Венгерский автобус икарус
Икарус — венгерская автобусостроительная компания, специализировавшаяся на производстве городских, междугородных и специальных автобусов.
Венгерская автобусостроительная компания «Икарус» основана в 1895 году как кузнечно-каретная мастерская в Будапеште.
В 1920-х годах началось производство автобусных кузовов. В 1939 году собран 1000-й автобус.
В 1947 году фирма национализирована и передана Центру тяжёлой промышленности.
В 1962 году с вводом в строй новых мощностей, рассчитанных на выпуск более 10 тысяч автобусов в год (фактически достигнуто 12 тысяч), завод вышел на качественно новый уровень.
Автобусы поступали в страны СЭВ, Алжир, Мозамбик, Танзанию и другие страны Африки, специальные модели производились для ФРГ и скандинавских стран. Позднее совместное производство автобусов «Икарус» было организовано в США, Канаде, Индонезии, КНДР, Кубе.
Летом 1984 года был собран 200-тысячный автобус.
Сменяющие друг друга модели «Икарусов» эстетически воспринимались на одном уровне с автобусами «Scania» и другими западноевропейскими моделями, которые советские люди ежедневно могли видеть, например, в Ленинграде и других городах, где был развит приграничный туризм. Огромные «панорамные» стёкла, квадратное (а не скруглённое у крыши) сечение салона воспринимались как признаки внешней комфортности. Весь этот комфорт отнюдь не был даровым: «Икарусы» были самым дорогим автобусом в советском автопарке.
Высокие цены на «Икарусы» не были прихотью венгерской стороны, и на самом деле соответствовали как мировому уровню, так и производственным затратам предприятия, часть которых Венгрия удовлетворяла за счёт импорта из капиталистических стран. При планировании торгового оборота между странами СЭВ покупатели (например, СССР и ГДР) старались придерживаться примерного равенства объёмов между закупками «Икарусов» и встречными поставками своих автомобилей.
К началу 1980-х годов «Икарус» несколько потеснил львовские и ликинские машины в автобусных парках и на улицах Москвы, Ленинграда, Киева и других городов-миллионников. Тем не менее, в глубинке и на периферии картина была иной: при том, что собственное производство автобусов в СССР превысило в 1985 году 90 тысяч, на долю «Икаруса» приходилось менее 8% автобусного парка СССР. Помимо внутригородских маршрутов в крупнейших городах СССР, «Икарус» обрёл высокую узнаваемость также благодаря междугородным перевозкам, где лучшие автобусы этой марки, начиная с «Икарус-люкс», стали основой парка машин для междугородних автобусных перевозок.
В марте 1990 года прошли первые с 1947 года многопартийные выборы в Государственное собрание, первое место на которых заняла консервативная партия — Венгерский демократический форум. Главными приоритетами кабинета ВДФ и его союзников были объявлены рыночная экономика и частная собственность, проводилась приватизация.
Однако реформы сопровождались экономическими трудностями: росла безработица, упал уровень благосостояния населения. После ликвидации совета экономической взаимопомощи завод потерял рынки сбыта. Массовое производство автобусов прекратилось и предприятие было разделено. Первым в начале 1990-х годов был закрыт цех массовых серий в Будапеште. Предприятие вернулось к сборке автобусов только по индивидуальным заказам и на импортных шасси.
В свои лучшие времена «Икарус» выпускал до 12 тысяч автобусов в год.