139

Турэндуро - Почему да?

Турэндуро - Почему да? Мото, Туристический мотоцикл, Тур-эндуро, Yamaha tdm850, Видео, Длиннопост

На волне постов https://pikabu.ru/story/turyenduro__pochemu_net_5552629 и https://pikabu.ru/story/turyenduro__pochemu_net_ili_kak_ya_p...


Зацепила меня немного фраза @NoAdO:

Подводя итог, я хотел бы сказать что «куплю турэндуро» не является универсальным решением, как некоторые думают.

Что такое "универсальный мотоцикл"? В моем понимании - это мотоцикл, который может решать максимальное количество бытовых задач.

Попробую пояснить на личном примере - на примере моего мотоцикла. Хоть, он и не является каноничной турэндурой, тем не менее, по стилю своего катания могу его смело причислить в ряды того же V-Strom. По моему мнению, абсолютно одинаковые по концепции мотоциклы.

Здесь и далее - выражается мое сугубо личное мнение и опыт.


Так какие же задачи я ставил перед мотоциклом?


В первую очередь - это тяжелый мотоцикл со снаряженной массой 230кг. Большой и тяжелый мотоцикл был выбран осознанно, потому что предполагалось практически постоянно возить пассажира. Как я уже отмечал ранее - в этом случае критерии выбора мотоцикла немного другие. Чем тяжелее мот - тем меньше загрузка мотоцикла сказывается на управлении.

Если сильно навьючить легкий мотоцикл - будет "пустой" руль, будет воблить, ну не мне вам объяснять. Также на большом мотоцикле - большое и удобное сиденье для пассажира. Краткий вывод - если предполагается пассажир в долгосрочной перспективе - большой и тяжелый мотоцикл - это не плохо.


По поводу передвижения в городе. Мое мнение - любой мотоцикл для этого подходит. Любой. Сейчас не жирные безнаказанные 2000-ые, и нам не по 20 лет :) Да, можно говорить, что на легком дорожнике или мотарде легче ездить (по бордюрам? в 2018-ом?). Но для спокойного и размеренного движения - пофиг. Я после питбайка весом 70кг сел на TDM весом 230. TDM был проходимее в пробках, у него руль был уже. Вот так. В пробках определяющий фактор в общем случае - ширина руля.


По поводу фактора "высоко и тяжело - легко уронить". Фактор такой есть, спорить глупо. Но скилл решает всё. Еще раз - скилл, а не ваши габариты. Когда я сел на TDM, я весил слегка за 70, с ростом 175. Сейчас пожирнел чуток (но не окреп). Да, сначала боялся при маневрах на мелкой скорости, все время шатало куда-то, напряги, дерготня. Все фигня, ребят. Просто был избалован легким мотоциклом, и не был наработан навык удержания мотоцикла строго вертикально на остановках, не умел точно работать газом и сцеплением на разворотах, не умел свешивать задницу куда надо при остановках на рельефе и т.д. Сейчас могу опустить одну ногу на остановке, снять шлем, почесать задницу, держа мопед одной ногой. Под собой его кидаю как игрушку. Не изменилось ничего, кроме того, что я научился ездить) Но, справедливости ради, отмечу, что TDM не высок.

Также для справедливости могу отметить, что я пустил жену ростом 162см катать по площадке свой TDM - тогда он села на мотоцикл ровно второй раз в жизни.

Как она достает ногами - можете видеть. Так что проблема высоких мотоциклов слегка надуманна. Да, пару раз уронила, но это совершенно нормально. Тут плавно переходим к следующему пункту.


Как правило, турынды не боятся валяния. Лично свой валял несколько раз на месте, а также падал на скорости, пока не поставил дуги. Несмотря на довольно развитый обтекатель и пластик, повреждения косметические. Погнул руль, и минус стеклышко поворотника. После установки дуг и канистр, валяй - не хочу. После такой вольности, даже легкий, но пластиковый мопед - извольте. Лучше тяжелый, но дешевый и безгеморный на падение. А падают все мотоциклисты. Этот фактор - очень сильный, имхо. Независимо от класса техники.


