В чужой семье, без права на свою: о материнстве прислуги в середине XIX - начале XX века

Нередко встречаю споры на тему: кому было лучше, прислуге XIX века, или советской женщине, которая, по сути, осталась прислугой (для своей семьи), но вдобавок к этому получила полноценный трудовой день.

Я не знаю. Для меня это не соревнование.

Но если бы это всё же соревнованием было, по одному пункту советской женщине однозначно повезло несравнимо больше.

И этот пункт - право на свою семью.

Как бы дико это не звучало в 2023 году, прислуга XIX века вряд ли могла таким правом похвастаться.

В чужой семье, без права на свою: о материнстве прислуги в середине XIX - начале XX века Российская империя, Женщины, История (наука), Культура, Традиции, Длиннопост

Ничего личного

Писательница Софья Ивановна Смирнова (1852—1921) в своих выступлениях говорила:

... у рабочего есть семейная жизнь, а у прислуги её нет. Многие господа, нанимая её, прямо ставят условие, чтобы к ней не ходили гости, чтобы она никого у себя не принимала, особенно мужчин. Если к ней придёт отец, брат или муж, она не смеет принять его под страхом лишиться места. Она видит их только урывками, когда её пускают со двора. Что у неё могут быть какие-нибудь личные привязанности, об этом мы не думаем. Мы требуем, чтобы она отреклась от своей судьбы. Если у неё родится ребёнок, то она должна отправить его в деревню или воспитательный дом.

Дело в том, что труд домашней прислуги не был регламентирован. И если фабричная рабочая могла претендовать пусть на крошечный, но всё же декрет (две недели до родов и четыре - после, по закону 1912 года), прислуга домашняя не имела прав и на это.

Конечно, несмотря на отсутствие личной жизни (при рабочем дне в 16-18 часов), женщины периодически беременели. Причём нередко - от хозяев... Стоит ли говорить, что в таких случаях желание или нежелание прислуги могло вовсе не браться в расчёт?

В чужой семье, без права на свою: о материнстве прислуги в середине XIX - начале XX века Российская империя, Женщины, История (наука), Культура, Традиции, Длиннопост

Таким образом, наибольшее количество внебрачных детей рождалось именно у прислуги. В Санкт-Петербурге в 1898 году из 8 475 матерей, родивших вне брака, 3 840 были кухарками, судомойками, нянями, горничными.

Нежеланные дети

Нетрудно предположить, к чему приводило такое положение женщины. Возможное появление ребёнка пугало, так как было связано с реальными рисками.

Беременная прислуга, боясь потерять работу, скрывала беременность. И для многих детей рождение в такой обстановке было приговором. В лучшем случае их отдадут в воспитательный дом, в худшем...

И это не учитывая попыток аборта (которые случались, но часто не приводили к желаемому результату).

97 младенцев из 100, принесённых в воспитательный дом, были детьми самых низших классов общества (дети домашней прислуги в большинстве, дети рабочих, дети солдатских жён и вдов).

И, говоря о прислуге, был ли у женщины другой выбор?

Декрет ей не полагался, она работала от зари до самой ночи, получала немного, жила в доме хозяев, куда чаще всего даже не могла никого привести. Можно ли при такой жизни говорить о нормальном материнстве?

Однако, как вы наверняка понимаете, воспитательный дом был ещё вариантом гуманным. Российский и советский учёный-правовед Михаил Гернет отмечал, что домашняя прислуга чаще прибегала к детоубийству, чем к аборту, так как аборты часто были неудачными.

Подтверждения тому можно увидеть в судебных делах того времени.

Вот, например, 1910-й год, Владимирский окружной суд. 43-летняя кухарка Екатерина, боясь, что её уволят, узнав о новорождённом ребёнке, совершает преступление.

Дореволюционные ясли

В тех случаях, если ребёнок всё же остался при женщине, а не оказался в воспитательном доме или в деревне, судьба его чаще всего складывалась следующим образом:

  • ребёнка отдавали в специальный приют, где занимались воспитанием и обучением;

  • дети были предоставлены сами себе;

  • дети помогали матери в работе.

В чужой семье, без права на свою: о материнстве прислуги в середине XIX - начале XX века Российская империя, Женщины, История (наука), Культура, Традиции, Длиннопост

В конце XIX - начале XX века в стране появляются учреждения, нацеленные на помощь в содержании и воспитании детей дошкольного возраста.

Например, "Капля молока", возникшая по идее Е.П. Чеканской. Это был пункт раздачи молока грудным детям, организованный по европейскому образцу на частные пожертвования. К 1909 году по России было уже около 40 таких пунктов. В пункте Чеканской (в наемной квартире на 9-й Рождественской улице, ныне 9-я Советская улица, 15) ежедневно питалось до 25, позже – до 35 детей в возрасте до 2-х лет.

