958

Велосипедные колеса и покрышки.

Всем доброго времени суток!

Сегодня поговорим про велосипедные колеса и резину. Пост рассчитан на начинающих, потому профессионалов прошу либо пройти мимо, либо уместную критику, которой буду только рад, только давайте обойдемся без "все что не хоп - не втулки" и подобного.

Это колеса, если кто не знал:

На картинке вилсет (от английского wheel set, так называют комплект колес заводской сборки). колес от шимано. Про вилсеты подробнее расскажу позже, а сейчас давайте посмотрим на устройство колеса:

1. Обод

Про обода особо много говорить не стану, по сути просто нечего сказать.

Во первых обода бывают одинарные, двойные и тройные.

Нас интересуют только двойные. Одинарные слишком мягкие, на них постоянно появляются восьмерки и яйца, сейчас такие обода встречаются крайне редко, только на старых велосипедах и ультра дешевых китайских. Тройные слишком тяжелые, сейчас такие применяются редко и только на ДХ, поскольку имеют очень большую прочность и выдерживают огромные нагрузки, но мировая практика показывает, что их вес не оправдан. Двойные обода - золотая середина. Они жесткие и достаточно легкие, а потому и самые популярные.

На картинке ниже различные варианты усиления ободов. Самый популярный и доказавший свою эффективность - вариант с кружочками (правый верхний), ну и ещё эти кружочки служат для соединения клепанных ободов.. Центральная перемычка на прочность сильно не влияет, но защищает от вырывания спиц из обода.

Во вторых обода бывают пистонированные и непистонированные.

Пистон эта такая железка, впрессованная в обод. Предназначена для распределения нагрузки и продления срока службы обода. В целом большой разницы нет. Пистоны вроде как надежнее, но все равно часто случается такое.

Наиболее надежный вариант - двойное пистонирование, при котором нагружаются обе стенки обода, как и при наличии в ободе центральной перемычки. (справа двойное пистонирование, слева одинарное).

В третьих обода бывают под ободные и под дисковые тормоза. Соответственно разница лишь в том, что обод под ободной тормоз имеет поверхность для торможения.

Ещё можно разделить на обода для камерной установки резины и бескамерной (обычно и без ободной ленты они). Но про это скажу когда буду о резине говорить. Ещё один интересный момент - сварной или клепанный обод. Собственно сварной обод сварен лазерной сваркой стоит больше и производитель говорит, что это прочнее. На деле я никогда не встречал развалившихся в месте соединения клепанных ободов, да и сварных тоже. Может конечно и есть разница, если удар придется прям по стыку, но это ещё постараться надо. Вот так выглядит клепаный обод. На сварном шва нет.

2. Втулка.

Втулка отвечает за накатистость колеса. Втулки бывают на промышленных подшипниках и на насыпных.

Вот устройство втулки на промах

А вот на шарах:

Втулки на промах лучше и геморроя с ними меньше, т.к. нет разбалтывающихся контргаек и не требуют обслуживания, в то время как втулки на шарах нужно обслуживать, т.е. разбирать и смазывать. Да и катят прома как правило лучше, также их можно заменить на керамические игольчатые подшипники, которые катят ещё лучше, но надежность ниже на удары. Однако тут есть одно исключение - shimano, делающие все свои втулки только на шарах. И их шары очень хороши и катят лучше многих промов, поскольку у шимано достаточно технологий. чтобы шары были максимально гладкими, их полируют лазером и хрен знает что ещё с ними делают.

Итог: либо втулка на промах, либо шимано на шарах.

Дальше может быть или не быть крепления для ротора, оно необходимо если тормоза дисковые. Потом втулка может быть под ось и под эксцентрик, некоторые сейчас удивятся, но это очень распространенное заблуждение. Вот эта штука называется эксцентрик (обозначается как QR) и он не является осью:

Его задача не давать колесу выпасть. А сама ось находится внутри втулки. А вот втулка и ось отдельно:

Вообще ось как правило относится не ко втулке, а к вилке или раме, за исключением бмх втулок, там ось относится ко втулке. Есть быстросъемные оси, а есть как на картинке выше, совсем не быстросъемная.

Теперь о стандартах. Оси бывают: 10, 12, 14, 15, 20, 30 и зависит это от велосипеда.

