В продолжение темы кооперативов
Внутри левого политического лагеря кооперативные движения имеют ту же выгодную отличительную черту, что и движения за контрактные юрисдикции и чартерные города в лагере либертарианцев — в отличии от всех прочих они делают что-то в плане созидания нового, а не требуют без конца чего-то от других: новых прав и послаблений у государства или новых налогов и обязанностей у граждан.
В свете вышесказанного нет ничего особо удивительного в том, что среди многочисленных противников Убера и других агрегаторов, считающих что данные компании занижают цены и как-то еще нехорошо обращаются со своими водителями (наивно упуская из виду, что без Убера у большинства этих водителей просто не было бы никакой работы), выгодно отличились именно кооперативные движения — и вовсе не очередным государственным лоббизмом, уничтожением миллионов рабочих мест или созданием этнической таксопарковой мафии, а производством децентрализованной системы, способной конкурировать с традиционными агрегаторами.
Так нью-йоркский кооператив, состоящий из бывших водителей и одного бывшего менеджера Убера, запустил новое приложение Co-op Ride, более честно распределяющее прибыли и позволяющее водителям иметь более высокие показатели показатели прибыли чем в американском Убере: 70% стоимости заказа идет обратно водителям; 20% менеджерам, программистам и маркетологам и 10% направляется на расширение платформы. На данный момент зарегистрировано уже больше 2500 водителей, однако данная услуга доступна только в Нью-Йорке.
Аналогичные платформы возникают и в других городах (В России помимо Яндекс Такси и Ситимобиля также есть и другие агрегаторы, один из которых — основанный в Якутии inDriver — уже давно работает на рынке Латинской Америки). Сам Drivers Cooperative, которому принадлежит приложение Co-op Ride, уже подписал соглашение с итальянским кооперативом Cotabo, вместе с которым они планируют создание федерации транспортных кооперативов.
Чем особенно интересны кооперативы, владеющие платформами-агрегаторами, так это наглядной моделью разрешения очевидной рыночной проблемы: агрегаторы по своей природе обладают очень большим эффектом масштаба (пользователям платформы тем выгоднее пользоваться именно ей, чем больше пользователей у нее уже есть), а значит стремятся к монополизации и образованию олигополий, требующих общественного контроля, и кооперативы пользователей платформы как раз и являются одним из вариантов подобного контроля со стороны общества.
По сути, ряд цифровых платформ, управляющих некоторым количеством общественных процессов в физическом мире, принадлежащих кооперативу пользователей этих платформ — это уже ничто иное, как полноценная контрактная юрисдикция, способная выполнять большинство общественных функций наравне с государством, а то и гораздо эффективнее его.
https://t.me/antygosudarstvo/592