Украденный голос Аиды Ведищевой

Украденный голос Аиды Ведищевой Аида Ведищева, Евреи, СССР, Несправедливость, Биография, Талант, Певцы, Текст, Длиннопост

Многие ли знают Аиду Ведищеву в лицо? Увы, наверное, нет. Но её, украденный у нас, голос звучит, прорываясь сквозь все запоры и преграды.


Судьба прекрасной певицы с завораживающим голосом, Аиды Ведищевой, сложилась так, что её знает, пожалуй, в основном старшее поколение, хотя голос известен практически каждому с детства. Ведь именно её голосом поёт мама - медведица колыбельную медвежонку Умке и в «Чунга-Чанга» весело звучит песня негритят опять же в её исполнении.


В 1967 году, с выходом на экраны «Кавказской пленницы» зрители полюбили «Песенку о медведях», даже не подозревая, что поёт её не Варлей, а Ведищева. Она же, а не Светличная исполняла жгучее танго «Помоги мне» в «Бриллиантовой руке». Леонид Гайдай долгое время не мог подобрать исполнительницу этой откровенно чувственной песни, а у Ведищевой всё получилось с первого дубля. Но фамилии певицы не было даже в титрах.


Однако «товарищи» не упустили случая обвинить певицу за это исполнение в аморальности. Из Министерства культуры певице прислали требовательное письмо: «Прекратите разврат и безобразие».


Её имя долгое время было под запретом, советские чиновники делали всё, чтобы люди забыли о певице советской эстрады Аиде Ведищевой.


Песни, которые в её исполнении становились хитами, впоследствии были отданы другим певцам, советские газеты наперебой обвиняли её в отсутствии патриотизма, хотя Аида Ведищева являлась лауреатом премии ВЛКСМ за песни «Товарищ», «Звёздная пристань» и другие патриотические и комсомольские песни.

https://www.myjane.ru/articles/text/?id=17538


С ней было приятно работать, она всё схватывала не лету — за это её обожали композиторы и поэты. Она держалась на сцене так, что завораживала весь зал, особенно его мужскую половину.


У неё было всё для того, чтобы, шутя и играючи, взойти на эстрадный олимп и стать яркой звездой. Но не случилось! Ни на эстраде, ни в жизни. Что было тому виной? Зависть коллег? Подножки и «палки в колёса» куда более влиятельных персон? А может, собственное тщеславие и плохой характер?


Впервые в нашем фильме мы расскажем, кто же на самом деле «сломал» блистательную карьеру известной певице, заставил уехать из страны и стать звездой американских пенсионеров из русской эмиграции. Расскажем, через что ей пришлось пройти и преодолеть, чтобы выжить и смириться, победить собственную гордыню и всех простить…


Мы надеялись, что Аида Ведищева приедет на свой юбилей в Москву, но она ответила — нет уж, лучше вы к нам!


Певица очень любит Россию и с удовольствием махнула бы в столицу, но ей уже тяжело даются перелеты, все-таки, возраст… И тогда мы сами решили перемахнуть через океан, чтобы снять про Аиду кино. Но, как, же мы ошибались! Аида сама себе режиссёр. У неё уже был заготовлен собственный сценарий, определены места съёмок и даже массовка.


Ведищева сама выстраивала мизансцену, заглядывала в камеру и командовала нашему оператору: «Камера, мотор!» Как известно, трудно быть одновременно и режиссером, и актрисой. Но наша героиня изо всех сил — пыталась! Вот такая привычная для Аиды роль — изображать звезду и устраивать вокруг себя шоу.


Свою жизнь Аида тоже превратила в шоу. Девочка из приличной еврейской семьи родилась в Казани, в девять лет переехала с родителями в край суровых мужчин и высоких сосен — Иркутск. Тогда её еще звали Ида Вайс. Папа Соломон Иосифович Вайс, известный стоматолог, и мама Елена Митрофановна Емельянова, талантливый хирург, мечтали что их «золотая девочка» станет либо врачом, либо, в крайнем случае, — учителем английского.


Но сама Ида хотела только одного — петь! Бродвей кипел и плескался в её крови, начиная с 12 лет. Артисткой мюзик-холла — вот кем Ида всегда мечтала быть! И никакие уговоры и запреты родителей на неё не действовали.


Маленькая разбойница забиралась на стол, танцевала и голосила, как со сцены: «Джа-май-ка!..» А строгий папа пытался обуздать непокорную дочь: «Занимайся, глупая! На „Джамайке“ далеко не уедешь!» Знал бы Соломон Иосифович чем обернётся эта «Джамайка» для его любимой дочери…


В 1964 году вместе со своей школьной подружкой Валей Шарыкиной, в будущем известной актрисой театра Сатиры, Ида, вопреки родительской воле, отправится покорять Москву. Девочки вместе будут поступать в училище Щукина. Вот только Валя поступит¸ а Ида — нет! Причина? Ведищева и сейчас уверена — виной всему её нерусская девичья фамилия — Вайс.


Но возможно дело было не только в фамилии, но и в манере поведения, в том, как Аида подавала себя и в жизни и на сцене. Порой она переигрывала, вела себя чересчур эксцентрично и вызывающе. И при этом ничьих советов не слушала. Именно это обстоятельство, а не фамилия, по мнению музыканта Игоря Гранова, с которым Аида потом будет работать в Москонцерте, повлияло не только на её будущую карьеру, но и судьбу.


Аида уже в 17 лет решила, что она сама себе и режиссер, и концертмейстер, и певица. И она ещё всем покажет! Цель была поставлена! И оправдывала любые средства.


И у неё получилось. Уже через год она срывала аплодисменты, солируя в знаменитом оркестре Олега Лундстрема. Правда, маэстро взял её к себе временно, только для гастролей оркестра в Ялте и Сочи. Ему как раз нужна была такая темпераментная и раскованная солистка.


Похитительница мужских сердец.


В неё влюблялись, особенно мужчины - зрители. Не обходилось без казусов. Однажды во время концерта из зала поднялся на сцену мужчина и вручил Аиде портвейн со словами: «Позвольте представиться, незаконный сын Лаврентия Павловича Берии».


Все её концерты проходили с аншлагами, зрители аплодировали, глаза Аиды сияли. Она уже почувствовала себя настоящей звездой. И тут же приняла решение уйти от Лундстрема. И не к кому - нибудь, а к самому Леониду Утёсову! Но и в этом коллективе задержалась ненадолго.

Это станет её фирменным стилем — уходить, не оглядываясь, навсегда сжигая мосты. Идти только вперёд, напролом! Получать всё и сразу!


Актрису без всякого образования, но с хорошим голосом пригласили работать в Орловскую филармонию, где и произошла знаковая встреча с Вячеславом Ведищевым, цирковым артистом, который предложил Аиде руку, сердце и главное — новую звучную фамилию — Ведищева!


Девушке с таким голосом и темпераментом — прямая дорога в Москонцерт. Слава обещал поспособствовать. Сам из себя не красавец, старше Аиды на 12 лет, женат. Но какое это имело значение, если на кону была Москва и блестящее будущее, которое открывало перед Аидой все двери?


Они прожили вместе 11 лет, у них родился сын Володя. Это было время настоящего профессионального взлёта Аиды. Муж Слава действительно устроил Аиду в Москонцерт и там её заметили, о ней заговорили, начали приглашать для исполнения песен в известных фильмах.

В 1966 году на экраны вышла знаменитая «Кавказская пленница» и песенка «Про медведей» в исполнении Аиды, разошлась по всей стране миллионными тиражами. Вот только фамилию Ведищевой не указали в титрах.


Там, где многие промолчали бы, певица начала искренне возмущаться, нелицеприятно высказываться в адрес создателей фильма. Это удивило многих её коллег, Аиде посоветовали вести себя скромнее. Но она не услышала, или не захотела слышать.


Через два года молодую перспективную певицу отправили представлять страну на Международный песенный фестиваль в Сопоте. Аида выступила блестяще, зал встретил её овациями. И счастливая певица в нарушение всех установленных правил спела на бис ещё одну «несогласованную» песню — «Будь со мною ласков», опального в те годы композитора Владимира Шаинского.


После этого она сразу попала в черный список министра культуры Фурцевой. С Екатериной Алексеевной надо было уметь дружить, а не конкурировать. Аида это знала. Но как всегда нарушила правила. После этого инцидента об участии в международных конкурсах можно было забыть.


Ведищеву стали называть провинциальной певичкой, а манеру исполнения — пошлой и вульгарной. Припомнили и то, что у Аиды нет высшего музыкального образования. Да кто она вообще такая! Самозванка!


Ко всем творческим проблемам добавится еще одна — семейная. В творческом плане Аида давно переросла своего мужа — циркового эквилибриста. Она все еще мечтала об успехе, славе. А муж, давно сойдя со своих катушек, хотел, чтобы жена пела и приносила в дом побольше денег. Они расстались. К тому моменту у Ведищевой появился еще один серьезный недоброжелатель — председатель Гостелерадио Сергей Лапин. Не выйдя из одного черного списка, Аида попала в другой — артистов с «пятым пунктом».


В 1968 году за песню «Гуси, гуси» получила диплом на фестивале в Сопоте. Далее последовали песни: «Вулкан страстей» («Помоги мне») из фильма «Бриллиантовая рука» (1968), популярная в те годы песня «Товарищ» («Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам…», 1970), «Лесной олень» (из фильма «Ох уж эта Настя!», 1972), «Синяя вода» и другие.


Несмотря на успех у слушателей, ей, как и некоторым другим певцам (В. Мулерман, Л. Мондрус, М. Кристалинская), чинили препятствия: не всегда упоминали в титрах фильмов, не разрешали концерты, не выпускали на гастроли за границу. По мнению, разделяемому, в частности, Фёдором Раззаковым, одной из причин этого был антисемитизм руководителя Гостелерадио С. Г. Лапина. Например, песню «Лесной олень» исполнил в финале «Песни-73» Большой детский хор центрального телевидения и всесоюзного радио[. С середины семидесятых имя певицы исчезло и из титров кино и мультфильмов с её участием. Однако сама певица рассказывает, что она впала в немилость со стороны официальных лиц советской культуры после фестиваля в Сопоте (Из интервью Аиды Ведищевой "Где-то на белом свете..."):


«Я сразу подружилась с европейскими звездами — Геленой Вондрачковой, Радмилой Караклаич, Карелом Готтом. И вот представьте: в один из конкурсных дней по местному радио объявляют: „Советские войска вошли в Прагу“. Что тут началось! Карел Готт со словами „Я не могу петь, когда Родина в опасности“, покинул конкурс. Мне было так скверно, так стыдно, будто в этом вводе войск была моя личная вина! А тут ещё из Москвы посыпались начальственные звонки: „Ведищевой — не петь!“ Власти боялись, что из солидарности к чехам представительницу Советского Союза публика освистает. Но я ослушалась. Выступила. И спела вместо одной песни несколько. Вопреки политической заварухе, встретили меня великолепно, вызывали на „бис“ и по результатам конкурса наградили второй премией. А в это время в Москве министру культуры Фурцевой уже докладывали о моей выходке. Так я и попала в чёрный список. Меня перестали показывать по телевидению, транслировать по радио, отменяли концерты».


«Приказом Минкульта размагнитили все мои записи. Об этом я узнала случайно, будучи на гастролях в Узбекистане. Но я человек скрупулёзный, все свои песни после выступлений переписывала для себя, собрала свою фонотеку […]. Самое главное, что мне удалось вывезти, — моя фонотека. Её не хотели пропускать. Не положено. Оставьте! И тогда я запела „Помоги мне!“ на весь аэропорт. Вот так спасла меня песня, таможенники, конечно, узнали меня и махнули рукой».


В 1972 году на экраны страны вышел знаковый для Аиды фильм «Ох, уж эта Настя!». Главная героиня школьница Настя, в исполнении юной артистки Ирины Волковой, очень напоминала Аиде себя в детстве. Такая же упрямая фантазёрка и мечтательница. Настя всё время представляла рядом с собой чёрную пантеру.


На этот раз фамилия Ведищевой появилась в титрах фильма, но её самой, как будто, не существовало. Все попытки создать свой ансамбль, выступить с собственным шоу, заканчивались одинаково — шоу закрывали, музыкантов распускали.


Аиде снова посоветовали вести себя скромнее, а петь — «как Сенчина», но Аида и на этот раз ослушалась. Она попробовала создать свой музыкальный коллектив, чтобы гастролировать с песенным шоу по всей стране. Ей не позволили, перекрыли радио - эфир и окончательно отстранили от телеэкранов.


В 1980 году Аида уезжает из страны навсегда, с мамой и сыном Володей.



Википедия

Фейсбук

© «Аида Ведищева. Играя звезду» (д/ф, 2016)