Умеренно сложное бормотание на тему механики повседневного транса, многобукв
Если продолжительное время пристально осознавать весь этот клубок постоянно происходящих мыслей, чувств и реакций — создается впечатление что, во-первых, он и в самом деле существует в качестве какого-то самостоятельного явления, и во-вторых, начинает казаться, что именно от него само осознавание и исходит. Хотя оно всего лишь временно залипло в этом вязком тумане, отчего постоянно тут присутствующая более просторная и спокойная перспектива просто игнорируется — хотя именно она и является тем, в чём всё это пёстрое хозяйство осознается.
Оно бы и ничего страшного: сон разума создаёт всякие переживания и т.д. Если бы только переживания эти самые не были то и дело настолько мучительными. И при том — принципиально безысходным. Казалось бы.
Однако выход из этого тревожного сна есть, причем в самом неожиданном месте.
Смотрите: всё ЕСТЬ, но проблемы и огорчения оно создает только в том случае, когда для них есть точка приложения. Если вас, как чего-то фиксированного и определенного никогда в этой частной Сансаре не было — к кому бы относились печаль и беспокойство?
Сами по себе, без того, кто мог бы их испытывать, никакие беды, ужасы и проблемы не существуют. В каком бы виде и где они могли "существовать" и где могли бы храниться, если их некому испытывать?
Опять же, эта отдельная от окружающих и вообще от всего прочего индивидуальность (она же –личность, она же – "я"), которая кажется, что есть.
Разве это что-то такое, по-настоящему существующее, что может появляться или исчезать?
Что, если на самом деле эта предполагаемый или предполагаемая вы — просто время от времени возникающее беспокойство на тему "что не так" и "что необходимо сделать"? Беспокойство, не имеющее ни формы, ни места, но вполне оправданное ситуацией. Не обязательно же все эти движения ума считать чем-то таким прямо уж отдельным от самой ситуации. Ну, они ведь не сами по себе возникают, как можно заметить. Отражения в ответ на другие отражения, ну и что?
И если оно действительно так, если я существую только в качестве мысли о себе, и больше никак — не должно быть таким уж сложным делом оставить все воспринимаемое без этого себя.
В качестве самостоятельной работы предлагается проверить вот какую штуку: то, по отношению к чему существуют всякие "извне", "изнутри", "обо мне" и "мое" -- только КАЖЕТСЯ самостоятельно действующим, мыслящим и воспринимающим субъектом. Причем кажется настоящему субъекту, который просто себя временно в этих впечатлениях теряет. Как бы теряет.
И если вы это ясно осознаёте – как только вы это ясно осознаёте — вы моментально этим настоящим субъектом становитесь. Да и были ли вы когда-нибудь чем-то другим?
Так сказать, ом.