Творческий императив
Доброго времени суток, дорогие пикабутяне и пикабутяночки. Во первых строках сего опуса хочу извиниться перед своими подписчиками за долгое ожидание. Вот так сидишь и думаешь: «Эх, в отпуске-то я ухвачу за хвост свою музу!» А в итоге ты даже выдохнуть в приседе не успел, а времени уже - пшик. Но вот, все-таки свершилось, и я рассказываю о так называемом «творческом зуде».
Когда люди спрашивают меня: «Vaudevillain, зачем ты занимаешься этим своим творчеством?», мне остается только горестно развести руками и посетовать, что иначе я просто не могу. Этому как раз и посвящается первая часть данной статьи.
Итак, Творческий Императив.
Что вообще такое творчество (или, как модно нынче величать, креативность)? Грубо говоря, это способность распознавать, генерировать и применять идеи. Психологи, для определения творческих способностей, используют тесты, в которых необходимо найти как можно больше нетривиальных применений обыденным предметам (очень забавным мне показался эпизод с использованием кирпича как надгробной плиты для куклы).
Также немаловажным аспектом, управляющим творчеством, считается открытость. Под открытостью понимается способность человека «впитывать» идеи и принимать/анализировать то или иное идейное поле (пример — способность человека получать удовольствие от музыки различных жанров без дискриминации). Хороший пример полного отсутствия открытости мы видим у вогонов Дагласа Аддамса — их поэзия не просто так считается худшей в галактике. И даже положительная реакция на нее тяжело воспринимается вогонами, поскольку «неканон».
Многие психологи сходятся в одном: творчество — стремление к осознанному постижению внутреннего и внешнего мира. Своего рода эволюционный механизм живого ума. Он, как самозатачивающееся лезвие (если бы такие были), ищет пути создания новых нейронных путей за счет воплощения идей и фантазий. То есть, по хорошему, если ваш мозг жив и развивается, творческий императив будет заставлять вас создавать новое.
Я у мамы художник.
"Человек с улицы" может нахмурить брови: «Я не рисую, по дереву не режу, симфоний не пишу, не строю замки из зубочисток, что же я, какой-то не такой?»
Скажу для начала: что угодно может быть творчеством — начиная от сборки табуреток, заканчивая надуванием фигурных мыльных пузырей. Как правило, любую такую деятельность характеризует наличие конечного продукта (вспоминаем комикс про желчный пузырь и «Я сделяль»). Уличный музыкант пожинает эмоции своих слушателей (плюс испытывает выброс гормонов счастья сам, но это уже к дедушке Фрейду и переводу потенциальной энергии в кинетическую). Коллекционер собирает уникальный набор марок, импонирующих его внутренней логике/чувству прекрасного. Даже подбор гардероба, в какой-то мере, творчество.
Однако, все это — воплощение творческого порыва. Есть еще и творческое умение, а оно развивается и растет — как правило, вместе с человеком и при сознательной тренировке. Так, малыш берет в руки маркер и разрисовывает обои закорючками, ведь он еще кроха и координация его оставляет желать лучшего. Дальше — больше — и подросток дрожащею рукою пишет на стене «Никитос», потому что творческий зуд никуда не делся, а вот навык сам собой не улучшался, в него нужно было вкладываться (здесь, правда, еще и моральная сторона включается в процесс, т.к. в иных местах рисовать нельзя ни быку, ни даже Юпитеру). Именно поэтому многие люди в итоге не умеют рисовать лучше, чем того требовала школьная/дошкольная программа — этот навык жизненно-важным не считается и развивается, как правило, только в рамках развития творческого подхода как такового.
Гляжусь в тебя, как в зеркало.
И раз уж разговор зашел о тренировке навыков, то на арену широким шагом выходит самый примитивный механизм обучения. «Обезъянка видит — обезъянка делает», он же «метод попугайчика». Бесспорно, абсолютно незаменимый инструмент на начальных этапах развития любого подхода. Человечек — большой любитель систем и закономерностей, он с удовольствием наблюдает и повторяет. Недаром художников раньше дрессировали копированием полотен именитых мастеров. Однако, в определенный момент творческий подход должен стать интенсивным, питать себя сам — из мастерской дядюшки Ляо необходимо превратиться в трансформатор идей.
К сожалению, многие застревают на этом этапе, их творческий подход остается недоразвитым, как передние лапки раптора (и в этом нет их вины, если это, конечно, не откровенная лень). И вот они - полчища фанфикеров и плагиаторов, свято уверенных в уникальности своего творчества. Причин такого «залипания» может быть множество: неспособность осознать незрелость своего творческого подхода, нежелание/страх обучаться чему-то новому, отсутствие открытости, психические расстройства. Про это можно написать целую отдельную статью (а скорее всего, кто-то уже и написал).
