Цикл контакта: фокусировка и поиск. Прерывание контакта: интроекция и проекция

(продолжение, начало здесь)


Следующие этапы кривой контакта.


Кстати, кривой она называется не просто так, а в связи с тем, что процессу удовлетворения потребности соответствует возрастание, а затем убывание уровня энергии и возбуждения;

графически это наглядно изображается, как кривая, возрастающая от точки "спокойствия", до максимального уровня, соответствующего взаимодействию, а затем снова убывающая до минимального уровня энергии.

То есть то, что привлекает наше внимание – в положительном ли модусе или в отрицательном, то, что не оставляет нас равнодушными – всегда содержит ключи к пониманию себя, более важные и верные для нас, чем любые самые правильные, но не цепляющие слова и знания.


Так вот, после того, как человек заметил в себе некоторое напряжение, какое-то смутное стремление, этот импульс хорошо бы:

а) максимально четко определить – этап фокусирования потребности,

б) посмотреть вокруг, чтобы найти – как, где, когда, с кем или чем можно попробовать достичь желаемого - этап сканирования среды.


Обе эти задачи связаны с необходимостью сориентироваться – в себе и в окружающем мире, и могут быть выполнены тем лучше, чем шире и яснее человек понимает каков он сам, и чем более непредвзято он видит людей и возможности вокруг.


Так как наши потребности возникают на разной глубине, касаются разных сторон жизни – не всегда легко понять, а чего вообще хочется; иногда за одним слоем, возникает другой; удовлетворение одного желания приводит к возникновению следующего…

Потребности могут быть очень глубокими, затрагивающими не только настоящий момент, а все мировоззрение и самоощущение в целом: быть счастливее, быть сильнее, чувствительнее… и их не определить так просто, в двух словах; иногда даже и языка может не быть сформировано, на котором можно было бы их ясно описывать.


А иные желания вполне четко формулируются: наша обыденная жизнь насыщена моментами, когда можно останавливаться и замечать свои простые, жизненные нужды;

банальное - поесть или поспать, поговорить или погулять, пойти длинной дорогой домой или короткой.

В контексте ориентирования возникает вопрос о том, к чему в себе мы имеем доступ, о каких своих потребностях мы знаем, а какие до сознания не доходят, что мы думаем о мире, своем в нем месте, и какой спектр возможностей для себя допускаем.


На этом этапе прерывать процесс могут такие механизмы, как интроекция и проекция.


Интроекция – заполненность чуждым психическим материалом: чужие правила, мысли, желания, которыми нас когда-то «накормили» значимые люди, а мы не имели возможности ни отказаться, ни проверить их пользу для себя.

Проекция – противоположный процесс, приписывание собственных идей, чувств и желаний другим.

То, что мы в себе не знаем, не принимаем, то чего боимся или не можем выносить – «надевается» на окружающих, и дальше мы начинаем общаться, по-большому счету, сами с собой.


И интроекция, и проекция – истории про непонимание себя:

в мой мир вплавлены куски чужих желаний и правил, а свои собственные содержания я отдаю другим, - как здесь понимать, что же нужно мне самой, и что имеет смысл искать вовне? Все вперемешку, но вот что кому принадлежит и какой взаимообмен возможен – совершенно неясно.


На этом этапе нужна проверка: а что за знания у меня о себе, о людях, о том, что можно, нельзя, прилично, неприлично; а так ли это все? Или это привычка так думать? А если привычка – мешает ли мне кто-то или что-то думать и действовать по-новому? Что мешает? Как?

Что за мысли и мотивы я приписываю окружающим? Чего от них ожидаю? Эти ожидания чем-то подтверждаются или это все-таки лишь мои ожидания?


Вопросы и размышления такого плана нужны для того, чтобы отделить мысли от действительности, страхи и надежды от фактов, свои потребности от усвоенных правил и чужих желаний.


Источник

Психология | Psychology

21.8K постов59.9K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.