У турэндур есть полезное свойство - ездить в стойке. Конечно, при езде вдвоем это не очень применимо, а для соло райдинга - это благо. Это даже не обязательно может быть грунт! На асфальте использую постоянно - для отдыха в длительных перегонах. Всем знакома проблема - затекание пятой точки. От чего это происходит? Нарушается кровоснабжение. В сильно согнутых коленях на дорожных мотоциклах тоже бывает. Этот совет мне дал один опытный человек с одного отличного технического форума - вставайте в стойку при проезде населенных пунктов. Пока ограничение 60 - катишь себе в стойке, разминаешься, отдыхаешь. Таким образом пробеги от заправки до заправки (~250км) за один заход проезжаются вообще без проблем, и ваши яйки скажут вам спасибо. Ну и вообще - эндурное расположение подножек благостно влияет на спину, по моему скромному мнению.


По грунту - лучше дорожников, как минимум. Отмечу лучшую защиту картера и труб, клиренс. Остальное определяется массой мотоцикла и резиной. На своем тяжелом мотоцикле грейдеры и сухие грунтовки - это не проблема, это удовольствие. При влаге с небес - начинается работа. Если же брать более легкие мотоциклы для преимущественно соло-райдинга, то тут все уже ГОРАЗДО интереснее. Минус ~40кг и колеса 21-18 с соответствующей резиной делают свое дело.


Ну и, то, что турэнда делает совсем хорошо - это трасса, путешествия. Причем, в зависимости от резины и настроек подвески, удовольствие от поворотов - не исключается! Если предполагается асфальтовое применение без больших пробегов - ставьте липкую резину, затягиваете подвеску и пилите подножки. Захотели в асфальтовый трип - ставьте туринговую долгоиграющую и едьте.  На Памир на перевалы захотели - шашки. Вариативность. Также отмечу, что турэндуры - самые вольные мотоциклы в плане размещения багажа, об этом я пилил пост. Вы можете очень легко подстраивать мотоцикл под режим эксплуатации, навешивая и снимая оборудование, меняя резину и настройки подвески.

Причем умеренно мощный мотоцикл более 1 цилиндра при этом дополнительно закрывает потребность в "телепортаторе", когда есть необходимость долго и скучно пилить по автобану на высокой скорости. Это также было одно из моих требований.


Что может быть более универсальным? "Универсальное" - это не равно "хорошее".  Конечно, турэндура - это королева компромиссов.

В качестве заключения, процитирую самого себя.

А если серьезно, то тяжелый турэндур, это мотоцикл "и в пир, и в мир, и в добрые люди".

Кто может себе позволить ОДИН мотоцикл, но для всего, тот выберет турэндур. Он решает большинство задач, но как и все универсальные вещи, решает эти задачи посредственно) Но тут тоже есть возможность "поиграть" комплектухой, резиной, настройками подвески.

Естественно, более специализированные мотоциклы для более конкретных задач - лучше справляются с этими задачами. Но не всего могут или желают иметь целый гараж. А турэнду завел и поехал. На работу, в гости к бабушке, Крым, Кольский. Все уже готово для этого. В этом основной смысл.

p.s. Давно обещанный пост про запил TDM на подходе. Даже хотел сделать один пост из этого, но посмотрел на итоговую простыню и передумал. Выложу чуть позже. Мои 50 гордых подписчиков - я о вас не забыл :)

Мото

6.4K пост12.1K подписчиков

Правила сообщества

Запрещается оскорбление и провокации членов мото-сообщества

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0
Автор поста оценил этот комментарий

месяц назад купил себе ТДМ. сменил драгу 400. мотоцикл кстати такой же по весу. доволен как слон, но к вашему посту есть несколько замечаний.