10 обычно сзади, редко спереди, чаще всего на болтах или гайках. Используется в трюковых дисциплинах.

14 стандарт бмх, иногда встречается на мтб трюковых

12 стандарт задней оси экстремальных дисциплин (эндуро, дх, фрирайд)

15 кросскантрийная передняя ось, иногда на эндуро вилках встречается.

20 передняя ось трюковых мтб дисциплин и экстремальных

30 что-то редкое и особенное, вообще не встречается. Я никогда такого не видел, только слышал о таком.

QR - самый распространенный стандарт, самый дешевый. Сейчас встречается на городских, прогулочных, бюджетных кантрийных, на кантрийных сзади и ещё очень много где. И если вы не катаете жесть, то менять что-то чтобы поставить ось вместо него смысла нет. Вообще эксцентрик находится внутри оси, как правило 10мм, но иногда и внутри больших осей, чтобы увеличить размер подшипника.

Раз начал говорить о стандартах, то сразу скажу про ширину втулки. Обычно размер втулку указывается как M x N, где М - ширина, а N - размер оси. Передняя втулка обычно шириной 110, задняя 135. На велосипедах для экстремальных дисциплин задняя бывает 142 и 150.

обозначается соответственно 110х20, 142х12 и т.д.

Вилка с осью выглядит так:

Теперь что касается только задней втулки.

Задняя втулка является элементом трансмиссии, ну вернее её часть. На мультиспид велосипедах (когда сзади много звезд) на втулке стоит так называемый барабан - устройство, куда надевается кассета. На картинке слева трещотка, а справа барабан.

Трещотки стоят только на бюджетных велах, поскольку проигрывают барабану практически во всем, кроме цены. Барабан бывает стальной или алюминиевый. Алюминиевый легче, но на него можно ставить только кассету с алюминиевым пауком иначе будет так:

Внутри барабана обычно 2 промышленных подшипника.

Также обычно на барабане расположены собачки(выпирающие штучки) а в корпусе втулки зацепы. Чем больше собачек и зацепов, тем меньше свободный ход втулки. Сбободный ход - градус, на который провернется барабан без взаимодействия с колесом. Существуют версии с собачками во втулке и зацепами на барабане. Собачки могут быть на одной пружине и каждая на своей, но это уже тонкости.

Для синглспид систем может быть либо драйвер, либо минибарабан. Это драйвер:

Минибарабан выглядит как барабан, но только под одну звезду. На обычный барабан можно надеть специальные проставки (single speed kit) и сделать сингл. Дальше лезть в тему синглов не стану, большинству оно не нужно.

3. Спицы

Про них много писать не буду и скажу однозначно DT Champion 2.0 лучшие спицы в соотношении цена качество и существуют всех возможных размеров. Есть конечно ультралайт баттированные спицы (переменной толщины), есть спицы сапим, но большинству они не нужны. Подбор длины спиц расписывать не буду. Есть масса отличных калькуляторов длины спиц, я советую калькулятор на сайте сапим. Там все в картинках и очень понятно. Спицуют обычно в 3 креста, так что количество перекрестий ставим 3, фланец - часть втулки куда вставляются спицы, измеряется по осям противоположных отверстий.  Спиц в колесе стандартно 32, однако есть колеса повышенной жесткости на 36 и ультралайт на 24 да ещё и с аэро(плоскими) спицами. Важно чтобы количество дырок на втулке совпадало с количеством дырок на ободе.

3.1 Ниппеля

Черная штучка позволяющая спице держаться в ободе. Они бывают всех возможных цветов.

Их можно брать любые, лучше латунные, они долговечнее, особенно при всесезонном катании.

Спицевать колесо самостоятельно я не люблю и не особо рекомендую, лучше отдайте в мастерскую, там есть станок и измеритель натяжения спиц. Восьмерки можно править самостоятельно, нужно купить спицевой ключ.

И так, собственно колесо мы уже собрали. Теперь наклеим ободную ленту, её можно и самую дешманскую лепить, за исключением лент под бескамерки, правда большинство ободов под бескамерку не требуют ленты. Синяя хрень - ободная лента.