Существует мнение, что оригинальных идей не осталось, что все в мире уже когда-то было создано. Это во многом так, потому что человечество связано на данный момент информационной сферой колоссальных размеров, в которой трудно отследить, что и как укладывается к тебе в подсознание. Случается и так, что двоим людям на разных концах света приходят в голову идентичные идеи. Нет ничего страшного в ощущении, что ты «исписался» или «неоригинален» - это просто-напросто сигнал к пересмотру своих ценностей. Или к тому, что пора отдохнуть. Мы все — в первую очередь живые организмы, какие бы головокружительные идеи не производил на свет наш ум (в том числе о происхождении людей от разумных световых столпов и космических ящериц).
Что мы имеем в итоге? Творческий зуд — эволюционный механизм, попинывающий наши ленивые тушки в направлении светлого будущего. Без извечного человеческого стремления «сотворить нечто такое, чего не было», без изобретательности и любознательности мы бы не ушли далеко. Как и любой сильный порыв, он может истощать нас и порой заводить в тупик. Им необходимо учиться управлять, чтобы не превращаться в подъездных стеномарателей. Лично для меня наиболее важным аспектом любого творчества является его не-деструктивность. Тут, конечно, можно поспорить. Есть ситуации, в которых ради возведения нового необходимо разрушить/разобрать на запчасти старое. Скажем так, творчество, в идеальном понимании, безвредно. Более того, оно должно помогать человеку справляться со стрессом и восстанавливать психический баланс.
Спасибо всем за внимание. Поддерживайте в себе и своих детях искру творчества. Желаю вашему Магу Ордена Творческого Зуда побед над страшным зверем Немогуном!
P.S. Творчество за деньги — тема для отдельного разговора, об этом я тоже могу написать, если будет такой запрос. Еще у меня есть соображения на тему творчества через призму психопатии — тема очень щекотливая и откровенно мрачная, но интересная.
P.P.S. Если кому-то интересно чтиво на тему, то я советую книжечку Wired to Create, там творческие процессы описываются доступным языком.
Лига Художников
43.6K постов33.2K подписчиков
Правила сообщества
0. Без грубостей и хейта. Давайте жить дружно, а критиковать — конструктивно! Если видите грубость без аргументов, призовите@admoders .
1. Лига Художников — галерея работ, созданных вами. Чаще всего это цифровые, традиционные рисунки, на ткани или иных носителях.
2. Слабые работы часто отклоняем, ибо они провоцируют негатив у зрителей.
Для начинающих/неопытных есть Младшая Академия.
3. Просим выкладывать картинки в хорошем качестве; на одном изображении только один рисунок; не под углом или наклоном; хотя бы в разрешении 700px; свои работы, а не себя или объекты вокруг.
4. Воздержитесь от публикации недоделок отдельным постом. Этап или фрагмент рисунка можно показать с законченной работой.
5. ТЕМАТИКА СООБЩЕСТВА
- Мы приветствуем: традиционные рисунки, цифровые рисунки, рисунки на ткани и иных материалах, процессы создания, уроки, мастер-классы, лекции, полезности для художников.
- Мы отклоняем: посты без ваших работ; слабые работы; некачественные фото; заказы, вопросы, объявления; фотоарты, раскраски, обводки; 3D-графику; скульптуру; комиксы...
- Ваш пост может подойти в одно из этих сообществ.
ВАЖНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ читайте по ссылке =) Что влияет на успех поста? Как сделать пост заметнее?
1. Всегда добавляйте картинку с законченной работой наверх поста.
2. Избегайте рекламных призывов вида "Подпишись, репостни, переходи по ссылке", чтобы не провоцировать раздражение читателей.
3. Укажите оригинального автора, если у вас копия другой работы или срисовка фото.
Или напишите про факт копии / срисовки в тексте поста.
Иначе зрители принимают пост за плагиат / воровство.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПИКАБУ (про весь сайт, а не одно соо)
1. Посты-повторы запрещены. Публикуйте одну работу один раз.
Если это сделали раньше вас, можно выложить её с тегом "повтор".
2. Эротика разрешена в NSFW-сообществах.
3. Торговля разрешена в спец. соо Лавка Пикабу.
- Нарушением будут продажи / коммерция / обсуждение цен вне "Лавки Пикабу".
- Вместо этого автор может оставить свои контакты в посте и профиле.