Женщина, не имеющая возможности заниматься ребёнком, также могла обратиться за помощью в убежища общества "Ясли". Его устав был утверждён товарищем министра внутренних дел 25 января 1893 года. Целью общества было

...доставление присмотра и ухода за малолетними детьми обоего пола бедных жителей г. Петербурга, преимущественно рабочего класса, в то время, когда родители их заняты поденными работами вне дома.

Общество состояло под покровительством великой княгини Ксении Александровны и помогало детям в возрасте от четырёх недель до семи лет.

В чужой семье, без права на свою: о материнстве прислуги в середине XIX - начале XX века Российская империя, Женщины, История (наука), Культура, Традиции, Длиннопост

Существовали и другие организации, помогающие работающим матерям.

Например, "Детская помощь", целью которой было:

Призреть, обласкать, обогреть, накормить, одеть, воспитать, спасти от гибели...

С 1895 по 1917 год в Российской империи существовали Ольгинские детские семейные приюты трудолюбия для детей-сирот. К 1910 в России существовало 36 ольгинских приютов (14 в губернских и областных городах, 22 — в уездных городах и сёлах).

Что касается школьного образования - городские школы принимали детей прислуги и рабочих. Требовалось выстоять очередь, так как спрос был большой. Приём в школу был событием, которое даже освещала пресса:

Вчера, 23 августа, происходил приём учеников и учениц в городские школы. Уже к 7 ч. утра стали являться отцы и матери с подростками, чтобы встать в очередь. Конечно, не всех явившихся детей удаётся определить в городские училища за недостаточностью вакансий. В этой толпе можно было видеть все классы петербургской бедноты: был тут и отставной военный, и прачка, и маляр, и вдова чиновника, и торговка-разносчица. Трогательно было смотреть на малокровных, неважно одетых ребятишек, чаявших счастья. Мы глубоко уверены, что если бы картину нашествия видели наши гласные, они поняли бы, как Петербург нуждается в школах...

"Петербургский листок".

Можно сделать вывод, что благотворительные организации, способные помочь прислуге с воспитанием и содержанием ребёнка, существовали. Этим занимались как земства, так и частные лица. Особенно это касалось прислуги при учреждениях.

Дети сами по себе

Но если пристроить ребёнка не получалось, он либо "работал" вместе с матерью, либо был сам по себе. Такие истории не были редкостью.

... мать-прачка уходит в 5ч. утра на работу, возвращается поздно вечером, четверо детей остаются без присмотра....

Детям нередко приходилось бороться за выживание. Судьба доводила их до бродяжничества, нищеты, попрошайничества, воровства...

Девочка, дочь кухарки, попавшейся за воровство в острог, не имела пристанища и была выгнана хозяйкой квартиры на улицу.

Какая жизнь ждала эту девочку?

В чужой семье, без права на свою: о материнстве прислуги в середине XIX - начале XX века Российская империя, Женщины, История (наука), Культура, Традиции, Длиннопост

Рано или поздно многие из этих детей попадали в земледельческие колонии. Там, помимо наказания за преступления, они могли получить образование и профессию. Такие колонии совмещали с ремесленными училищами. Здесь в основном находились мальчики, совершившие мелкие преступления.

Сын крестьянина Тверской губернии Карчевского уезда; отец умер 4 года тому назад; мать жива - прачка; до 11 лет он жил при матери, а потом она определила его в Ольгинский детский приют, где он пробыл 1 год... живя у матери, занимался мелким воровством; краденое продавал, а вырученные от продажи деньги тратил на лакомства и папиросы...

Случалось, что в колонию ребёнка принимали по просьбе самой матери, если та не могла с ним управиться, а ребёнок демонстрировал не только непослушание, но и "неодобрительное" поведение.

Жизнь без жизни

Таким образом, женщина-прислуга была лишена возможности иметь полноценную семью. В силу большого объёма работы, отсутствия прав и специфических жизненных обстоятельств (жизнь в доме хозяев). Всё это приводило к абортам, детоубийству, подкидышам в воспитательных домах.

В чужой семье, без права на свою: о материнстве прислуги в середине XIX - начале XX века Российская империя, Женщины, История (наука), Культура, Традиции, Длиннопост

В удачных случаях на помощь приходили благотворительные организации, которые спасали положение.

Но количество неудачных случаев привело к тому, что в конце XIX века тема беспризорных детей стала общественной проблемой.

Новые посты каждый день в моём телеграм-канале Женщина в истории.

Источники: "Дети прислуги в России в середине XIX - начале XX века", О.А. Семёнова;

Портал: Энциклопедия благотворительности Санкт-Петербург; Портал: Энциклопедия Санкт-Петербург.