Уход за колесам заключается в проверке натяжения спиц, если ослабли, нужно подтянуть. После покупки нового велосипеда или вилсета, нужно через 2 недели подтянуть спицы. Также нужно смазывать насыпные подшипники консистентной смазкой. Размер колес влияет на накат и на жесткость колеса. Для прогулок я бы рекомендовал 29 колеса, т.к. у них лучший накат и тряска меньше. Вообще для города и кросс кантри 29 колесо - лучший выбор.

Теперь пару слов о вилсетах. Вилсет - готовый набор колес завоской сборки, как правило такие колеса хорошего качества и прилично стоят. Единственное я не советую брать особенные вилсеты, вроде этого(Crank Brothers Cobalt 2):

Он не плохой, даже наоборот, да ещй и смотрится очень круто, но если лопнет спица, хрен вы её найдете быстро, а если найдете, то стоить она будет довольно прилично. Конкретно это вилсет стоит немного меньше 50 000. Подходит либо богатым либо спонсируемым:) Взять нормальный вилсет и не заморачиваться довольно неплохое решение.

Дополнение про литые диски.

Честно говоря хрень полная. Нормального литья нет, а все остальное делают в китае и качество отвратительное. Весят они много, прочности мало, попросту говоря они трескаются, если восьмерка, то её не выправить. Единственный их плюс - стоят они копейки, т.к. производство самое простое и дешманское. Есть конечно исключения, но они редки, т.к. там уже технологии не те (как минимум термообработка) и цена заметно возрастает, и опять в своей ценовой категории они проигрывают сборным колесам. Ну и про карбоновые цельные колеса говорить не стоит, они специфичны и стоят очень много.

И тут место кончилось, так что резина отдельным небольшим постом.

Спасибо за внимание:)

Времени совсем мало и потому писать посты регулярно не особо получается:(

Если есть личные вопросы, то меня можно найти в вк.

Лига Велосипедистов

7.7K постов15.2K подписчиков

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий
Можно нубский вопрос, если не заморачиваться и просто купить дешевый велик тысяч за 8 в магазине насколько он будет хуже? Ну там развалится раньше времени или что? Просто давно покупал на рынке у китайца за 5тыр и катался на нем больше года без нареканий, потом его украли)
раскрыть ветку (31)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Я конечно могу ошибаться, но брать что-то адекватное для города с несколькими скоростями и хоть немного работающей вилкой меньше чем за 15 точно не стоит. В противном случае отъездите один сезон на ашанбайке за 8 тысяч, а на следующий сезон можно уже будет покупать новый, так как они почти не поддаются нормальной настройке и сделаны даже не из стали(самый дешевый вариант материала рамы) а из какого-то **вна.

раскрыть ветку (13)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Поправка, из стали, hiten называется, так вот эта сталь примерна как так из которой водопроводные трубы делают, говно лютое. Хорошая сталь для велосипедов - cromo 4130

раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Для большинства МТВ велосипедов не используют хром-молибден. Вы часом не занимаетесь стритом?
Чаще всего обычная сталь или алюминий 6 и 7 серии.
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

своими глазами видел Мерида Калахари. Старая правда. Но хром-молибден. Масса кстати адекватная, был удивлен

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Очень часто только 1-2 трубы в раме хромо. Остальные хайтен. Такое сплошь встречается у недорогих bmx

0
Автор поста оценил этот комментарий
Я же не сказал "вообще не используют", есть ещё и титановые рамы так то.
0
Автор поста оценил этот комментарий
Большинство велосипедов в рамках всей индустрии?)) тогда точно говносталь и ездят на них китайцы, CDM - Chineese Domestic Market))
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Сталь это дёшево, сплав с хромом и молибденом уже дороже, хороший 7 алюминий вообще прекрасно, но ещё дороже. Поэтому большинство на обычной вытянутой стали.
Автор поста оценил этот комментарий

просто потому, что хромо сталь стоит значительно больше хайтена и сравнительна с алюминием, потому в бюджетных и не используется.

Да, второй вел у меня стрит-дерт, но пока что он скорее памп, т.к. на доведение его до ума не хватает денег.

0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Товарищи, а посоветуйте пожалуйста велосипеды, для меня рост 182 вес 110+-5, жены рост 150 вес 45, и сына 7 лет рос 120 вес 20. Использоваться будут в основном для поездок на небольшие расстояния по асфальту и немного по грунтовке, в магазин, школу, на рыбалку,в общем туда куда машину выгонять лень.

