Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Ценообразование при капиталистических монополиях. Историческая тенденция финансового капитала

Картелирование — исторический процесс. Он захватывает различные отрасли капиталистического производства в различной последовательности во времени, смотря по тому, насколько созрели условия для картелирования. Как мы видели, развитие капитализма приводит к тому, что эти условия все в большей мере осуществляются для всех отраслей производства.

Ценообразование при капиталистических монополиях. Историческая тенденция финансового капитала Политика, История, Экономика, Капитализм, Социализм, Коммунизм, Марксизм, Картель, Длиннопост

При прочих равных условиях, т. е. при равной степени развития влияния банков на промышленность, на одной и той же фазе промышленного цикла, при одинаковом органическом составе капитала, известная отрасль промышленности будет тем пригоднее для картелирования, чем крупнее размеры того капитала, который требуется для отдельного предприятия, и чем меньше общее количество предприятий в данной отрасли производства.


Здесь все капиталистическое производство сознательно регулировалось бы из одной инстанции, которая определяет размер производства во всех его сферах. Тогда установление цен становится чисто номинальным и фактически равносильно уже просто распределению всего продукта, с одной стороны, между картельными магнатами, а с другой — между остальными членами общества.


Цена является тогда не результатом вещных отношений, которые устанавливаются между людьми, а лишь своего рода вспомогательным расчетным способом передачи вещей от одних лиц к другим. Деньги не играют никакой роли. Они могут совершенно исчезнуть, потому что дело сводится ведь к передаче вещей, а не к передаче стоимостей. Вместе с анархией производства исчезает вещная видимость, исчезает товар в качестве овеществленной стоимости, исчезают, следовательно, деньги.


Картель распределяет продукт. Вещественные элементы производства воспроизводятся и входят в новый процесс производства. Из нового продукта известная часть достается рабочему классу и интеллигентам, другая остается у картеля, который может употреблять ее на что угодно. Это—сознательно регулируемое общество в антагонистической форме. Но этот антагонизм есть антагонизм распределения. Самое распределение здесь сознательно урегулировано, и потому необходимость денег миновала.


Финансовый капитал в своем завершении оказался оторванным от той питательной почвы, на которой он возник. Обращение денег перестало быть необходимым, неустанный кругооборот

денег нашел свой конец в урегулированном обществе и регpetuum mobile [вечное движение] обращения достигло покоя.

Ценообразование при капиталистических монополиях. Историческая тенденция финансового капитала Политика, История, Экономика, Капитализм, Социализм, Коммунизм, Марксизм, Картель, Длиннопост

Тенденция к созданию такого всеобщего картеля, и тенденция к учреждению центрального банка совпадают, и из соединения их вырастает великая концентрированная мощь финансового капитала. В финансовом капитале все частичные формы капитала являются соединенными в единую целостность. Финансовый капитал является денежным капиталом и действительно обладает формой движения последнего — ДД *, представляет деньги, которые приносят деньги — наиболее общая и иррациональная форма движения капитала.


В качестве денежного капитала он в двоякого рода формах— как ссудный капитал и как фиктивный капитал — предоставляется в распоряжение производительных капиталистов. Посредниками при этом служат банки, которые в то же время стремятся постоянно растущую часть денежного капитала превратить в собственный капитал и таким образом финансовому капиталу придают форму банкового капитала. Этот банковый капитал все более превращается в

простую форму, в денежную форму, действительно функционирующего капитала, т. е. промышленного капитала.


Одновременно все больше устраняется самостоятельность торгового капитала, между тем как разделение банкового капитала и производительного капитала уничтожается в финансовом капитале. Что касается самого промышленного капитала, то здесь границы между отдельными сферами все более уничтожаются прогрессирующим объединением ранее разделенных и самостоятельных отраслей производства и постоянно сокращается общественное разделение труда, т. е. разделение между различными сферами производства, которые только меновыми актами связывались в качестве частей всего общественного организма. 

Напротив, одновременно все дальше идет техническое разделение труда внутри объединенных производств.


Таким образом, в финансовом капитале угасает конкретный характер капитала. Капитал кажется единой силой, которая суверенно господствует над процессом жизни общества, силой, непосредственно возникающей из собственности на средства производства, на природные ресурсы и на весь накопленный прошлый труд.


Распоряжение живым трудом выступает здесь в таком виде, что оно непосредственно вытекает из отношений собственности. В то же время собственность, концентрированная и централизованная в руках немногих крупнейших капиталистических ассоциаций, непосредственно противостоит массе тех, у кого нет капитала.


Таким образом, вопрос об отношениях собственности получает самую ясную, недвусмысленную, наиболее острую постановку, между тем как вопрос об организации общественного хозяйства находит все более совершенное разрешение вследствие развития самого финансового капитала.


Капиталистические монополии и банки. Превращение капитала в финансовый капитал


Капиталистические монополии и торговля


Банковый капитал и банковая прибыль


Капиталистическая логика


Марксизм по Гильфердингу