У страха глаза велики, даже если ты римлянин
Нередко совершенно нематериальные факторы очень сильно влияют на вектор развития общества и государства, например страхи элит. После Первой пунической войны сенат долго обсуждал вопрос устройства новых территорий и решил не выводить колонии римских граждан на Сицилию и Сардинию. Позже, по мере присоединения новых территорий, такой подход повторялся и с прочими провинциями. И виной всему был страх.
Причиной данного решения были серьезные опасения сенаторов, что колония римлян, выведенная в местность с большим числом неримлян и удалённая от других римских поселений вскоре ассимилируется местными. Страх потери собственной идентичности был для сынов Ромула серьёзным, так как во-первых у них был пример самого Рима, где потихоньку ассимилировались прочие народы. Во-вторых, римляне в тот момент ещё не считали себя пупом земли и осознавали, что их культура не то чтобы превосходит прочие, особенно эллинистические, откуда они вполне осознано подворовывали разные идеи. В-третьих, римские колонисты оказались бы ещё и на территории поклонения неримским богам и было совершенно неочевидно, что они не примут местные культы, а в 3-1 веках до н.э. римляне хоть и уважали чужие культы, например греческие, но себя осознавали только через римских богов и иногда даже запрещали, как им казалось, чуждые римскому духу культы. Т.е. мотивы решения сенаторов носили в огромной степени характер идеологический.
Но и среди плебса это решение не вызвало особых вопросов. Если сенаторы могли бы направить свою экспансию на территории провинций, так как для них не то чтобы было важно насколько далеко от Рима поместья, главное чтобы был толковый управляющий. То вот для плебса важно было проживание в Италии, так как это позволяло хоть иногда присутствовать в Риме для участия в важных политических или религиозных действиях - т.е. политические мотивы перевешивали чисто экономические. Тут показателен пример попытки организации колонии на месте Карфагена Гаем Гракхом в конце 2 века до н.э. Кроме того, что сенат оказывал этому значительное сопротивление, так и народ не особо-то и горел желанием переселяться чёрте куда.
Но, и с экспансией крупного землевладения в провинции тоже было все сложно. Запрет на выведение колоний был оформлен в виде запрета выделения ager publicus (общественной земли) в провинциях гражданам Рима. В связи с чем единственный способ приобрести землю в провинции была аренда её у государства с регулярной уплатой налогов. У сенаторов на этом моменте случался "синий экран смерти", так как они вообще не платили никаких налогов со своей земли. А потому основными арендаторами земли в провинциях стали всадники, у которых были и деньги для этого, и не было особо предрассудков. При этом, правда, в аренду они предпочитали брать не земельные участки с целью организации там сельского хозяйства, а рудники, каменоломни или лесные массивы, сулившие быструю и куда более существенную прибыль.
Таким образом для многих римских граждан приобретение земли было возможно только в Италии, что приводило к усугублению конфликта за землю между плебсом и нобилитетом, так как они "боролись за одного поросёнка, а он маленький" (с). Эта проблема станет одной из множества, что будет подтачивать тело Республики, пока она не погрузится в тотальный кризис в 1 веке до н.э.
Подпишись на сообщество Катехизис Катарсиса, чтобы не пропустить новые интересные посты авторов Cat.Cat!
Пост с навигацией по Cat.Cat
Также читайте Cat.Cat на других ресурсах:
Телеграм
ВК
Дзен

Катехизис Катарсиса
129 постов1.4K подписчиков
Правила сообщества
Авторам и читателям:
- Поддерживайте культуру дискуссии
- Уважайте друг друга
- Критикуйте конструктивно
- За нарушения – предупреждение, затем бан