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Под рост нужна ростовка, а не фирмы велосипедов. Сейчас любой среднеценовой КК выдерживает 110 кг. веса, если кататься без фанатизма. Ты, хотя бы, бюджет назови, потому что могу посоветовать купить GT агрессор за 23 тыщ, а могу Jamis Dragon за 80 тыщ.

раскрыть ветку (3)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

в спортмастере мне обозначили бюджет в 60 тысяч за 3 велосипеда, 8 детский, 22 для жены и 40 для меня(горный stern), но что то я им не особо верю, иногда конечно там попадаются хорошие вещи за приемлемую цену, но в основном говно за очень дорого. И еще проблема с моим весом, в зависимости от сезона я могу весить от 105 до 115 а может даже 120, а как мне объяснил консультант это очень много, и городской мне не подойдет ни один, а горный как я понял под мои задачи нахрен не нужен. В общем неторопливо ищу компромисс между стоимостью и качеством, буду очень признателен если поможете.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

НЕТ! Миллион раз нет велосипедам из спортмастера. За 40 тысяч можно взять отличный, просто шикарный GT Avalanche, лучше варианта не будет за такую цену. Можно поискать б/у Gt Zaskar, они в районе 35 стоят, это будет идеал. В России эту марку надо искать в Триал Спорте. Жене можно взять GT Laguna, отличный женский велосипед, ну а ребенку 7 лет можно не заморачиваться и взять любой, по росту, ибо в такм возрасте ушатать велосипед проблематично. Как вырастет из него, то можно продать и купить классои повыше, но это года через 2-3. Советую именно GT, так как сам на нём езжу, много друзей на нем, уверен в том, что велосипед не проблемный и надёжный, даже бюджетные модели вполе 130 кг выдержат, если не прыгать на трамплинах метровых. Да в любовь случае можно посоветоваться в Триал Спорте, там все велосипеды именитых марок. Но только не Спортмастер, там полное днище, за огромное деньжище. Я заходил как-то, велосипед, аналогичный по навеске моему, даже хуже, стоил 35 тыс, когда я свой вщял за 23. КОроче там велосипеды брать крайне не советую. Вот, посмотре о штернах видео. Кстати, крайне рекомендую посматривать его видео, парень действительно разбирается в велосипедах и толкает крайне правельные мысли. https://www.youtube.com/watch?v=nx6N4xW4LZo

раскрыть ветку (1)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо большое

4
Автор поста оценил этот комментарий

Личный опыт.

Nordway Discovery. Название модели говорит само за себя. Каждую неделю открытие. Это подтянуть, это дожать, это разболталось, тут резьба погибла, восьмерка появилась...    Зае..лся я с ним порядком. Навеска - нубское "Г", рама словно из пластилина...

  Потом купил б/у GT Avalanche 3.0. Навеска средняя, но не макеты уже. Заказал только колесо переднее с новой втулкой и теперь оба тормоза - дисковая механика. И жизнь наладилась:) С 2008 года на нем езжу и крайне редко приходится что бы то ни было настраивать. Всё делалось своими руками, кроме замены системы с шатунами и смены кассет.

3
Автор поста оценил этот комментарий

короче тебе тут ща насоветуют что все говно,надо брать фирму,так как не фирма то говно,
Купил стингер китайскорусский за 12(можно и дешевле, это изза алюминевой рамы и дисковых тормозов) , нормальный велик,по лесам и бездорожю катался,проблем нет,ток машинка переключения так себе,для покатушек переодических норм велик

2
Автор поста оценил этот комментарий

С сильно дешевыми великами есть пару неприятных моментов. Там могут быть немного нестандартные по размерам компоненты и могут отказать в ремонте в мастерской, т.к. тот еще гемор

Лучше подкопить хотя бы на что-то типа самого дешевого Stern. Там хоть компоненты тоже дешевые, но распространенная везде Shimano

