В память о моих музыкальных учителях.

От учителя зависит очень многое,это понятно.Наличие  слуха и умение ковырять клавиши(кнопки,струны),глядя в ноты,ещё не делает человека музыкантом.Станешь ты им или нет зависит от того,кто познакомит тебя с Музыкой.

Я не стала музыкантом-исполнителем или педагогом музыкальной школы.Но осталась музыкантом в душе.За  что огромное спасибо моим учителям.


ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ.


Моим первым преподавателем был молодой мужчина,который по моим детским представлениям отличался от тех мужчин,которых я видела раньше.Было в нём что-то такое утончённое.

Высокий,стройный,как кипарис,с прямыми русыми волосами,которые были длиннее,чем полагалось взрослому дяденьке,и с аккуратной бородкой эспаньолкой.Выглядел он всегда как-то нарядно.Франтовато даже.Хотя,как ни напрягаю память,не могу вспомнить каких-то необычных деталей одежды.

Даже фамилия у него была достаточно необычная--Швед.Олег Иванович.

Я ему в рот смотрела!

Мой учитель был для меня самым красивым,самым умным(что немаловажно для ребёнка) и совершенно непререкаемым авторитетом.

Весь музыкальный фундамент,который я сохранила через годы,заложил именно он.

Он сам выбирал мне мой первый аккордеон.Зелёный,перламутровый,с золотым украшением.Этот аккордеон жив до сих пор,мои брат и сестра тоже на нём играли.

Сейчас я его в деревню отвезла ,но до сих пор беру в руки на досуге или на посиделках.


Олег Иванович учил меня любить свой инструмент,сцену и не бояться выступлений.

Вероятно,если бы я доучилась у него до выпуска,то обязательно стала бы музыкантом.С консерваторским образованием.

Но через два года отца перевели в другой гарнизон.И музыкальную школу мне пришлось сменить.

Я пришла туда с репертуаром более высокого уровня,чем требовалось по классу,а у мамы была целая тетрадочка со списком песен,которые я подбирала на слух двумя руками.


В те далёкие времена,когда я училась,очень большое внимание уделялось импровизации,выражению в музыке себя,умению ориентироваться в звуковом пространстве.То есть подбору на слух.Во всяком случае у толковых педагогов было именно так.


Педагоги новой школы так обрадовались,что следующие полтора года только хвалили меня и ставили пятёрки.Они усыпили бдительность моей мамы,а меня расслабили так,что когда через полтора года,в середине четвёртого класса, мы переехали на Дальний Восток,педагоги тамошней музыкальной школы прослушав мю игру в один голос сказали

--А ваша девочка на четвёртый класс не тянет.

Я помню лицо мамы в этот момент.))))Такого удара она никак не ожидала.


БОЛЬШИЕ ПРОФИ МАЛЕНЬКОЙ ШКОЛЫ.


Что бы вам стало понятно,почему эти слова так убили мою маму,надо рассказать про музыкальную школу,в которую мы пришли.

Предыдущие две школы находились в городах.Не самых крупных,но и не маленьких.

А эта школа была сельской!

Военный гарнизон,где служил мой отец находился рядом с населённым пунктом под названием Хурба.Что в переводе с какого-то местного диалекта означает ДЫРА.))))

В этой дыре под маленькую муз.школу было отдано два класса маленького сельского клуба.Преподавали только два инструмента:аккордеон(баян) и фортепиано.Ну и конечно музыкальную азбуку--сольфеджио и муз.литературу.Об оркестре речи не шло.Но был хор из 10 человек.

Услышать в этом захолустье,что городская школа не подготовила меня должным образом,было в высшей степени странно.Однако мне всё же мне позволили доучиться в четвёртом классе и в пятый--выпускной--я перешла уже с полным правом.


Эту мою последнюю школу я вспоминаю с такой теплотой и благодарностью!

Маленький пед коллектив состоял из четырёх или пяти женщин,офицерских жён..Все они когда-то получили отличное и престижное музыкальное образование в больших городах.Кое-кто и консерваторию закончил.А потом вышли замуж за курсантов-лётчиков и поехали покорять с ними отдалённые военные гарнизоны.


Организовать музыкальную школу--лучшее,чем смогли себя занять эти женщины.Хотя преподавательская деятельность улыбалась не всем.

