«Вам нужно поменять полис ОМС! Прямо сейчас!» - новые уловки телефонных мошенников

Об этом способе обмана мне уже неоднократно писали в комментариях. Надеялся на более детальную историю от читателя, но аккурат перед праздниками до меня дозвонились эти самые ни разу не товарищи.

Попали удачно – как раз с двумя друзьями ехал к месту назначения. Ответил по громкой связи, так как приложение предупредило о том, что на номер есть жалобы. Присутствующим показал «тишину». Все радостно заулыбались, так как наслышаны о моих увлечениях общением с жуликами.

«Меняем полисы! Срочно!»

- Такой-то Такойтович?

- Возможно. А вы кто?

- Это начальник департамента страхования при Минздраве РФ, такой-то. Вы можете сейчас говорить? –

И ведь достаточно серьезный, официальный голос. С легким южным тоном, конечно.

- Да, а что случилось? Что такое? – имитирую легкую озабоченность.

- Внеплановая замена полисов ОМС – обязательного медицинского страхования.

- И с чем это связано?

- Полисы нового образца, небольшие, как банковская карта. С дополнительными элементами защиты. Или в электронном виде, что удобнее, - четко и без запинки рапортует собеседник.

- Так у меня и так полис «как карта». С голограммой. Мне это зачем? - озадаченно тяну я. Присутствующие в салоне авто и слышащие весь диалог по громкой связи сдавленно хихикают.

- Нет-нет, замена всем. Обязательно. Иначе действие полиса будет приостановлено, придется обращаться за временным в офис страховой компании лично. В главный офис региона.

- Ой-ой, да вы что! – удивляюсь я. Реально удивляюсь наглости и виртуозному вранью собеседника. – И что делать?

А ведь без шуток, не сильно разбирающийся во всех бюрократических нюансах человек во все это поверит. И весьма в значительном числе.

- Смотрите. Вы можете выбрать пластиковый или электронный вариант. Бумажный получите лично в МФЦ. Нужно два визита, с документами на подачу заявления, ваше фото специального формата и потом – за полисом. Стоимость 2500 рублей. Электронный бесплатно и мы можем оформить его прямо сейчас.

- Хм… а какая у меня страховая компания? – интересуюсь я. Как выкручиваться-то будут? Или и этими данными располагают?

На той стороне связи заминка.

- Что-что? – переспрашивает собеседник. – Вас из Министерства здравоохранения беспокоят. А не из страховой компании.

Резко становится тихо. То был какой-то «шум коллцентра» на заднем плане, а то тишина. Отключили микрофон и советуются.

- Я спрашиваю, какая у меня страховая компания? Я не помню. И полиса рядом нет…

Тишина.

- Алло? Вы меня слышите? – переспрашиваю я.

- Да, минуточку, уточняю, - собеседник включается и снова тишина.

Через несколько секунд оживает.

- Мы можем сообщить эту информацию только после того, как вы подтвердите свою личность. Я пока не вижу данных о страховой компании вашей, - весьма изящно выкручивается собеседник.

- Так может мне его и менять не надо? Если вы не видите данных, но мне звоните? - продолжаю гонять неудобными вопросами.

- Нет, списки на замену точные. Все персональные данные о вас я увижу после подтверждения заявления. Если вы выберете бумажный вариант, то я данных не увижу, просто сообщу вам о необходимых документах и зафиксирую дату обращения.

- Так бумажный или пластиковый? – докучаю я.

- Пластиковый. Это то же самое, что и бумажный. Ну физический документ! – чувствуется легкое раздражение в голосе. Понятное дело, уже 8 минут болтовни.

- Хорошо, давайте документы. Мне пластиковый, по старинке. Не люблю я всю эту элетронщину… - тяну время я.

Одновременно грожу кулаком товарищу на заднем сиденье, который сильно пытается не заржать. В моих устах «не люблю электронщину» звучит так же, как «пчела, боящаяся меда».

- Такой-то Такойтович! Вы точно уверены? Потом изменить выбор нельзя? – суровым голосом отчитывает меня собеседник.

- Уверен, давайте.

Это очень, очень, очень сложно!

- Хорошо, вам нужно прибыть в МФЦ в понедельник или среду с 8 до 12 часов дня. При себе иметь паспорт, выписку из поликлиники о прикреплении, справку из Пенсионного фонда о наличии или отсутствии льгот, квитанцию об оплате пошлины на 2500 рублей.

Слышу сдавленный ржач другого товарища. Он тоже юрист по образованию и оценил весь театр абсурда.

Про то, что вместо ПФР у нас уже СФР я молчу. Промолчу и о логике остальных документов. Они полностью абсурдны и не имеют никакого отношения к процедуре замены НОСИТЕЛЯ – документа. А уж пошлина за выдачу полиса ОМС что-то совсем из области ненаучной фантастики.

- А квитанцию я где возьму? На пошлину? – без малейшей тени смущения интересуюсь я.

- Вы весь перечень документов записали? Все поняли? – слегка раздраженно вещает собеседник.

Естественно, шаблон дает сбой. Если предположить, что человек во всю эту ерунду поверил, его не отпугнула ни пошлина в 2500, ни куча документов, ни необходимость таскаться за ними по инстанциям. Что-то надо делать.

- Да, конечно, все понял.

- Квитанцию можете скачать с сайта Госуслуг. С закрытого раздела. Там же и образец заявления, с которым вы уже должны прийти в МФЦ, – хватается за соломинку жулик.

- Я не пользуюсь Госуслугами.

- Это не имеет значения, вы просто получите код через систему Госуслуг, который подтвердит вашу личность и потом получите ссылку на заявление.

- Нет, не подходит, я не пользуюсь вообще Госуслугами. И куда мне ту ссылку? В кнопочном телефоне нажимать?

Снова пауза.

- Давайте попробуем, - настаивает собеседник.

Настойчивость объясняется тем, что аккаунт на Госуслугах вполне может быть у человека, но он им даже и не пользовался. Был создан при обращении в различные государственные инстанции.

- Как это – попробуем?

- Сейчас вам придет код. Назовите его.

Код действительно приходит. На восстановление доступа к Госуслугам. Классика жанра.

После нескольких неверно названных кодов, при этом некоторые носили определенный сакральный смысл, мошенник высказал много некультурного в мой адрес, чем порядком повеселил слушателей. Услышав трехголосый ржач – мошенник отключился сам. Итого 15+ минут времени жуликоватого потрачено.

Туда и дорога.

В заключение.

Я поменял тактику общения с такими персонажами. Если раньше собирал минимум информации и потом издевался, то сейчас изображаю максимально серьезный разговор.

Затягиваю по максимуму, задаю те вопросы, которые чаще всего задал бы человек достаточно грамотный, но все же сомневающийся в «полезности» звонка и смотрю на реакцию.

И ту реакцию обязательно доношу до широких масс. Надеюсь, подробное описание диалогов поможет избежать обмана и распознать мошенника.

Источник.