57

Вечный двигатель проблем

Пост в Лигу психотерапии Пикабу (автор - Виктория Пекарская, психолог).


...как всегда все начинается с детства. И с наших аутентичных чувств. Ребенок кушает – испытывает удовольствие, какает – чувствует радость. Видит что-то не то – пугается, с ним происходит что-то не то – гневается. Все хорошо.


Инстинктивно стремится К приятному или ОТ неприятного.


В его жизни есть родители и другие значимые взрослые.

Вечный двигатель проблем Психология, Воспитание, Семья, Детство, Любовь, Нелюбовь, Наказание, Длиннопост

Вот, скажем, мама. Мама реагирует на ребенка, она что-то делает хорошее. Ребенок радуется и получает удовольствие. Иногда она делает что-то не хорошее. И ребенок тогда сердится или пугается. Если ребенок новорожденный, то он может только плакать. И тогда мама будет его утешать (хотя, возможно, и ругать, и наказывать – и это, конечно, хуже).


В норме же – пока все хорошо.


К сожалению, ребенок, подрастая, начинает выражать злость иначе – гораздо понятнее. И тогда на его злость начнут реагировать тоже иначе.


Его начнут:


1. Ругать: бить или кричать.

2. Обвинять и Упрекать. Обижаться: как ты можешь, мы тебя так любим, а ты…Ты мне делаешь так больно, как ты мог не подумать обо мне!»

3. Стыдить «Как ни стыдно себя так вести, такая большая девочка (мальчик), фу...». Унижать. Потешаясь, например, так: «ой, какие мы страшные, я просто умираю от ужаса: ха-ха-ха!». Демонстрировать разочарование: «ну, я думала, ты умный, интеллигентный, как папа, а ты..».

4. Отвергать. Лишать любви – «такой ты мне не нужен, уходи».


В результате, ребенок чувствует себя соответственно:

1. Пугается.

2. Чувствует себя виноватым.

3. Чувствует стыд.

4. Чувствует одиночество и «нелюбовь».


Очень скоро выясняется, что таким образом родители реагируют не только на злость, но и на все, что им не нравится: на ошибки, на поступки, на огорчения, на радости, на любопытство, на непослушание, на не подчинение и на многое другое (у каждого – свое).

Вечный двигатель проблем Психология, Воспитание, Семья, Детство, Любовь, Нелюбовь, Наказание, Длиннопост

В список «воспитательных методов» включаются:


• ложь – «не лезь, а то тебя украдет Бармалей»;

внушение – «на самом деле ты не хочешь», «ты – бестолочь»;

угрозы – «или ты…, или я…», «если ты…, то я….»;


Итак, у ребенка возникают первые ИНСАЙТЫ.


Он узнал, как и что будет происходить, в каком-то конкретном случае. Несколько раз повторилось: закрепился сценарий.

Вечный двигатель проблем Психология, Воспитание, Семья, Детство, Любовь, Нелюбовь, Наказание, Длиннопост

Когда в детстве вы принимали решение о том, как себя вести, вы выбирали лучшее из возможного. Ваш сценарий – это то, что ТОГДА было вашей находкой, вашим лучшим способом выжить в предложенных условиях.


Итак, сценарий, общая схема, будет выглядеть приблизительно так:


1. Событие (1), в центре которого оказывается ребенок.

2. Реакция окружающих на это событие (1).

3. Реакция ребенка на (2).

4. Реакция окружающих на (3).

5. Завершение ситуации («отпущение грехов»).


Пример:


1. Разбил чашку – 2. Страдания и обвинения мамы – 3. Признание и переживание ребенком вины – 4. Мама «добреет», прощает – 5. Ребенок испытывает облегчение: он прощен.


Дело приближается к завершению только в том случае, если ребенок в пункте три (3) выдает требуемую реакцию, любая иная реакция снова автоматически считается событием (1) (это бунт! это агрессия!) и –перезапускает механизм.


Итак, путь, особенно в начале, гораздо длинней. Да, ребенку плохо в этих чувствах – в страхе, вине, стыде, отверженности, даже можно сказать: невыносимо плохо. Но он все же сначала пытается отстаивать себя, он не сразу перестает злиться, не сразу признает вину, свою «плохость», свою недостойность любви. И тем самым усиливает эмоциональный прессинг.


Идет борьба за власть, и взрослые выигрывают всегда – они сильнее. И вырваться из этого механизма оказывается невозможно, потому, что единственный путь: протест, непринятие обвинений оказывается перекрытым наглухо!