во первых из турынд к дорожным наиболее близок ТДМ и поэтому он такой универсальный, остальные турынды - нет.

во вторых по цене из турынд только ТДМ достаточно доступный, а тот же литровый V Storm от 600к начинается. а в других классах при ограниченном бюджете выбор побогаче.

раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий
>остальные турынды - нет

А в чем не универсальность остальных турынд, катал на KLE500, версус 650, гуси 700 и 800, трансальп 700, варадера, сутенер 1200, все в той или иной степени универсальные аппараты, тот же версус еще дорожней тыдыма. Для всех турынд на мой вкус будет следующая табличка.
Город:
плюсы - пофг на качество асфальта, высокая посадка, видно что творится вот за той пузотеркой, высокий руль, проходит над зеркалами седанов в пробках, без боковых кофров можно пролезть почти везде, парковка на тротуаре с высоким поребриком.
минусы - пролезть все-же можно не везде, габариты все-же поболее чем у стритов и мотардов

Трасса (дальняк):
плюсы, те же что в городе, хорошая крейсерская скорость и неплохое ускорение, прямая посадка, жопа в принципе не сильно устает, приемлемая ветрозащита (но не у всех моделей)
минусы, ну не диван, на турерах комфортней пока асфальт идеальный, у многих поганый ветровик, что уменьшает комфорт режима телепорта.

Грунт(грязь, песок):
плюсы, ну при навыке проехать можно, по сухому даже немного поскакать по лесным тропам, но грязь и песок - все приехали.
минусы, не эндурик и не кросс, тяжелый, высокий, на низкой скорости заваливается, в грязь лучше не соваться вовсе, тем более на дорожной или универсальной резине.

Трек: плюсов нет, противопоказан, нечего там делать на универсальном аппарате.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Трек: плюсов нет, противопоказан, нечего там делать на универсальном аппарате.

Ну какой-нить Triumph Tiger 800 смогёт, только подножки быстро кончатся)

Но на трек лучше рисовый корч какой-нить, наверное. Дешевле выйдет.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Линейка турынд от КТМ на треке может валить знатно. Определение турынд само по себе весьма размыто, кому то это ходы подвесок за 200 колесо 21 и спицы, а кому то хватит литых дисков на 17 и ходов подвесок в 150 (как мне например). Я это к чему, если под турындой понимаем еще и кроссоверы\паркетники\мотоциклы двойного назначения, то можно найти аппарат, который будет максимально универсален, а ваш выбор будет обусловлен наличием набора определенных сильных сторон, например если хотим в списке сильных сторон увидеть трек, то bmw s1000xr или KTM 990 smt вполне вам это дадут.

0
Автор поста оценил этот комментарий

во первых из турынд к дорожным наиболее близок ТДМ и поэтому он такой универсальный, остальные турынды - нет.

Смотря что считать тур-эндурой. Например V-Strom 650 очень близок к TDM во всем, только современнее. Но да, они более дорожные, ходов подвески немного.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

он шире. я офигел насколько тдм узенький. и более вялый на трассе будет засчет меньшего количества лошадей.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, стоковый TDM довольно узкий по рулю. Очень странное сочетание вообще. Узкий руль, легкий наклон вперед и дорожные подножки, при этом расположение подножек абсолютно эндурное и невероятно удачное сиденье и бак для езды в стойке. Однозначно - эксперимент от трех камертонов.

А руль я себе менял на более широкий и эргономичный, и чтобы о кофрах в пробках не задумываться.

А V-Strom 650 хоть и чуть слабее, и мотор там V-образный, я все равно придерживаюсь мнения, что эти мотоциклы очень похожи именно по концепции использования. Очень просторные, большие мотоциклы, с длинной базой, отличным местом для второго номера, небольшим ходом подвески для турынды и более асфальтовым уклоном при эксплуатации. Да и профиль мотоциклов очень похож, на самом деле, если закрыть глаза на мотор.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку