Ученик Серебренникова. Разбор фильма

Ученик Серебренникова. Разбор фильма Ученики, Обзор, Фильмы, Артхаус, Религия, Длиннопост, Кирилл Серебренников

Набожность … есть опиум для души; она бодрит, оживляет и поддерживает, когда принимается помалу; в слишком сильных дозах усыпляет, или приводит к безумию, или убивает.

Эта прекрасная цитата, которая описывает весь фильм, была написана Жан-Жаком Руссо.

Сюжет рассказывает нам о Вениамине Южине — школьнике, который в один момент увлекся Библией. Он решает что нужно каким-то образом спасать души окружающих его грешников, и возлагает на себя это тяжкое бремя.

В первых сценах фильма мать Вениамина несколько раз высказывает предположение, что ее сын употребляет наркотики. Однако всё оказывается сложнее. Он действительно опьянен, но не какими-то запрещенными препаратами, а религией. Рассуждение о библейских сюжетах наталкивают его на мысль, что он является новым мессией. В результате он начинает делать весьма странные вещи: раздевается перед аудиторией и говорит, что использовать презервативы — грешно, ведь секс предназначен для зачатия ребенка; одевается в костюм обезьяны и скачет по партам.


Черный цвет в фильме

Южин носит черную одежду, читает черную Библию. В христианстве черный цвет означает смирение, воздержание и преклонение перед смертью. Его также носит отдельная категория духовенства — монахи. Также черный цвет был характерен тевтонским рыцарям - военно-монашескому ордену, стремившемуся навязать христианское учение язычникам литовцам. Всё это логично объясняет образ главного героя, ведь он является фанатиком, готовым добиваться своей правды с кулаками.


Школа

Она в этом фильме изображена не как храм знаний, а, напротив, как пристань порока. Здесь девочкам доставляет удовольствие ходить в купальниках, общаться с мальчиками и в целом всё, что свойственно пубертатному периоду. Учителя как-то не особо задумываются об учениках, а Южин для сотрудников администрации — инструмент, которым можно воспользоваться в своих целях, а не какой-то подозрительный человек. Директриса ищет повод уволить биологичку (Краснову), поэтому Вениамин приходится кстати.

Апофеозом этого конфликта выступает заключительная беседа у директрисы. Все верят клевете Южина, не желая даже слушать Краснову. Когда речь заходит об антисемитизме, все также подтрунивают над ней. Это лишний раз показывает нам консерватизм современного российского общества.

Мессия Вениамин

Интересно, что проповеди Южина никому, кроме него не нужны. Его единственный ученик Гриша общается с ним из-за своей влюбленности. Ткачева бегает за ним, потому что он является предметом всеобщего обсуждения, ничего, кроме секса, ей не нужно. Мать его, скорее, боится, чем воспринимает всерьез. Для остальных учеников он тот, из-за кого можно посмеяться на уроках и отвлечься от них. Для администрации, как я писал выше, он инструмент.



Гомосексуальность

Проблема гомосексуальности в этом фильме показана отдельно. Мало того, что Гриша подвергается буллингу из-за своей инвалидности, так он в итоге еще и оказывается геем. Это также не разделяется персонажами фильма. При этом он является мучеником. Гриша явное противопоставление Южину. Пускай его вера не так крепка, зато он не делает явно плохих вещей. Он носит белую одежду, а не черную, как Вениамин. Однако в христианстве мужеложство является смертным грехом, поэтому он осуждается Южиным, который его убивает.


Южин против Красновой

Отдельной темой фильма является противопоставление креационизма и дарвинизма. Краснова бесконечно изучает библейскую матчасть, чтобы говорить с Южиным на его языке. Она пытается доказать ему научную точку зрения. Он же не может ее слушать и принимает решение уничтожить ее. Для этого он подстрекает Гришу к тому, чтобы тот порезал тормозные провода на ее мопеде. Как мы уже знаем, Гриша положительный персонаж и, естественно, он отказывается это делать. По этой причине Южин находит другой путь скинуть ее со своего пути. Фильм однозначно не говорит нам, что произошло, когда Краснова протянула руку Южину, но все-таки логично предположить, что она не приставала к нему. Это позволяет нам сказать, что Веня клевещет в заключительной сцене. В клевету верят все. Вполне логичное окончание противоборства дарвинизма и креационизма — проще поверить в то, что интересно звучит, нежели в то, что запутанно, но при этом логично.


Церковь

Фильм критикует церковь. Святой отец здесь не пытается объяснить, что действия Вениамина деструктивны, а просто пытается его завербовать, рекламирует какие-то брошюры. В заключительной сцене он отпускает шутки о еврейском происхождении Красновой. При этом Южин, скорее, самый главный грешник в фильме — он убивает, клевещет, не отрекается от Красновой, когда та к нему пристает.


Мнения об этом фильме крайне полярны, мне он очень понравился. Он является глубоким анализом пороков современной России. При этом здесь нет такого навязчивого показа темных сторон действительности, как, например, в Левиафане Звягинцева. На моем восприятии это отразилось очень позитивно. Что насчет вас? Какое у вас мнение по поводу этого фильма? Делитесь им в комментариях, с удовольствием прочту!


Я также пишу на Яндекс.Дзен. Здесь оставляю ссылку на исходный материал.