Очень скоро ребенок понимает, что чем дольше он брыкается, тем дальше прощение. Чем больше времени от (2) до требуемого взрослыми (3), тем дольше путь от (3) до (5). И тогда он пытается сократить этот путь – между событием (1) и пунктом (3). Как? Он обучается само-злиться, само-виниться, само-стыдиться, и само-отвергаться.


Соответственно.


Теперь он злится на себя, винит, стыдит и отвергает тоже сам себя.

Вечный двигатель проблем Психология, Воспитание, Семья, Детство, Любовь, Нелюбовь, Наказание, Длиннопост

Прекрасно. Цели воспитания достигнуты: теперь он будет сам себя контролировать, и больше переживать по этому поводу не надо. Так?


Пойдем дальше. Предлагаю посмотреть, какие взрослые вырастут из этих детей. Замечу сразу – поскольку родители редко используют один механизм в воспитательных целях, - то и «чистых» типов в природе вы не обнаружите, но все же.


1. Будут педантичны, аккуратны, неэмоциональны.


Будут бояться высовываться. Будут стараться предугадать и просчитать наперед все, что можно.

Вечный двигатель проблем Психология, Воспитание, Семья, Детство, Любовь, Нелюбовь, Наказание, Длиннопост

2. Будут безынициативны, будут стремиться угодить любой ценой.


Если угождать некому, будут теряться, не зная, что делать.


3. Будут скрывать свое несовершенство, будут стремиться стать лучше, идеальнее.


Будут необдуманно рисковать. Будут завистливы, холодны и одиноки, одновременно, очень нуждаясь в одобрении и поддержке других людей.


4. Будут крайне недоверчивы.


Не будут верить в любовь, в близость. Не смогут удерживаться в долгосрочных отношениях.



И практически все проблемы, с которыми они столкнутся в диадных (парных) и триадных (где больше, чем 2 человека) отношениях во взрослом возрасте, будут базироваться на том самом раннем детском сценарии, подкрепленном страхом выражения злости, виной, стыдом и само-отвержением соответственно.


И, внимание, вопрос.


ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ "ТОПЛИВОМ" ДЛЯ ЭТОГО ВЕЧНОГО СЦЕНАРИЯ?


Почему мы так верим, что, и правда, чудовищны в своей злости, виновны, несовершенны, не достойны любви? Что должны быть иными, что сейчас не достаточно хороши?


Отловите это сейчас в себе, эту веру в глубине души: «это же правда – разве можно злиться на людей?» «конечно, раз разбил – значит, виноват», «естественно – стыдно быть таким глупым», «еще бы – раз я не слушался, как хотела мама, – я должен быть отвергнут, я это заслужил».


А ведь это чудовищная ложь. На людей можно злиться – это одно из аутентичных чувств, заложенных природой для выживания организма. Если ребенок разбил коленку, чашку, если он исследовал мир – и оступался, – ему не в чем виниться. Все совершают ошибки – это не стыдно. Мы не можем быть во всем послушны – у нас есть свои желания.


Нас обманули. А мы поверили. Почему?


Да потому, что нам было очень важно верить, что родители на самом деле желали нам добра (а раз – добра, то как же не верить?). Потому, что если допустить, что это не так… если не добра… То – за что? За что так обходились-то? Да любили ли?


Нет, нет. Это ужасная мысль. Уж лучше виниться, стыдиться, злиться на себя. Главное, – не верить, что не любили, или, как минимум, не действовали из любви. А то слишком больно жить.


Есть еще один путь. Когда добиться прощения (4), угодить маме, не получается никак. Когда невыносимо становится давить и душить в себе все живое, – ребенок может отвергнуть значимость этого взрослого. «Она мне не мать». «Я ее ненавижу». «Она мне не нужна». Это дает возможность злиться – с «сегодняшнего дня».


Но, увы, ваш вечный двигатель, ваш вечный сценарий это никак не остановит: потому, что, как бы вы ни бегали от маминой «заботы», вокруг будут люди, которые будут казаться вам мамами. Да, мама обесценена. Но – внутри вас уже не она, а образ, который будет по-прежнему осуждать, винить, стыдить, отвергать.


И этот образ вам будет видеться в тех людях, которые неизбежно будут на вашем пути: начальники, учителя, коллеги, даже любимые и друзья. И двигатель будет работать, и работать, и работать.


Остановить его можно, только вернувшись к признанию того, что, сколько бы вам ни было лет, вы нуждаетесь в том, чтобы вас, когда вы были ребенком, любили. Признаете, и – переживете то, что любили не всегда. Очень редко действовали из любви и настоящей заботы о вас. Или никогда.


А лишь – по правилам, по шаблонам, по своим тревогам, страхам, заботясь о своих желаниях, о своих свободах и нуждах, о своем комфорте. И тогда больше не надо будет верить в то, как вы плохи.


У этого «вечного двигателя» очень мощный защитный механизм.



И если вы сейчас, прочтя это, в бешенстве, – он работает; если вы пытаетесь оправдать своих воспитателей – он работает; если вы ненавидите меня и эти мои слова – он работает; если вам хочется закрыть глаза и уши – он работает.



Или вам больно и вы можете это вынести. И тогда он останавливается.


И под занавес.


Лично я знаю только ДВА адекватных метода воздействия на ребенка: собственный пример – ребенку нравится поступать так, как взрослые, он учится подражанием, и объяснения. Нормальные, вразумительные, простые и честные.


Может, вы спросите: а наказывать как? И тогда я вас тоже спрошу: а за что?


Эти «вечные двигатели» – наши детские инсайты, открытия. А свойство инсайта таково, что вчера это – открытие, сегодня – прошлое, а завтра – сопротивление новому опыту.


Любви всем нам.


отсюда

Лига психотерапии

5.5K постов26.1K подписчиков

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

Не понял последнюю мысль:

а наказывать как? И тогда я вас тоже спрошу: а за что?

Разве наказывают за что-то? Наказывают для чего-то. Конкретно для того, чтобы второй раз ситуация не повторялась. Этакая дрессировка, выработка рефлексов, как у собаки Павлова. Грубо говоря, на желательное поведение - "конфетка", на отрицательное - "ремень".


Вопрос о том, какой вид наказания стоит применять, для прививания желательного поведения - открытый.

раскрыть ветку (13)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Я вам, как научившийся абстрагироваться ребенок скажу: никакие. Меня невозможно было наказать так, чтобы это реально подействовало. Меня нечего было лишать, я ничего не хотела. На самом деле, я сама себя перманентно наказывала и, похоже, продолжаю до сих пор. "Мне этого не надо", "я для этого недостаточно хорошая", "я без этого могу обойтись", "этим людям я наверняка не понравилась", "я не буду напоминать о себе, чтобы не надоедать".
Вы, конечно, можете сказать, что тогда надо было меня бить, но вы думаете я воровала конфеты, врала, мучила животных? Нет, просто капризничала и упрямилась, портила что-то.
Давайте уже посмотрим правде в глаза, если родитель не может объяснить ребенку, чего от него хочет без запугивания, унижения или рукоприкладства, воспитание - не его сильная сторона.
раскрыть ветку (12)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А с чего вы взяли, что наказание - это только ремень, лишение прогулок, угол или тому подобное?

Эмоциональное наказание ("я не буду с тобой разговаривать" или "если будешь так себя вести - тебя никто не будет любить") - тоже наказание.


И давайте смотреть правде в глаза. Ребенок - это тупой беспомощный раб, который рождается привязанным пуповиной к своей матери. Он постоянно хочет избавиться от своих оков, но поскольку он туп и бесспомощен, то у него не получается этого сделать. И вот только когда он становится достаточно умным и самостоятельным он может окончательно сбросить родительские оковы. Отсюда и конфликт родителей и детей. Нельзя быть одновременно свободным и бесспомощным. Если ты бесспомощен - ты вынужден принимать правила игры, которые тебе навязывают те, от кого ты зависишь

раскрыть ветку (11)
5
Автор поста оценил этот комментарий

А это тоже может быть не нужно. Не нужно, чтобы любили, не нужно, чтобы разговаривали. Со мной и не разговаривали в дисциплинарных целях. Вы не считаете это запугиванием и моральным насилием? Моральное насилие иногда хуже физического. И разве это нормально делать человеку плохо за то, что он не соответствует вашим ожиданиям?
Нормальные дети (без психических отклонений, с которыми родители разговаривают на регулярной основе) прекрасно понимают слова и даже причинно следственные связи. "Я расстроилась из-за того, что ты разбил чашку. Она мне нравилась, и тем более теперь чашек не хватит на гостей, если не обращаться с ними аккуратно, нам просто не из чего будет пить" - понятно. "Ты косорукий негодник! Ты чтобы разозлить меня чешку разбил?! Иди в угол и обдумай свое поведение!" - обидно, чашка не склеится оттого, что на меня наорали и поставили в угол, да я и без того понимаю, что поступил нехорошо, а мама еще и кричит.
А если ребенок еще слишком мал, чтобы понимать человеческую речь, то и конкретные поступки с наказанием он не сможет связать. Я занимался своими делами, пришла мама, стала громко кричать - страшно.
Нет, здесь определенно проблемы с методами. Ребенок просто озвучивает выражает свои претензии доступным способом, почему родитель должен опускаться на уровень неразумного чада и орать и драться в ответ? Кто из них тупой в этом случае: ребенок, не обладающий нужными средствами для продуктивного общения, или взрослый, обладающий ими, но пренебрегающий потому что он тут большой и будет наказывать, раз решил?

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий
1) Ваш первый абзац не противоречит моему. Моральное наказание - тоже наказание и весьма эффективное. И не надо орать
2) Не знаю, что вы имеете в виду под нормальными детьми. Дети, которые постоянно бояться расстроить маму?
3) Еще раз - конфликт родителей и детей заключается не в том, что кто то на кого то орет (чаще орут дети). А в том, что у детей нет вообще никаких навыков и запретов. Родителям эти запреты нужно каким то образом поставитьч но тупым детям их не объяснишь (в два года ребенок сильно поймет, что ты расстроен тем, что он разбил чашку). Для детей - это насилие над их свободой.

Но когда дети становятся умными и самостоятельными, они продолжают вести себя как рабы, как будто их детские установки будут с ними вечно. Нет, чтобы стать взрослым, сказать себе, что то что было в детстве - это было в детстве, и можно начать вести себя по другому. Но вместо этого они начинают страдать о том, что вокруг них родители плохо бегали 24 часа в сутки. Родители были им всем обязаны, а в 4 часа утра вместо того, чтобы начать играть с ребенком, почему то накричали и продолжили спать.
раскрыть ветку (9)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Для начала, дети не рабы, ни родителей, ни государства. Родители сами решил завести детей, и раз они не осознавали, что дети отдельные личности и их желания будут противоречить желаниям взрослых, что ж, сюрприз.
Далее, я вам и пытаюсь объяснить, что любое, даже самое изащренное наказание перестает работать, так как основано на насилии, а насилия не любит ни один живой организм, однако же ошибки и срывы свойственны всем людям, и маленьким, и взрослым, а раз родитель не хочет тратить время на разговоры подушам, разбор полетов и советы, он хочет быстренько наказать ребенка и считать, что его родительский долг выполнен. Но на старые наказания действовать перестают. Что делать?
Кроме того, все ли проступки действительно требуют наказания в виде морального или физического страдания? Чаще всего ребенку не удосуживаются объяснить правила игры, да и родители сами запарятся перечислять все варианты "можно" и "нельзя". Законы физики ребенку тоже еще непонятны. Да, он реально не знал, что если кинуть мамин телефон об стену, он разобьется, тем более не знал, что он не будет работать, если разобьется. Ребенок, кстати, скорее всего, уже орет, потому что не может дальше с ним играть, а это обидно. Вот такой он сам себе злой Буратино.
Логично, если вы скажете, что больше в руки ни один телефон ему не дадите, пока он не докажет, что умеет обращаться с вещами, логично сказать "ребенок, я злюсь на тебя, потому что ты сломал мой телефон!" Даже крикнуть это. Тогда ребенок понимает ваше настроение и что его причина не сам по себе ребенок, такой нехороший, а сломанный телефон. Вы же злитесь не из-за того, что у вас ребенок, а из-за того, что у вас нет телефона? Сказать, что теперь вы с ним не пойдете в цирк/кино, не купите ему игрушку/вкусняху, потому что вам нужно купить новый телефон. Это не насилие, это объяснение картины мира, нет телефона - нужен новый - нужны деньги - придется сократить расходы, особенно на того, кто его сломал. Здесь вина ребенка только в том, что он сломал телефон.
Нелогично за это выбросить игрушки ребенка, объявить ему байкот, бить его, не отпускать гулять, так как это никак не связано с потерей телефона, а только восполняет потребность сделать больно в ответ, не самое взрослое поведение.
А еще, то что ребенок орет, нужно принять как данность. Он орет в двух случаях: ему реально очень плохо и это для него действенная монипуляция взрослыми, то же наказание для родителя "если ты сделаешь/не сделаешь вот это, я буду орать". Дети не тупые, они наивные и у них мало опыта, но они быстро учатся.
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку