«Учитель, воспитай ученика, Чтоб было у кого потом учиться»

12 апреля 1984 года Верховный Совет СССР на своей первой сессии XI созыва принял постановление «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы».

Решению высшего органа государственной власти Советского Союза предшествовало обсуждение вопроса в обществе, на Пленуме ЦК КПСС, где с речью о развитии народного образования выступил недавно избранный новым Генеральным секретарём ЦК К.У. Черненко.

Верховным Советом СССР отмечалось, что на современном этапе интересы быстрого и гармоничного развития экономики и культуры, «самого человека как главной производительной силы и высшей ценности общества» требуют того, чтобы человек воспитывался не просто как носитель определённой суммы знаний, а как гражданин социалистического общества «с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения».

Были поставлены задачи устранить перегрузку учащихся и чрезмерную усложнённость учебного материала, расширить профессиональную ориентацию в школе и подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения, поднять общественный престиж учителя и мастера производственного обучения.

В этой связи утверждалась новая структура общего и профессионального образования с переходом на одиннадцатилетнее обучение в школе вместо десятилетнего, зачисление в первые классы с шестилетнего возраста (поэтапно, начиная с 1986 года), а также регулированием потоков дальнейшего обучения выпускников девятых классов в соответствии с потребностями народного хозяйства и с учётом наклонностей и способностей самих учащихся.

Уменьшалась предельная наполняемость классов, особенно выпускных, поручалось усовершенствовать действовавшие и создать новые учебники. Была закреплена на перспективу возможность углублённого изучения отдельных предметов разных циклов в 8–11 классах по выбору самих учащихся. Трудовое обучение в 10-11 классах должно было сочетаться с овладением массовыми профессиями.

В дальнейшем для выпускников средней школы предусматривалась возможность поступления (для получения более высокой профквалификации) в одногодичные отделения средних профессионально-технических училищ – именно в этот единый тип учебных заведений в ходе реформы реорганизовывались все ранее существовавшие по данному направлению учреждения профобразования.

Концепция реформы школы уделяла повышенное внимание воспитательной работе учащихся по месту жительства – для создания в каждом районе комплекса внешкольных учреждений, улучшению подготовки педагогических кадров.

Было решено повысить по всей стране заработную плату учителям, воспитателям, методистам, мастерам производственного обучения. В статут ордена Трудовой Славы внесли изменения, позволявшие награждать им за высокие достижения работников народного образования. Наконец, решением Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 года был дан старт программе широкого строительства современных школ, мастерских и учебно-производственных комбинатов, особенно в новых районах.

Основные мероприятия реформы планировалось осуществить в завершающей части 11-й и в 12-й пятилетке, в 1984–1990 гг. Многие нововведения успели претворить в жизнь, и они сохраняются в общеобразовательной системе и в наши дни, правда как уже естественные или давно привычные.

Распад Советского Союза, глубинные изменения в обществе привели к поиску новых моделей школьного образования. Например, к 1989 году относится первый опыт создания в нашей стране образовательных учреждений нового типа – гимназий и лицеев.

Вспомним сегодня и о том, над чем не властно время:

Первое сентября впервые было объявлено всенародным праздником – Днём знаний именно решением Верховного Совета СССР, давшим старт последней советской школьной реформе четыре десятилетия назад.