1
Автор поста оценил этот комментарий
Покупала пять лет назад вел в одной сети спортивных товаров за 7 тыр - продала на днях в идеальном состоянии. И на следующий день купила более дорогой :D
1
Автор поста оценил этот комментарий
Stark tactic disk - стабильная вещь. Лучше подкопи и возьми такой.
Говорю все по личному опыту, катаю уже третий год на минимальном ТО.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я бы с опытным товарищем на б/у посмотрел. В принципе, если тебе только крутить педали и следить за смазкой и всеми узлами (вовремя натягивать, правильно эксплуатировать), то хватит и такого за 8 в магазине, но конечно он очень некомфортный и чопорный, но поймёшь ты это только покатавшись на более дорогом велосипеде с качественным обвесом и компонентами, а иначе банально не будет представления о том, что и как должно работать у велосипеда. Там сразу увидишь, что тормозная ручка целиком металлическая и из хорошего металла, рама лёгкая, меньше всяких люфтов в узлах подшипников, тормоза тормозят и т.д.
0
Автор поста оценил этот комментарий

Найди товарища, который шарит, за 200-250баксов можно найти б\у 3-5 летний велик, в норм состоянии нормальных. На каком не страшно будет спускаться с горки 70кмч или спрыгивать с 2-3 ступенек сразу. Не пожалеешь. Но обязательно брать с знающим человеком, а то попадется все кривое, с убитой вилкой и не работающими переклюками.

На первое время хватит. А потом сам решишь что и куда вкладывать. Главное чтобы рама была целая, остальное меняется. Но цены кусаются. С другой стороны на норм комплектующих ездить гораздо приятней. Когда еще курс к баксу был адекватный, поменял вилку на воздух-масло и покрышки со стоковой кенды на хорошую швальбе и вел просто другим стал.

0
Автор поста оценил этот комментарий
чем проще дешевый вел тем лучше, меньше ломаться будет, так что без амортизационных вилок, переключателей скоростей будет более менее надежным
Автор поста оценил этот комментарий

Чел чисто магия вуду, Я катал на ашане 7 лет, по городу, гробяся об бордюры и прочую дурь, раза три менял обода и камеры, пару раз настраивал передачки (21 в куче) и ваще нихуя больше не делал, не смазывал от слова совсем. Разъебурил его на дёрте, когда решил почувствовать себя тру райдером, вилка в хлам, всё остальное считай блестит. Если ты чисто по троутарам катаешь, то хоть стелс за полторы тыщи брать или каму.

Автор поста оценил этот комментарий
Понтов много колотить не получится. У меня простой стелс, сам вешу 100 кг. 5 год полет нормальный. Езжу каждый день. Есть правило, чем проще конструкция, тем она надёжней.
Автор поста оценил этот комментарий

Возьмите за бесплатно любой  советский велик, грамотно обслужите, и он прослужит вам очень долго, а ездить будет намного приятнее

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий
На нормальных НЕсоветских великах вам ездить, вижу, не доводилось.)
Иначе бы так не рассуждали.
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Всю жизнь катаю и ремонтирую на дх-шные подвесы, Хиты, Глори, Сантакрузы, Интенсы.

Как-то мне отдали аист (но это не точно), на 24" колёсах. Он мне показался довольно комфортным

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
В детстве у меня были одномоментно Уралец, Салют, 2 Урала (1 из которых я собрал с нуля по запчастям). Все велосипеды я ремонтировал лично и на всех ездил. И путешествие на 8 километров в одну строну и столько же обратно было крайне тяжелым и героическим подвигом.

Сейчас катаюсь на Corratec 29" (до него простой Stark 26") и точно знаю, что это отличные современные велосипеды, на которых можно даже новичку проезжать по 40-60 км влегкую.


И я до сих пор помню, как мы с друзьями постоянно ремонтировались после каждой (или во время каждой) покатушки.

Советские велы можно сравнить с ездой на Жигулях. Ездить можно - но чинить будешь постоянно.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Вы чем читали и к чему это вообще сказано? Или вы хотите сказать что разваливающийся пластмассовый ашан весом в 20 кг будет лучше какого нибудь Урала?

И ваши предположения придержите, скорее всего это вы когда-то прокатились на дедовском велике с грязью во втулках вместо подшипников и теперь считаете дорожные велосипеды говном. А мне есть, с чем сравнивать, хотя бы в данный момент у меня стоит 5 велосипедов, в том числе Corratec на деоре, фиксед на раме СШ, советский Прогресс, и какой то полуашан отданный знакомыми на ремонт

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку