Учить учиться. Часть 1
Это серия постов о том, зачем, как и чему учить себя и других в постоянно меняющемся мире.
Будущее уже наступило. 65% нынешних первоклассников получат профессии, которых на данный момент еще не существует. Современная система образования готовит ребенка к жизни в стабильном мире и не отвечает вызовам, перед которыми оказывается человек XXI века. Чтобы быть успешными и угнаться за переменами, наши дети и мы сами должны постоянно учиться и быть готовыми к новым условиям жизни и технологиям.
Тезаурус: Учить учиться
Базовые понятия, связанные с умением осваивать новые знания.
Learning to learn, или «учить учиться», — это обучение важнейшему умению в современном мире — самостоятельно учиться, а именно: ставить учебные цели, искать и находить способы решения задач, организовывать свою познавательную деятельность, совершенствовать свои навыки, правильно оценивать границы своих знаний и контролировать свои действия. Итогом такого обучения становится не усвоение совокупности знаний и навыков, а овладение целостной культурой познания и освоения мира.
Умением учиться человеку позволяет овладеть учебная деятельность, которая представляет собой усвоение системы научных понятий. Структура учебной деятельности включает в себя мотивы, учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку результатов.
Мотивация учения
Мотивация является решающим условием успешного обучения. Она побуждает ученика к познавательной деятельности и активному освоению новых знаний. Принято различать два типа мотивации учения: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя познавательная мотивация связана с содержанием и процессом познания. Ребенку может быть интересно содержание изучаемого материала, способ решения задачи или, например, формат урока и отдельного задания. Внешняя мотивация связана с внешними стимулами и объектами, а также с различными социальными взаимодействиями ученика с другими людьми. Ребенка может побуждать к обучению ожидание награды или страх наказания. Однако заинтересованности ребенка в содержании и процессе учения при внешней мотивации нет.
Продуктивное мышление
Продуктивное мышление — это творческий процесс, направленный на открытие нового знания, способа решения задачи или познавательной позиции. Оно серьезно влияет на умственное развитие ребенка, так как составляет общую способность самостоятельного исследования и решения новых проблем. Продуктивное мышление позволяет ребенку не только быстро усваивать знания и уметь их применять, но и самому открывать и конструировать новое знание об окружающем мире.
Метапознание
Метапознание — это понимание и регулирование человеком своих когнитивных процессов, умение видеть их возможности и ограничения, а также осознанно на них влиять. Оно составляет основу умения учиться, поскольку позволяет человеку организовать и направить свою познавательную деятельность на новые задачи, для которых у него еще нет готовых способов решения.
Универсальные учебные действия
Универсальные учебные действия, или УУД, — это совокупность действий, которые помогают ученику самостоятельно усваивать новые знания и умения. УУД бывают личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными. Личностные УУД связаны с мотивацией и смыслом обучения. Ребенок должен понять, зачем и ради чего он учится, что для него важно в этом процессе. Познавательные учебные действия направлены на постановку и решение задач, а также поиск, синтез и анализ информации. Регулятивные учебные действия включают целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку обучения. Коммуникативные УУД определяют умение общаться, взаимодействовать, работать в группе, устанавливать деловые отношения и эффективно сотрудничать, стремясь к общей цели. Вместе универсальные учебные действия помогают ребенку хотеть учиться, уметь учиться, самому ставить новые учебные задачи и находить пути и средства их решения.
Самостоятельность в обучении
Самостоятельность в обучении — это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без опоры на внешние мотивирующие факторы. Здесь на первый план выходят познавательная активность, интерес, творческая инициатива, умение ставить перед собой цели и планировать свою работу.
Учебное сотрудничество
Учебное сотрудничество — это совместная деятельность ребенка с учителем и сверстниками. Оно направлено на исследование и познание новых явлений и процессов, решение проблем, поиск способов решения задач и их реализацию. В учебном сотрудничестве ученика и учителя создается зона ближайшего развития: то, что ребенок сегодня может сделать с помощью взрослого или более компетентного сверстника, завтра он сможет сделать самостоятельно. В диалоге, совместной деятельности и общении порождаются и развиваются когнитивные и метакогнитивные способности человека, в том числе логическое мышление, произвольная память и произвольное внимание, развитие которых необходимо для успешного обучения.
Непрерывное образование
Непрерывное образование — это пополнение знаний и умений в течение всей жизни человека. В современном мире очень важно постоянно учиться из-за высокого темпа обновления технологий, необходимости быстрого профессионального роста и работы в междисциплинарном формате. Чтобы успевать реагировать на все изменения, человеку необходимо непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания, навыки, умения и качества.
Автор: Ольга Карабанова доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова
Источник: postnauka.ru
Лига образования
6.4K пост22.7K подписчиков
Правила сообщества
Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:
ДЛЯ АВТОРОВ:
Приветствуются:
-уважение к читателю и открытость
-желание учиться
Не рекомендуются:
-публикация недостоверной информации
ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:
Приветствуются:
-конструктивные дискуссии на тему постов
Не рекомендуются:
-личные оскорбления и провокации
-неподкрепленные фактами утверждения
В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)