Например педагог по сольфеджио и муз.литературе,Лариса Васильевна, "в миру" была виолончелисткой,артисткой симфонического оркестра.Она не любила детей.И позже сама в этом признавалась.Но свой предмет вела очень профессионально.


Всё у них делалось на полном серьёзе.Зачёты,академы.В этой школе мне дали такую подготовку,что большинство вступительных экзаменов в Хабаровское Училище Искусств я сдала с блеском.И тамошние педагоги всё время спрашивали откуда я приехала и у кого училась.


Процесс обучения рука об руку шёл с творчеством.Нас опять учили подбирать на слух,аккомпанировать друг другу.

Ярчайшее воспоминание--постановка детской оперы-сказки "Гуси-Лебеди".Я играла там яблоньку,мама где-то нашла мне красивое зелёное платье,папа нарисовал и вырезал яблоки.Мы эту сказку потом и в клубе,и в школе показывали раза четыре.


На ГОСах специальность я сдала на 5-.Даже скорее на четыре.К этому времени,благодаря маминым стараниям,я уже начала бояться выступать на сцене.И только это помешало мне сыграть как надо.

Но директор нашей маленькой школы сказала на совещании(мне потом рассказывали)

--Лене мы поставим пять.Она справится.

Я была первой выпускницей этой музыкальной школы,которая поступила в музыкальное училище.И они этим очень гордились.А я до сих пор гожусь тем,что училась у них.


ВЫБОР ПРИЗВАНИЯ.


Если честно, мне всегда очень хотелось быть учителем в школе. Или воспитателем в детком саду. Жизнь потом неоднократно доказала, что нужно было следовать своей чуйке. То образование, которое мне нужно было бы получить находилось в пед училище.

Но матушка очень красочно расписала мне какая нервотрёпка меня ждёт, подпишись я работать с потенциальными энергетическими вампирами и спиногрызами, и я отступилась.


Меня убедили, что музыкальное училище куда лучше и что в итоге преподавательской деятельности я не лишусь.


Вспоминая это время, я дала себе слово никогда не решать за своих детей кем им быть. Может быть они ошибутся, но это будет их ошибка, за которую они упрекнуть меня не смогут.


Педагог, к которому мы приезжали на консультации перед поступлением, был человеком уникальным. Шапов Олег Евгеньевич.

Молодой, активный, талантливый, с неповторимой энергетикой, заряжающей позитивом и энтузиазмом. Он сразу очень круто поменял моё прохладное отношение к музыке и училищу.


После пары занятий я поняла, что хочу учиться именно у него. А что бы он меня взял к себе, мне придётся расти и соответствовать. И я начала стараться.

1,5 часа пролетали на одном дыхании. И каждый раз я покидала его кабинет с полной уверенностью, что могу ВСЁ!

Олег Евгеньевич и работал со мной,как со своей будущей студенткой.Во всяком случае мн так казалось...

В училище я поступила легко.А когда в сентябре приехала уже на учёбу,оказалось,что работать со мной будет другой преподаватель.

Педагог, у которого я так хотела учиться, от меня отказался.

Случайно узнала ещё в трудовом лагере и пришла к нему за подтверждением. Олег Евгеньевич виновато отвёл глаза. Мол, извини, так уж получилось.


Это просто почву у меня из под ног вышибло. Я представить не могла никого на его месте и с присущим всем подросткам юношеским максимализмом, расценила произошедшее, как предательство.


Олег Евгеньевич не отвернулся от меня окончательно. У него всегда было время, что бы ответить на мои вопросы, проконсультировать.

Он же мне и первые небольшие заработки обеспечивал, предлагая "халтурки" на утренниках и вечеринках.

Но что-то во мне сломалось.

Я очень долго носила "камень за пазухой" и не могла от него отделаться.


И только буквально пару лет назад--хвала интенету--нашла таких же "отверженных" и узнала, что Олег Евгеньевич ни от кого не отказывался. Ему не давали брать того, кого он хотел. Отношения со "старшими по званию" были у него не ахти. В итоге он ушёл из училища и уехал жить и работать в Москву.


Заканчивала я учёбу уже не в Хабаровске.

В новом училище моя любовь к Музыке проявилась с совершенно неожиданной для меня стороны.И тоже благодаря  педагогу.

Но это уже отдельная длинная история.