдал за самолетом - не выпадет ли сын, ненароком?

Алешка, забыв обо всем, глядел через борт кабины на проносящуюся внизу землю. Поле было далеко внизу, дорога стала тоненькой линией, а лошадь точкой на ней.

Самолет поднялся еще выше, у мальчишки захватило дыхание, он даже представить себе не мог, что когда-нибудь будет смотреть на землю с такой высоты. Алёшка так и не помнил, как оказался вновь на поле.

- Все? - разочарованно спросил он.

Летчик расхохотался:

- Я после первого полета думал, что больше не стану летать! Ты - храбрый парень!

Алешка, нехотя, оторвал взгляд от самолета. По полю быстро шел отец.

- Живой? - кинулся он осматривать сына, голова не кружится?

- Он у вас — герой, - улыбнулся летчик и полез в самолет.

На прощанье он сделал круг и направился в бескрайнюю высь.

Иван Семенович помахал рукой, а Алёшка долго еще провожал взглядом удаляющийся самолет.

...Теплушку качнуло.

Алексей оторвался от своих мыслей.

Паровоз, издав громкий гудок, стал сбрасывать ход, подъезжая к очередной степной станции.

Вокруг железнодорожного полотна стояли домишки, беленые мелом или известью. В палисадниках дозревала вишня, наливались ранние яблоки, пахло кизячным дымом и свежевыпеченным хлебом. Около дворов паслись привязанные к колышкам телята и козы. Эшелон не остановился. Медленно проплыл вокзал, поезд опять набирал ход.