Венгерский автобус икарус

Икарус — венгерская автобусостроительная компания, специализировавшаяся на производстве городских, междугородных и специальных автобусов.

Венгерский автобус икарус Авто, Автобус, Промышленность, История, СССР, Россия, Венгрия, Длиннопост, Икарус
Венгерский автобус икарус Авто, Автобус, Промышленность, История, СССР, Россия, Венгрия, Длиннопост, Икарус
Венгерский автобус икарус Авто, Автобус, Промышленность, История, СССР, Россия, Венгрия, Длиннопост, Икарус

Венгерская автобусостроительная компания «Икарус» основана в 1895 году как кузнечно-каретная мастерская в Будапеште.


В 1920-х годах началось производство автобусных кузовов. В 1939 году собран 1000-й автобус.


В 1947 году фирма национализирована и передана Центру тяжёлой промышленности.


В 1962 году с вводом в строй новых мощностей, рассчитанных на выпуск более 10 тысяч автобусов в год (фактически достигнуто 12 тысяч), завод вышел на качественно новый уровень.

Автобусы поступали в страны СЭВ, Алжир, Мозамбик, Танзанию и другие страны Африки, специальные модели производились для ФРГ и скандинавских стран. Позднее совместное производство автобусов «Икарус» было организовано в США, Канаде, Индонезии, КНДР, Кубе.


Летом 1984 года был собран 200-тысячный автобус.


Сменяющие друг друга модели «Икарусов» эстетически воспринимались на одном уровне с автобусами «Scania» и другими западноевропейскими моделями, которые советские люди ежедневно могли видеть, например, в Ленинграде и других городах, где был развит приграничный туризм. Огромные «панорамные» стёкла, квадратное (а не скруглённое у крыши) сечение салона воспринимались как признаки внешней комфортности. Весь этот комфорт отнюдь не был даровым: «Икарусы» были самым дорогим автобусом в советском автопарке.

Высокие цены на «Икарусы» не были прихотью венгерской стороны, и на самом деле соответствовали как мировому уровню, так и производственным затратам предприятия, часть которых Венгрия удовлетворяла за счёт импорта из капиталистических стран. При планировании торгового оборота между странами СЭВ покупатели (например, СССР и ГДР) старались придерживаться примерного равенства объёмов между закупками «Икарусов» и встречными поставками своих автомобилей.


К началу 1980-х годов «Икарус» несколько потеснил львовские и ликинские машины в автобусных парках и на улицах Москвы, Ленинграда, Киева и других городов-миллионников. Тем не менее, в глубинке и на периферии картина была иной: при том, что собственное производство автобусов в СССР превысило в 1985 году 90 тысяч, на долю «Икаруса» приходилось менее 8% автобусного парка СССР. Помимо внутригородских маршрутов в крупнейших городах СССР, «Икарус» обрёл высокую узнаваемость также благодаря междугородным перевозкам, где лучшие автобусы этой марки, начиная с «Икарус-люкс», стали основой парка машин для междугородних автобусных перевозок.


В марте 1990 года прошли первые с 1947 года многопартийные выборы в Государственное собрание, первое место на которых заняла консервативная партия — Венгерский демократический форум. Главными приоритетами кабинета ВДФ и его союзников были объявлены рыночная экономика и частная собственность, проводилась приватизация.

Однако реформы сопровождались экономическими трудностями: росла безработица, упал уровень благосостояния населения. После ликвидации совета экономической взаимопомощи завод потерял рынки сбыта. Массовое производство автобусов прекратилось и предприятие было разделено. Первым в начале 1990-х годов был закрыт цех массовых серий в Будапеште. Предприятие вернулось к сборке автобусов только по индивидуальным заказам и на импортных шасси.

В свои лучшие времена  «Икарус» выпускал до 12 тысяч автобусов в год.